Женитьба
Через лог от дома Ильи Максимовича жил старый коми-пермяк Иван Алексеевич Мехоношин. Жена Анна Ерофеевна, на тридцать лет его моложе. Шестерых детей народили в браке. Иван Алексеевич умом хитёр, смекалист. В деревне поговаривали, что колдовать мог.
Прознал он, что соседовы дочери без отца остались. Старшей Наталье шестнадцатый год шёл. В пору невеста с богатым приданным. Девка неопытная, молодая. Глядишь, в невестки пойдёт, не запротивится. У него сын бобылём живёт. Как с Первой Мировой в 1916 году пришёл, дом ему отдельный простенький справили. Не чета Шелунцовскому. Про войну только и говорил:
- Тяжело было. Оружия на всех не хватало. С палками на немцев ходили.
Ранило его вражеская пуля в левый локоть. С тех пор не работала рука, подвязанная на верёвке висела. За это прозвали Сано-поклюшка. У отца денег не брал и помощи не просил. Кормил себя сам. Работал помощником кузнеца. За два года наловчился охотиться. Зайцев и тетеревов носил. Летом каждый вечер рыбачил. Без улова ни разу не возвращался. А уж грибы-ягоды собирал сноровисто. Жениться и не думал.
Пригласил Иван Алексеевич Наталью в гости, якобы обговорить, чем помочь может сёстрам. Ласковыми словами стелил. Как вы, мол, одни жить будете? Коли отец не вернётся, кто вас уму-разуму обучит да хозяйству пропасть не даст? Может замуж пойдёшь? Без мужа-то как, наплачешься. А от тяжёлой работы как мать надорваться можешь. На кого Раиса останется? Наталья не спорила. В дверях прощалась, благодарила. Тут он по её спине рукой провёл и шепчет:
- Всё равно наша будешь.
Вот и колдовство. Наталья, несмотря на свой крутой характер, даже не пикнула. Молча под венец пошла. Не по любви. По надобности. На семь лет моложе мужа. Разные совсем, но с Иваном Алексеевичем даже спорить не думали. Как-то всё в тумане.
После свадьбы порешили, что Александр в её дом жить перейдёт. Так оно лучше. Через год родила сына. Назвали в честь отца – Александром. Ещё через три года - Сергея, а затем Анну и Илью. Юлить Наталья не умела, всё прямо говорила, как есть. Жёсткий характер свой и не думала прятать. Чем дольше жили, тем холоднее она становилась. С мужем не стерпелось и не слюбилось. Кормила и обстирывала его плохо. С детьми строга. Одна радость – Раиса.
Вместе заготавливали травы разные от недугов. Наталья в этом деле сведуща. Как кого зараза схватит, мигом на ноги ставила. Бабы деревенские к ней за советом бегали, чем лечить, как ворожить. Побаивались суровую Наталью. Но охота пуще неволи. Она никого не гнала, но и не дружила ни с кем, кроме младшей сестры.
Илья Максимович так и не вернулся. То ли погиб, то ли без вести пропал. Никакой бумаги или весточки из Кирова не пришло.