Найти в Дзене
Сивцев Вражек

Древняя Москва на полотнах Аполлинария Михайловича Васнецова

Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. «Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — написал Аполлинарий Васнецов сразу после приезда в город. Тогда художнику было 22 года. В Москве он сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова. Систематического художественного образования Аполлинарий Васнецов не получил. У художника не было даже диплома о среднем образовании, поэтому он не мог поступить в Академию художеств. В Москву он переехал, получив диплом только народного училища. Но это не помешало автору, искренне полюбившему город и свое дело, впервые реконструировать некоторые виды столицы, используя инструментарий художника. Работая над очередной картиной, художник прорисовывал красно-черный план-карту изображаемой территории, получался вид сверху. Красной тушью он отм

Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Малютин Сергей Васильевич (1859-1937). Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова
Малютин Сергей Васильевич (1859-1937). Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова

«Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — написал Аполлинарий Васнецов сразу после приезда в город. Тогда художнику было 22 года. В Москве он сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова.

Систематического художественного образования Аполлинарий Васнецов не получил. У художника не было даже диплома о среднем образовании, поэтому он не мог поступить в Академию художеств. В Москву он переехал, получив диплом только народного училища. Но это не помешало автору, искренне полюбившему город и свое дело, впервые реконструировать некоторые виды столицы, используя инструментарий художника.

Работая над очередной картиной, художник прорисовывал красно-черный план-карту изображаемой территории, получался вид сверху. Красной тушью он отмечал строения, сохранившиеся до его времени, черной — здания, фасады и формы, которые приходилось реконструировать по информации в источниках. Большая часть таких карт получалась темной. К каждой работе делались не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской.

Для художественной реконструкции Аполлинарий Васнецов использовал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографические материалы, изучал средневековые планы и карты, труды историков, например, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, Василия Ключевского, Ивана Забелина. Художнику, известному среди археологов и историков, были доступны исторические материалы из московских архивов, а также из Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля.

Помогало в работе и то, что Аполлинарий Васнецов был членом Московского Археологического общества и председателем Комиссии по изучению старой Москвы. С докладами о своих картинах-реконструкциях Васнецов выступал на заседаниях общества «Старая Москва». Его учителем был русский историк и археолог Иван Забелин, работавший в Кремле и Императорском Историческом музее (ГИМ).

Предлагаем вам отправиться в путешествие по древней Москве XII-XVII веков благодаря живописным картинам Аполлинария Михайловича:

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
Московский Кремль при Иване III. 1921
Московский Кремль при Иване III. 1921
Татары идут. Конец XIV века (Идут! Набег татар на Москву), 1909
Татары идут. Конец XIV века (Идут! Набег татар на Москву), 1909
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1916
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1916
Вьюжит. Метель. Старая Москва. 1904
Вьюжит. Метель. Старая Москва. 1904
Старая Москва. Отъезд с кулачного боя. 1900-е
Старая Москва. Отъезд с кулачного боя. 1900-е
Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке, 1926
Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке, 1926
Воскресенский мост в XVII веке. 1921
Воскресенский мост в XVII веке. 1921
Строительство деревянных стен Кремля. XII век. 1903
Строительство деревянных стен Кремля. XII век. 1903
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
У Мясницких ворот Белого города в XVII веке. 1926
У Мясницких ворот Белого города в XVII веке. 1926
Московский застенок. Конец XVI века. 1912
Московский застенок. Конец XVI века. 1912
Медведчики (развлечение). Старая Москва. 1911
Медведчики (развлечение). Старая Москва. 1911
Стрелецкая слобода, 1897
Стрелецкая слобода, 1897
Базар. XVII век. 1903
Базар. XVII век. 1903
Старая Москва, 1896
Старая Москва, 1896
Москва при Иване Грозном. Красная площадь. 1902
Москва при Иване Грозном. Красная площадь. 1902
Городская площадь XVII века
Городская площадь XVII века
Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922
Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке. 1924
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке. 1924
Москва. Конец XVII века. 1902
Москва. Конец XVII века. 1902
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. 1900
Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. 1900
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917
Выход боярыни (боярыня, княгиня). 1909
Выход боярыни (боярыня, княгиня). 1909
Московский Кремль при Дмитрии Донском ( Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского перед нашествием Тохтамыша в 1382 году ). 1922
Московский Кремль при Дмитрии Донском ( Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского перед нашествием Тохтамыша в 1382 году ). 1922
Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Красная площадь во второй половине XVII века. 1925

Еще больше интересного об отечественной культуре и искусстве вы найдете в нашем сообществе Вконтакте Сивцев Вражек: https://vk.com/sivrazhek

-30