Один из самых часто задаваемых вопросов - откуда индейцы брали перья?
Ответ может быть чрезвычайно прост, орлиные перья они брали от орлов. Но почему-то никто не спрашивает, где индейцы брали орлов...
И снова Лютер Мато Нажин...
"За много веков, до того как у индейцев появились ружья, они охотились на зверей и птиц с помощью лука и стрел. Но орёл – особое существо, и его можно только ловить. Ни один охотник не мог подобраться к орлу так близко, чтобы попасть в него из лука. Но и поимка орла настолько сложное дело, что к нему нужно было очень тщательно готовиться. Кроме того, орёл являлся священным созданием, поэтому весь процесс поимки носил характер сложного ритуала.
овля орла была серьёзным и опасным делом, и подготовка к ней требовала нескольких дней. Три человека заранее договаривались и выслеживали гнездо орла. Неподалёку они ставили типи и наполняли его благовонной полынью, за исключением места для очага и алтаря. Там они проводили ночь. Вход в типи делался с востока, на восход Солнца. Позади, на стороне, противоположной двери, делался земляной алтарь с четырьмя палочками по сторонам света, к каждой палочке был привязан мешочек со священным табаком. Возле алтаря возвышалась подставка для Священной Трубки. Примерно в пятидесяти футах от типи сооружалась хижина из ивовых прутьев с дверью, также обращённой на восток. Это означало почтение к Солнцу. На каркас набрасывались одеяла, а в центре пола делалось углубление, достаточное для того, чтобы поместить туда несколько камней.
Когда хижина была закончена, будущий ловец входил внутрь для Церемонии Очищения (Инипи). Он входил туда с чистыми мыслями и чистым телом. Три или четыре дня он проходил этот ритуал и постился. Тем временем оба его помощника отправлялись как можно ближе к тому месту, где жили орлы. Там они копали яму таких размеров, чтобы в ней в сидячем положении мог поместиться человек. Выкопанную землю уносили в одеялах на некоторое расстояние и разбрасывали там и сям, чтобы холмики походили на муравейники.
Орёл настолько зоркая птица, что необходимо было не дать ему почувствовать присутствия человека. Когда эти люди копали яму, они ходили по траве очень осторожно и не оставляли следов на земле, чтобы орёл не заметил их. Когда вся земля была убрана, яма маскировалась ветками и травой. Теперь всё было готово для того, кто проходил Ритуал Очищения. Помощники укрывали ловца в яме так тщательно, что даже орёл не мог его заметить. Все приготовления обычно производились до рассвета. В старые времена ловец сидел в своей засаде с луком и стрелами, но в моё время уже использовалось огнестрельное оружие. В любом случае, это было делом для храбреца.
Перед тем, как уйти, помощники клали кусок мяса на середину помоста над ямой и привязывали его сыромятным ремешком. Мясо издавало запах, привлекавший не только орла, но и других животных – койотов, волков, медведей. Они могли появиться там первыми, так что человек в яме подвергался большой опасности. Он должен был вести себя совсем тихо и ничем не выдавать своего присутствия. Его помощники уходили, оставив его на произвол судьбы. Они не могли находиться поблизости, чтобы не спугнуть добычу. Таким образом, ловец вынужден был ждать часами, без пищи и воды, не имея возможности даже пошевелиться. Это было чрезвычайно трудно.
Орёл, почуяв запах мяса, начинал кружить в небе, высматривая добычу. Круги становились всё меньше, и мелкие животные в страхе убегали прочь. Наконец, орёл приближался к куску мяса. Стоя неподвижно как изваяние, он поворачивал голову то в одну, то в другую сторону, весь обратившись в зрение и слух. В это время ловец в яме не должен был издать ни звука. Убедившись, что поблизости никого нет, орёл приближался к мясу и вновь всматривался и вслушивался. Наконец он делал попытку схватить мясо и взлететь с ним, но это ему не удавалось. Тогда он останавливался, как бы оценивая ситуацию. Тут наступало время охотнику получить свою добычу. Очень тихо и медленно он поднимал руку и хватал орла за ногу. Если он делал это достаточно аккуратно, то орёл не двигался с места. Возможно, это происходило от неожиданности или от страха, но действительно орёл при этом не оказывал никакого сопротивления. Охотник крепче сжимал ногу орла и затем перехватывал её возле бедра, там, где начинаются перья. Теперь он держал птицу крепко и начинал медленно затягивать её в яму. Как ни странно, орёл и тут не сопротивлялся.
Охотник, подняв свободную руку ловко хватал орла за шею и душил. Убедившись, что птица мертва, охотник нес её в типи, которое ему помогали ставить помощники. Тело орла помещали на белую оленью шкуру в середину алтаря, потом проводили над ним Священной Трубкой к северу, югу, востоку и западу, а затем вверх, к Небу, и вниз, к Матери-Земле. Голову орла, с того места, откуда растут перья и до шеи раскрашивали красным, а в рот клали кусочек мяса, приготовленного для еды. Это делалось, чтобы оказать почтение Великой Тайне и всем земным творениям, а также благодарность, с которой индеец принимал все дары, которые преподносила ему Природа. Даже из-за одного орла он должен был проходить ритуал очищения и все описанные мною выше трудности.
Когда красивые перья орла были уже выдернуты, его тело относили на то место, где он был пойман и оставляли лежать на белой шкуре с головой, повёрнутой к востоку. Таким образом, он предоставлен Великой Тайне, которая заботится обо всём сущем. И странная вещь – никому никогда не удавалось найти мёртвого орла. Я не знаю также ни одного случая, когда кто-нибудь находил бы орлиные перья, хотя многие пытались это сделать."
Эта цитата из книги "Моё индейское детство" - лишь один из примеров описывающих церемониальную охоту Ловцов Орлов. В этнографической литературе достаточно информации более детальной и обстоятельной, но даже эта литературная версия даёт представление о всей сложности охоты на орлов, о множестве церемоний, с которым она была связана. И Лютер Мато Нажин хорошо пишет, что, таким образом, даже одно орлиное перо обладало огромной ценностью. В его добычу была вложена огромная храбрость и труд и даже простое обладание орлиным пером влекло за собой величайшую ответственность. Мы говорим просто об обладании, а не о демонстрации или тем более праве на ношение!
"И прежде чем прикоснуться к Чанунпе - Священной Трубке, или Орлиному Перу, хорошенько загляните внутрь себя и очистите это свою душу..." - говорит Дэвид Свеллоу младший - современный шаман лакота в одном из своих обращений.
Наверное правильнее было бы другую информацию об этом представить в каком-то более специализированным формате. Но для нас важнее понять что символизм орлиных перьев начинается задолго до того как вы можете увидеть это орлиное перо на одной из индейских регалий...
-------------------
Больше подобных материалов в нашем Телеграм-канале