Праздник Похвалы Богоматери всегда сопровождается чтением акафиста. Акафист - это хвалебные песнопения.
Праздник установлен в VII веке. Начиная с IX столетия его отмечают в субботу пятой недели Великого поста.
Событие отмечают в честь спасения Константинополя от врагов в 625 году. В тот год император Ираклий отправился в поход против персов. Этим воспользовались авары и осадили город с моря.
Тогда патриарх Сергий вынес чудотворную икону Богоматери Одигитрии (по некоторым версиям — ризу Богоматери) на берег Босфора и погрузил ее в воды залива. И тут же на море началась буря, разметала вражеский флот. Осаждавшие бежали, Константинополь был спасён.
В память о чудесном избавлении и принято праздновать Похвалу Богоматери.
В русской иконографии Похвалу Богоматери изображают довольно редко. Показываю средник иконы ярославской школы иконописи XVII века.
Хранится она в Патриаршем дворце Московского Кремля, в церкви 12 апостолов.
Главная тема этой композиции — прославление Богоматери, послужившей предсказанному пророками воплощению Бога Слова.
Но иконография иконы XVII века отличается от принятого более раннего изображения праздника.
Мы видим, что на древнем памятники Спас Эммануил изображён в верхней части образа. На иконе 17 века Богоматерь держит Младенца на коленях.
Вот икона целиком.
Образ 17 столетия написан тонким письмом с множеством клейм.
Рассмотрим внимательно икону XVII столетия с присущей веку любви к деталям, барочной пышности. Два фрагмента клейм.
Обратите внимание, в верхней части иконы клейма отлично читаются: Слева видим Благовещение, в центре - встречу Марии и Елизаветы, справа - Рождество.
Меня поразило тонкое письмо этой иконы, интересная цветовая гамма. Увы, долго любоваться образом не могла, в Патриарших слушала учебную экскурсию. Но икона заворожила! У меня есть желание рассмотреть её наиподробнейшим образом и обозначить, что изображено на каждом из клейм. Читать будете?
Статьи на тему иконописи собираю в разделе "Святыни".