Приветствую Вас, мои дорогие читатели. Сегодня в рамках подборки «Именинники рекомендуют!» хочу поделиться своим мнением о романе Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Эту книгу советует нам прочитать советская королева Анна Австрийская – Алиса Бруновна Фрейндлих, которой сегодня исполняется 89 лет.
Главная героиня романа - молодая учительница Сильвия Баррет, которая приходит в школу с одной целью – посредством своего предмета «Английская литература» помочь юным гражданам реализоваться в социальной и трудовой сферах жизни. Но та действительность, с которой мисс Баррет столкнулась в стенах школы ее шокировала – бесконечная бюрократия, отсутствие мебели, мела для записей на доске, а также отношение учителей и администрации школы к учащимся как к животным, которых нужно держать в жестких рамках глупых правил и страха:
«Допустите носителя сего в класс. Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз, и на замечание ответил дерзостью.
Нач. адм. о.»
Получается, что те люди, которые должны вдохновлять и обучать юные умы, своим наплевательским отношением к работе наоборот подталкивают их к девиантному поведению. Молодые люди не видят смысла посещать школу и все чаще принимают решение бросить обучение:
«Уважаемая мисс Барретти!
Мне нужно свидетельство про уход из школы, чтобы поступить на работу, поскольку мне уже много лет и мой заработок нужен дома. В большинстве школа все равно напрасная потеря времени, каждый семестр другой предмет, алгебра, французский, не считая английского, одно за другим. Кому это надо? Все мешается в голове, в одном классе учитель говорит одно, в другом — совсем другое, не знаешь, кому верить. Лучше уйти.
Ваш ученик
Винче Арбуцци.»
Хочу отметить, что Бел Кауфман для своего романа выбрала интересный вариант изложения – большая часть произведения состоит из переписки Сильвии с коллегами, учащимися и школьных сочинений по предмету. Живое общение Мисс Баррет со своими подопечными так же присутствует в тексте книги:
«Я все вспоминаю его слова: «Почему вы считаете себя какой-то особенной? Только потому, что вы учительница?» А на самом деле он хотел сказать: «Вы — человек особенный, вы — учительница. Вот и научите меня, помогите мне. Я заблудился и устал взбираться вверх по лестнице, ведущей вниз».
Только благодаря тому, что Сильвия не отгородилась от учащихся горой бумажной работы и видела в каждом учащемся личность, которой необходимо помочь развиться, позволило ей завоевать доверие ребят и окончательно не разочароваться в своей профессии.
Бел Кауфман написала роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» в 1964 году, но, что самое печальное, те проблемы, которые она поднимала в своем произведении до сих пор актуальна в российском образовании. В настоящее время, в школе и дошкольных учреждениях вводится очень много ненужной бумажной, электронной отчетности, и педагоги вынуждены либо наплевательски относиться к процессу образования и воспитания, либо тратить много личного времени на подготовку отчетов дома. Оба эти пути разрушительны. В первом варианте снижается качество обучения, а второй вариант приводит к оттоку педагогических кадров из образовательных учреждений.
Учитывая все вышеизложенное, я считаю, что Роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» должен быть настольной книгой всех чиновников, принимающих решения в области образования. А Вы согласны со мной или нет?