Найти тему
Катехон

Ближневосточное турне Путина

Оглавление

6 декабря российский лидер Владимир Путин прибыл в Абу-Даби, где запланированы его переговоры с президентом ОАЭ Мухаммедом Бен Заидом Аль Нахайяном. Позднее в программе дня — посещение Саудовской Аравии. А на следующий день, 7 декабря, глава России встречает уже у себя в гостях своего иранского коллегу Эбрахима Раиси. Лидера в ближневосточном турне сопровождает большая делегация с достаточно говорящим составом: помимо главы МИД Сергея Лаврова, первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера Александра Новака, в состав входят глава Минпромторга Денис Мантуров, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, глава «Роскосмоса»Юрий Борисов, глава «Ростатома» Алексей Лихачёв, глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

Можно сделать вывод, что за такой короткий срок российская делегация обсуждает огромное количество вопросов, и, зная особенности работы в регионе, предположим, что могут быть достигнуты крайне интересные договорённости, связанные с атомом, безопасностью и обороной в космосе, дедолларизацией и санкциями, при этом большая часть результатов работы, вероятно, озвучена в ближайшее время не будет.

Путин в гостях

Предыдущая встреча Владимира Путина и Мухаммеда Бен Заида Аль Нахайяна состоялась в России в июне этого года, когда ОАЭ были представлены в почётном статусе «страны-гостя» на Петербургском международном экономическом форуме.

Однако, несмотря на очень тёплые отношения между лидерами, в ноябре появились новости о том, что ОАЭ согласились ограничить реэкспорт в Россию «чувствительных товаров, использовавшихся в военных целях в Украине». Источником этой информации называлась исполнительная власть ЕС. Однако, с другой стороны, как аналитики ЕС, так и США признают, что экспорт таких товаров и технологий в Россию перекрыть невозможно, потому что... Москва сама обладает ещё лучшими технологиями и производит любое нужное ей количество «товаров, использовавшихся в военных целях в Украине». Кроме того, ничего конкретного по поводу пресловутых предметов военного назначения сказано не было, что наводит на мысли о том, что данные новости — вброс с целью посеять напряжённость между Москвой и её союзниками, особенно стремительно ухудшающихся отношений Европы и «джунглей», как выразился глава Евродипломатии Жозеп Боррель, перечитав, вероятно, одного из своих предшественников сороковых годов XX века. Но не исключено, что подобные вопросы на переговорах Владимира Путина с Мухаммедом Бен Заидом Аль Нахайяном поднимались, и частично это может объяснить участие в работе российской делегации Новака, Мантурова и Набиуллиной.

С наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом Владимир Владимирович не встречался достаточно долго, но они регулярно созванивались. Поэтому лидерам было о чём поговорить, кроме нефти.

Западные аналитики подчёркивают, что визиты российского лидера в страны ОПЕК+ проходят на фоне сокращения добычи нефти для поддержания её стоимости. Значит, центральной темой будет нефть, — делают они незамысловатый вывод. Если смотреть шире и избавиться от набивших оскомину ассоциаций «Россия-нефть-мороз-медведи», то картина складывается более изящная. А зная стиль работы Путина, можно быть уверенным в том, что результат будет ещё более неочевидным и красивым, как партия гроссмейстера.

В Дубае продолжает работу климатический саммите COP28. Основными вопросами саммита заявлены борьба с глобальным потеплением и «карбоновыми выбросами». При этом большинство развивающихся стран, включая азиатских и латиноамериканских гигантов, например, Бразилия, заявили, что так называемые развитые (умирающие) страны Европы не имеют права настаивать на остановке прогресса в большей части мира, после того, как достигли этого сами за счёт значительного ухудшения экологии на всём земном шаре, рабства и эксплуатации различных ресурсов «третьего мира».

Как мы уже писали, в настоящее время климатическая повестка является удавкой на шее развивающихся стран. Развитые страны Запада стремятся, используя её, ограничить и контролировать их развитие: навязывается «сокращения выбросов», вводятся новые ограничения для незападных экономик, деньги из глобальных фондов распределяются для стимулирования собственных экономических и политических стратегий в этих странах. Если исходить из этой гипотезы, то малые вливания стран Запада в «борьбу с изменениями климата» с лихвой окупятся, так как направлены вовсе не на изменения климата, а на совершенствование механизмов вмешательства и размывание суверенитета незападных стран. Однако большая часть мира начала это понимать и всё чаще обращается к России, но не только за нефтью и углём.

Российский атом — вот на что ставят многие из этих стран, особенно добившиеся определённых экономических успехов. Владимир Путин заявил, что не собирается участвовать в климатическом саммите, и это действительно пустая трата времени, если он может продемонстрировать реальные успехи одного из своих любимых детищ — «Росатома».

Ещё в октябре этого года российский лидер, выступая на Энергетической неделе в Москве, произнёс тезисы, из которых было очевидно, что Москва постепенно переходит с нефтяного экспорта на атомный. Надо признать, что в последние годы это достаточно неплохо удаётся. И лучшие иллюстрации этого процесса находятся как раз в ближневосточном регионе. И это не только нашумевшая АЭС «Аккую», про которую Владимир Владимирович достаточно часто рассказывает зарубежным коллегам, но и египетская «Аль-Дабаа». И вторая даже в какой-то мере интереснее.

«Аль-Дабаа» — это полностью российский проект, работающий по самым новым, уникальным технологиям, подобных которому ещё нет ни в одной точке мира. «Это наш флагманский проект на Африканском континенте, но здесь мы не ограничиваемся только строительством станции. Мы, по сути, с нуля вместе с нашими друзьями — египетскими специалистами, создаём в этой стране целую отрасль атомной энергетики с подготовкой профильных кадров, поддержкой технического обслуживания и так далее. То есть помогаем Египту встать на путь суверенного энергетического развития», — говорил российский лидер и с радостью обратил внимание на то, что «Аль-Дабаа» возводится с опережением графика. Хотя напомним, два года назад западные СМИ злорадно писали о том, что Москве придётся бросить этот проект из-за «неспособности выполнить обещания из-за санкций». Сегодня риторика поменялась: британский The Telegraph советует европейским лидерам, у которых не хватает финансов даже вывести клопов: «Стройте больше АЭС, а то придётся спрашивать у Путина разрешения включить чайник». Более того, многие из западных экспертов уже давно и достаточно справедливо видят опасность «российской атомной гегемонии» для западного мироустройства.

Так или иначе, вылетая из ОАЭ в Саудовскую Аравию, Владимир Путин подчеркнул, что отношения между нашими странами вышли на беспрецедентно высокий уровень. И на фоне западных любителей переливать из пустого в порожнее на саммите в Дубае Москва снова выигрывает этот раунд.

Гости у Путина

Уже на следующий день, сегодня, 7 декабря, к российскому лидеру в Москву прибыл президент Ирана Эбрахим Раиси. И после переговоров Путина с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом здесь могут возникнуть интересные вопросы. Согласно официальным данным, в Саудовской Аравии президент обсуждал строительство коридора «Север — Юг», нефть и стабильность в регионе. И последний пункт заслуживает особого внимания, ведь стабильность — это не только геноцид Палестины и конфликты в Сирии и Йемене, но и отношения между ведущими державами.

Тегеран и Эр-Рияд пытаются восстанавливать отношения, разорванные в 2016 году. При этом недавняя встреча Эбрахима Раиси и Мухаммеда Бен Сальмана Аль Сауда могла бы способствовать укреплению региона. Лидеры обсудили палестинский вопрос и, как сообщается, принц предложил президенту инвестиции в экономику Ирана в обмен на гарантии нераспространения конфликта, то есть фактически попросил иранские группировки, поддерживающие ХАМАС, не участвовать. И судя по всему, в большей или меньшей степени, Тегеран сохраняет военный, но не дипломатический нейтралитет.

При этом недавно официальный сайт Высшего руководителя Ирана, духовного лидера страны Али Хаменеи опубликовал инфографику, «основанную на достоверных источниках», где раскрывается статистика экономических связей мусульманских стран с Израилем в то время, когда Тель-Авив устраивает геноцид палестинцев. Тегеран открывает данные, согласно которым самые тесные экономические отношения с Израилем сохраняют Турция и ОАЭ. Саудовская Аравия в подобном не замечена. Но что касается Эмиратов, то они, как утверждается, сотрудничают с абсолютным врагом Ирана в области кибербезопасности (!), агротехнического и финансового секторов, строительства, а также делают инвестиции в аэрокосмическую сферу, энергетику, медицину, различные отрасли промышленности.

Недавно министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан призывал страны Каспия, к которым относится и Россия, ввести эмбарго на товары, произведённые в Израиле. Ещё раньше Эбрахим Раиси призвал мусульманские страны перестать сотрудничать с Израилем по любым вопросам, особенно подчёркивая аморальность продажи нефти этой стране-террористу в то время, когда в Газе закрыты больница из-за недостатка топлива. И для Тегерана, который позиционирует себя как главного антагониста сионистскому режиму, это принципиально важный вопрос.

Поэтому очевидно, что в течение этих суток Владимир Путин провёл колоссальную работу, и можно быть уверенными в том, что её результаты снова, в очередной раз, удивят мир.