Писатели в XX веке посвящали стихи и прозу, пожалуй, нескольким вечным вопросам:
- любовь и расставание («Поэма горы» и «Поэма конца» Марины Цветаевой, «Ревность» Давида Самойлова, «Назначь мне свиданье» и «Не плачь, не жалуйся, не надо...» Марии Петровых);
- взаимоотношения с другими людьми («Предательство» Александра Городницкого, «Баллада о борьбе», «Баллада о брошенном корабле», «Человек за бортом» Владимира Высоцкого);
- жизненные опыты («Неужели всю жизнь надо маяться» Давида Самойлова, «Сон об уходящем поезде» Юрия Левитанского, «Сумерки» Эльдара Рязанова, «Совесть, благородство и достоинство», «В больничное гляну окно, а там, за окном — Пироговка…» Булата Окуджавы, «Вакханалия» Бориса Пастернака);
- природа во всех ее проявлениях («Золотая осень» Бориса Пастернака, «Осень» Давида Самойлова);
- города, их закоулки, люди и дух («Ленинград» Осипа Мандельштама).
Нередко в произведениях мелькали и приметы быта — советские бренды разного уровня.
В 1965 году Евгений Александрович Евтушенко публикует в журнале «Юность» свою поэму «Братская ГЭС». Это произведение посвящено великой стройке СССР, «бренду» Братска на все времена.
Напомним, что решение о строительстве объекта приняли в сентябре 1954 года, практически через год (июль 1955) началось возведение линии высоковольтной электропередачи. 18-19 июля 1961 года произошло наполнение Братского водохранилища. 14 декабря 1966 года состоялся пуск восемнадцатого агрегата гидроэлектростанции. В сентябре 1967 года Государственная комиссия приняла Братский гидроузел с оценкой «отлично». До 1971 года Братская ГЭС считалась крупнейшей в мире.
В диалоге между египетской пирамидой и Братской ГЭС этот момент был обыгран так:
«Эй, ты кто?»
«Я — Братская ГЭС».
«А, слыхала:
ты первая в мире
и по мощности,
и т.п.
Ты послушай меня,
пирамиду.
Кое-что расскажу я тебе».
Кстати, в прологе этого же произведения Евтушенко несколько раз упоминает чудо творения советского автопрома — «Москвич».
«...Я ехал по России вместе с Галей,
куда-то к морю в «Москвиче» спеша
от всех печалей...
Осень русских далей
пообок золотела все усталей,
листами под покрышками шурша,
и отдыхала за рулем душа».
Идеологический противник Евтушенко — Иосиф Бродский — в своих стихотворениях тоже рассказывал о некоторых предметах советского обихода. В произведении конца 70-х он пишет:
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся».
«Шипка» (впрочем, как и «Солнце») — это был бренд болгарских сигарет без фильтра, активно поставляемых в Советский Союз. На сайте «Бродский. Онлайн» пишут, что пачка «Шипки» стоила очень дешево — где-то в пределах 12-15 копеек.
Еще несколько примеров…
В стихотворении «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома, с Канатчиковой дачи» в последней строчке насмешливо звучит упоминание «Спортлото» — лотерейной игры позднего СССР:
«Пусть безумная идея —
Вы не рубайте сгоряча.
Вызывайте нас скорее
Через гада главврача!
С уваженьем... Дата. Подпись.
Отвечайте нам, а то,
Если вы не отзовётесь,
Мы напишем... в «Спортлото».
Поэт-песенник Михаил Матусовский в одном из своих стихотворений пишет:
«И вновь дела кончаются дневные
И вновь зажглись на створах огоньки.
Звучат Москвы далекой позывные
На переправе у реки.
И смотришь ты, как будто бы впервые,
На это небо, на степной большак
И гаснет, гаснет день под позывные
Радиостанции «Маяк».
В малоизвестном прозаическом «Веселом романе» Владимира Киселева с негативом упоминается бренд «Волги»: это транспортное средство, по словам Киселева, имело ограничитель скорости в 60 км/час («Так вот, … кажется, что твоя автомашина [при таких показателях] ползёт как черепаха. Грузовики обгоняют»).
Прямая стихотворная (и позитивная) реклама советских брендов при этом была свойственна только Владимиру Маяковскому. Именно он стал одним из первых успешных отечественных копирайтеров-рекламщиков.
«Нет места сомнению и думе —
Все для женщины
Только
В Гуме».
«Дождик, дождь, впустую льешь —
я не выйду без галош.
С помощью Резинотреста
мне везде сухое место».
«Лучших сосок
Не было и нет,
Готов сосать
До старых лет».
Ну, и не забываем про «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Читая эти стихи, сложно представить, что Маяковский был тонким лириком с трагичной судьбой, предсказанной им в финале поэмы «Про это».
А было ли сочетание драматизма и лирики в творчестве советских писателей?
К удивлению — да. Замечательный автор Николай Зиновьев создал стихотворение, построенное вокруг «транспортного бренда» того времени — «Красной стрелы», соединяющей Москву и Ленинград.
«“Красная стрела” ночью отойдет. Я тебя люблю, а ты?
«Красная стрела» от меня сейчас вихрем оторвет
Мечты».
Строчки стали известными после того, как песню на музыку Алексея Мажукова исполнила София Ротару в 1981 году на «Песне года».
Нет в живых уже поэтов, да и СССР давно стал историей, однако бренды, воспетые классиками существуют и поныне. Подчас в самых неожиданных ипостасях.
Полезные ссылки:
→ Зачем нужен товарный знак?
→ Бесплатный поиск по базам Роспатента
→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ
→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС
→ Зарегистрироваться в сервисе
(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей