Найти тему
ВЖНВП и т.п.

Художественный приём "отраженное действие"

7 июня 2008 г. темой заседания "Комикс-клуба" (тогда он, кажется, проходил в помещении магазина франкоязычной литературы "Панглосс") были драматургические и композиционные вопросы боевых сцен в комиксах. Среди выступающих с докладами были известные отечественные авторы: Алекс Hachette, Константин Комардин, ваш покорный слуга и, скорее всего, кто-то ещё, я не помню, потому что ушёл пораньше, были дела.

Ниже представлен текст моего тогдашнего выступления.

***

Не замахиваясь на драматургию боевых сцен в целом, я хочу рассказать об одном драматургическом приеме, использование которого в некоторых случаях позволяет усилить напряжение в сцене за счет дополнительного стимулирования воображения читателя. Я говорю о так называемом «отраженном действии».


Алекс Hachette начал эту тему, показав боевые сцены из японской манги, в которых, например, не показывается сам удар, а показывается только его начало и конец. Я хочу пойти дальше и показать, что может получиться, если мы удар - само действие - показывать не будем вообще. Т.е. мы показываем даже не начало действия, а только его предпосылку, и показываем не конец действия, а его результат. Или даже не результат, а его некое «отражение», которое в результате дает более сильный эффект, чем если бы читатель увидел само действие. Всемирно прославленный и всенародно любимый отечественный режиссер Никита Михалков по этому поводу часто говорит: «Отражение сильнее луча».

Первый пример я хочу взять из книги всех времен и народов пророка комикса Скотта Маклауда «Суть комикса». В данном случае отражение действия происходит за счет звука. Маклауд приводит свой пример скорее в иных целях, чем я, но то, что он пишет (перевод мой), вполне подходит к моей теме.

В следующем примере я использую другой способ отражения действия. Здесь опять не показано само действие, а только одно из его, не главных, последствий. Т.е., главное последствие действия и его содержание - смерть злого фашиста, а брызнувшая при этом кровь - всего лишь приятный бонус. Но ставя акцент на этом бонусе, мы не только повышаем напряжение в сцене, но и придаем ей большую художественность (я не имею в виду сам рисунок, конечно) и выразительность.

-2

О силе отраженного действия меня в свое время всерьез заставило задуматься обсуждение моего конкурсного комикса на "Коммиссии-2007". Один из комментаторов написал, что «это самый жестокий комикс на "Коммиссии", потому что в нем показано насилие, максимально приближенное к реальности». Между тем ни в одном из кадров моего комикса насилие, как действие, показано не было. Вместо этого я воспользовался приемом Скотта Маклауда - отражением действия через звук.

Дальше я хочу объединить отраженное действие с драматургическим эффектом комиксного «крюка» и переворачивания страницы комикса. Я недавно пересмотрел несколько фильмов Серджио Леоне и они произвели на меня большое впечатление, поэтому тематику я взял оттуда.

В первом кадре мы заявляем место действия и атмосферу, так часто использовавшуюся Леоне: пустырь за кладбищем или что-то в этом роде. Звонница с крестом и засохший мексиканский саксаул. На кресте сидят вороны, предвестники смерти. Второй общий кадр раскрывает нам мизансцену и предварительно знакомит с героями. Дальше идет нагнетание напряжения путем показа крупных планов, как это любит делать Леоне.

-3

Поединок взглядов, осознание своей слабости и страх смерти в глазах одного из стрелков, а потом два стреляющих пистолета. На этом разворот заканчивается, мы не видим результата стрельбы, что заставляет нас перевернуть страницу, чтобы узнать, подтверждаются ли наши догадки насчет того, кто вышел победителем.

-4

Но новая страница начинается не прямым ответом на наш вопрос, а тем самым отраженным действием - вороны взлетают, спугнутые выстрелами. Это позволяет нам еще на мгновение задержать развязку сцены и повысить ее напряжение. И только во втором кадре мы видим одного из поединщиков застреленным.

-5

Мы не показали ни самих стреляющих (только пистолеты), ни попадания пули в тело, ни падения убитого, однако общий ход действия четко сложился в голове у читателя, его воображение само нарисовало всю картинку, а мы лишь приправили ее жгучей интригой, совместно с ним приготовив из банальной «стрелки» пикантное блюдо.

Костя Комардин в своем выступлении дал рецепт построения «классической» боевой сцены. Во-первых, в такой сцене сначала надо дать читателю четкое представление о соотношении сил и их расстановке. Обычно это достигается при помощи общего плана, который вмещает в себя всех участников драки и показывает их размещение по отношению друг к другу. Во-вторых, в течение самой драки читатель должен четко понимать последовательность действий (т.е. кто кого ударил и кого бросил, и что из этого получилось). И, в-третьих, в конце сцены необходимо показать результат драки, т.е., новое соотношение сил и их расстановку, чтобы у читателя сложилось четкое представление о «было-стало» данной сцены. Для этого обычно опять используется общий план, часто с той же точки, что и заявочный.

Вместе с тем Костя дал два великолепных примера «неклассических» боевых сцен. В сцене боя Бэтмена с лидером банды «мутантов» в комикс-серии Ф.Миллера «Темный рыцарь возвращается» сама драка является лишь фоном для внутреннего монолога (т.е. авторского текста в «кирпичах») Бэтмана о том, что он слишком стар, слишком устал, слишком слаб, но не пора ли остановиться и перестать макать противника лицом в грязь? - нет, еще не пора... а вот теперь пора. Этот прием дает совершенно необычный и интересный эффект, помогая удерживать внимание читателя на протяжении нескольких страниц тупого рукомашества и дрыгоножества.

Одна из страниц этого эпичного месилова.
Одна из страниц этого эпичного месилова.

Второй пример был взят из комикса С.Бизли «Бэтман против Лобо» (или типа того). Здесь применятся другой прием: кадры боя настолько насыщаются деталями, что возникает симфонический эффект. Наряду с действиями главного персонажа в центре кадра, по его краям тоже что-то происходит, связанное или даже не связанное с основными событиями, из-за чего сцену можно рассматривать бесконечно, отыскивая в ней все новые подробности.

Не нашёл прям точного примера, но чтобы вы просто стиль представляли себе.
Не нашёл прям точного примера, но чтобы вы просто стиль представляли себе.

Вот в таком аксепте.

***

Эта статья опубликована в рамках моей "дзеновской" подборки "Теория комикса". Ласкаво просимо ознакомиться и с другими материалами на эту тему