Что планировали сделать
Еще несколько лет назад никто даже не думал, что дети с аутизмом смогут ходить в обычные детские сады и школы. Сегодня ситуация изменилась: инклюзивное образование — когда каждый ребенок, независимо от имеющихся особенностей развития, может учиться в общеобразовательных учреждениях — доступно всем желающим. Однако дети с РАС должны быть к этому подготовлены: эмоционально, психологически, физически, интеллектуально.
«Наш сын очень сильно копирует окружение, — рассказывают Алена и Сергей, мама и папа Ярика из Новосибирска. — Социальная среда, коллектив, взаимодействие с другими имеют для него большое значение. Он тянется за детьми и развивается быстрее, прогрессирует речь, когда есть общение».
До недавних пор помогала отработанная методика работы с поведенческими сложностями — по всей стране такие ребята успешно получали образование. Но все испортила пандемия и вынужденное дистанционное обучение. Когда особые школьники оказались в изоляции, без принимающей среды и помощи квалифицированных педагогов, у них вновь появились сложности в поведении.
На помощь пришли специалисты ассоциации «Аутизм Регионы».
«Мы решили, что это наш шанс — ведь наши дети, которых мы с таким трудом годами старались включить в общество, именно сейчас нуждались в интенсивной поддержке, — вспоминает исполнительный директор ассоциации Ксения Афанасьева. — После вынужденной изоляции все родители высказывали серьезные опасения: смогут ли дети вернуться в ресурсные группы и классы? Ведь по результатам опроса 90% родителей сообщили, что у всех детей с аутизмом в изоляции появились проблемы с поведением, у многих — очень серьезные».
Чтобы помочь детям сгладить последствия незапланированной изоляции, здесь придумали проект «Инклюзивная адаптация». Учителя, психологи, кураторы теперь должны были работать с удвоенной силой, чтобы вернуть детям утраченные навыки, помочь решить проблемы нежелательного поведения и продолжить обучение в среде сверстников.
В рамках программы, рассчитанной на 2020/21 учебный год, получить индивидуальную поддержку должны были 105 ребят из 12 регионов страны. С детьми должны были заниматься квалифицированные специалисты, а другим членам семей запланировали дать базовые знания о том, как формировать коммуникативные навыки и навыки социально приемлемого поведения у ребенка с аутизмом. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов.
Что в итоге получилось
В состав группы вошли 105 ребят с РАС. Первым делом специалисты провели анкетирование, чтобы понять, какие функции сильнее всего пострадали во время изоляции. А затем создали модель дистанционных форматов работы с детьми и разработали индивидуальные программы для каждого юного участника проекта.
«Для педагогов очень важно получить обратную связь от семьи, поскольку родители взяли на себя большую часть нагрузки по обучению детей во время дистанционной работы, — объясняют в ассоциации. — Многие из них продолжали занятия и во время летних каникул. Эти данные показали нам полную картину текущего состояния социальных и коммуникативных навыков ребенка».
К слову, родителям — участникам проекта была отведена особая роль. 45 мам и пап приняли участие в вебинарах, во время которых узнали об эффективных технологиях обучения детей с РАС, научились поддерживать учеников не только в школе, но и дома.
Авторы проекта отмечают: во время пандемии работать с детьми с аутизмом нужно было комплексно, ведь только так они могли сохранить полученные академические навыки, приобрести новые и снизить вероятность нежелательного поведения. Родители подошли к работе со всей ответственностью — понимали, что обучение в обычной среде, общение со сверстниками поможет их детям во взрослой жизни.
В течение всего учебного года дети и их родители усиленно работали — гораздо больше, чем другие ученики. Они научились справляться с тяжелым поведением, их больше не пугали изменения в расписании и новые «сюрпризы» в виде карантина. Они справились и смогли вернуться в школы и детские сады. Результаты итоговой диагностики объективно подтвердили прогресс у каждого ученика: новые навыки, больше часов в инклюзии и значительно меньше проблем с поведением.
С какими трудностями столкнулись
Тема инклюзии в современном обществе играет важную роль, поэтому неудивительно, что проект вызвал большой ажиотаж. Авторы получили очень много заявок. В рамках одного проекта помочь всем было невозможно.
Кроме того, оказалось, что не хватает специалистов с опытом и знаниями в сфере прикладного анализа поведения. А повышение уровня образования и квалификации требует времени, которого всегда не хватает.
Как развивается проект
К сожалению, идейный вдохновитель проекта, руководитель департамента «Инклюзия» ассоциации «Аутизм Регионы» и просто папа мальчика с аутизмом Сергей Витрянюк ушел из жизни почти два года назад.
«Именно Сергей сумел найти те самые слова, которые сплотили всех наших членов в тот непростой момент, и всю заявочную кампанию мы помогали друг другу, делились опытом, очень ответственно учились», — вспоминает Ксения Афанасьева.
Но дело Сергея живет, и ассоциация «Аутизм Регионы» продолжает помогать детям с РАС. Так, в 2023 году 30 московских школьников будут проходить социальную адаптацию в обычных общеобразовательных школах с учетом возрастных периодов и изменений требований к программам, в том числе при переходе в среднее звено.