Все высотки были заложены в день 800-летия Москвы. Говорят, выбирая дату строительства «небоскребов», Сталин советовался с астрологами. Их впоследствии и назвали "сталинскими высотками". Завершено строительство было в совершенно разное время, большая часть реализована уже после смерти Сталина. Первыми были построены: здание Министерства иностранных дел и административно-жилое здание на площади Красных ворот, а также дом на Котельнической набережной. Они сданы в 1952 году.
Формально, первой введённой в эксплуатацию стала высотка на площади Красных Ворот построенная в. Она не самая высокая из всех, скорее наоборот – вторая с конца высотой в 138 метров (самая низкая гостиница Ленинградская высотой 136 метров). Зато местоположение отличное, ведь она располагается на одной из самых высокой географической локации Садового кольца, от чего видна издалека с разных точек обзора и высится над окружающей её постройкой (соседствующий с высоткой доходный дом Афремова, построенный в 1905 году, почитался небоскрёбом и пугал горожан. Они опасались, что здания упадет на них.).
Первоначальный проект разрабатывал Алексей Душкин, и этот проект резко диссонировал с остальными высотками.Вариант не "прокатил" и его развернули на доработку. Только теперь не единолично Душкину, а совместно с архитектором Борисом Мезенцевым. Не сказать, что Душкин был в восторге от такого, да и во многих аспектах его взгляды расходились с Мезенцевым. Но надо отдать должное профессионализму, проект был доработан и реализован. Мезенцев в основном занимался деталями и разработкой фасада, а Душкин совместно с инженерами разрабатывал всю планировочно - конструктивную основу.
Мезенцев был очень прагматичен и почитался как большой мастер деталей, а Душкин любил использовать новые методы и рисковать. При строительстве впервые в стране применили метод замораживания грунта на свой страх и риск. Постоянные проверки, публичная критика и риск быть осужденными присутствовал все годы строительства и даже по его завершению. Но об этом позже.
Строительство здания осуществляло Министерство путей сообщения СССР. Оно же стало основным владельцем административной части здания. Ещё на стадии проекта планировалось сделать здание лишь частично жилым, поэтому центральная часть высотой в 24 этажа отдавалась чиновникам, а боковые крылья высотой в 11-15 этажей проектировались многоквартирными жилыми помещениями.
Большинство из 240 квартир было отдано работникам кабинетов из центральной части, которым было на зависть всем удобно ходить пешком на работу. Но не только они. Соседями чиновников стали деятели искусств, представители науки. Кстати, Алексей Душкин тоже получил здесь квартиру, где и прожил до кончины в 1977 году.
Алексей Душкин известен созданными им станциями Московского метрополитена, признанными одними из самых красивых в мире: Маяковская, Площадь Революции, Новослободская. Так же среди из наиболее известных его работ: "Детский мир" на Лубянской площади, железнодорожные вокзалы в Симферополе, Сочи, Евпатории, Брянске. Созданные более полувека назад, эти здания до сих пор служат и во многом определяют архитектурный облик городов.
За построенный по его проекту Сочинский вокзал Душкина обвинили в злоупотреблении "архитектурными излишествами" и подвергли всяческой публичной критике. Примечательно, что архитектору ставили в пример станцию метро "Кропоткинскую", для наглядного понимания, как можно строить без излишеств, пока народ нуждается в крыше над головой. Уверен, Душкин прекрасно понимал, ведь она Кропоткинская создана по его проекту...
Считается, что интерьеры здания на Красных Воротах скромнее, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовалась нержавеющая сталь, а дорогие материалы - витражи или живописные панно - отсутствуют.
Самая парадная часть – небольшой вестибюль, отделанный нержавеющей сталью. Но рифленая сталь тут вовсе не из-за экономии. Как писал сам Алексей Душкин, он «должен был, как на станции Маяковская, подчеркнуть несущую способность стальной конструкции, полностью освободив ее от всех балластных масс». Помимо этого Душкин любил использовать совершенно разные материалы в отделке, делая интересные визуальные акценты и разбавляя однородность материалов.
Хотя, кое где всё-таки есть грустные моменты. Шесть скульптур украшавших здание были демонтированы в рамках борьбы с архитектурными излишествами.
При возведении этой высотки советские впервые применили технику заморозки плывунных грунтов. Во-первых, одновременно с высоткой строилась станция метро, один из выходов которой планировался непосредственно внутри левого крыла высотки. И не просто станция метро, а на тот момент самая глубокая станция метро в Москве. Во-вторых, ещё не было опыта строительства столь высотных зданий с учетом непростых особенных грунта в данной локации: супеси, суглинки, пенски. да ещё и с вестибюлем станции метро внутри (в итоге этой особенностью только данная высотка).
Разработали котлован без внутренних креплений. Всё предполагалась держать за счёт замороженного грунта. И это не название технологии или некая метафора, а реально замороженного грунта. Работы по строительству подземки и небоскреба на Красных воротах шли одновременно. В итоге с вестибюлем станции метро внутри только эта высотка из всех "сталинских сестёр".
Проблема была не заморозить, технические возможности были осуществления такого были реальны. Проблема была, что будет, когда грунт разморозиться. Высотку начали возводить не вертикально, а с небольшим (16 см), но заметным уклоном. Всё логично, ибо при замораживании грунт расширяется и фундамент неизбежно бы поднялся, а после того как он бы вернул нормальную температуру, он бы, вместе со всем зданием, опустился. Поэтому для того чтобы не произошло перекоса, инженер Абрамов решил строить высотную часть не строго вертикально.
Идея казалась рискованной, однако расчёты оказались верны: как только грунт оттаял, здание встало в вертикальное положение. Причем, окончательно выпрямился дом только в начале 1960-х. Впрочем, по сей день всплывают версии, что в скором зданию хана, что не надо было выпендриваться и применять всякие сложные технологии, что строили самодуры. Ну это и при строительстве было, проводились регулярные проверки, проектировщиков публично критиковали и пророчили им окончить дни в застенках Лубянки. Пока всё отлично, здание стоит.
Фасады центральной части здания отделаны известняком, а нижние этажи и стелы парадного входа - красным гранитом. Крышу главного корпуса венчает шатёр ярусного типа. Есть внутренний двор, подземный гараж, хорошая планировка квартир, централизованное кондиционирование, обеспечивающее фильтрацию и очищение воздуха, а также поддержание нормальной температуры в зависимости от сезона, и даже комната для прислуги в квартирах. Впрочем, последнее далеко не в каждой квартире. Больше всего в доме двухкомнатных квартир (однушки тоже имеются). Разумеется, имеются и пятикомнатные. Да и как без пятикомнатных, если в высотке жило много известных людей, о чём говорит изобилие мемориальных табличек на здании. Правда, есть табличка человеку, который никогда не жил в этом здании, даже не бывал в нём и в глаза не видел.
Дело в том, что буквально на том месте, где построена высотка, до 1939 года располагался дом, где в 1814 году родился Михаил Лермонтов.
Многое было снесено. Площадь Красных ворот, одна из наиболее печально известных по архитектурным потерям. Да даже название площади... Хоть название Красные ворота есть, самих ворот нет, они снесены в начале 30-х годов прошлого столетия.
Первая триумфальная арка была деревянной. Возведенная по личному указанию Петра I в честь победы над шведами под Полтавой в 1709 году. Спустя четыре десятилетия деревянную конструкцию заменила каменная возведенная по проекту зодчего Ухтомского в 1753 году. Она была бело-красной и украшена 8 золочеными статуями. Венчал конструкцию позолоченный ангел. Сейчас вместо Красных ворот находится южный наземный вестибюль метро Красные ворота.
В настоящее время в высотке располагаются Министерство транспортного машиностроения, корпорация «Трансстрой», Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей, Национальный союз агростраховщиков (НСА), банк, ресторан и пр.