В Государственном Кремлёвском Дворце, в рамках проекта народного артиста России Андриса Лиепы «Автографы и имиджи», прошёл вечер «Владимир Шкляров. 20 лет на сцене», приуроченный к юбилею творческой деятельности премьера Мариинского театра.
В программу, состоявшуюся из двух отделений, вошли картина «Тени» из балета «Баядерка» Л.Минкуса и хореографическая драма «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова в постановке Михаила Фокина, осуществлённой им в 1910 году и восстановленной Андрисом Лиепой.
В своём вступительном слове Андрис Марисович поздравил юбиляра и выразил восхищение тем, в какой замечательной форме находится Владимир Шкляров, над которым словно не властно время. И уже через несколько минут гости вечера смогли убедиться в правоте его слов. Танцовщик, которому в этом году исполнилось 38 лет, выглядит от силы на 25, восхищая при этом зрителей стремительными прыжками и вращениями, невероятной пластичностью, красотой и отточенностью жестов и поз. В киноролике, предшествовавшем его появлению на кремлёвской сцене, Владимир Андреевич признался, что будущем он надеется стать хорошим наставником для молодых артистов, ну а пока хочет, чтобы публика запомнила его таким, каков он сейчас.
И вот начинаются «Тени» (автором новой редакции, выполненной на основе хореографии Мариуса Петипа для театра «Кремлёвский балет», является Андрис Лиепа). На сцену стремительно вылетает охваченный раскаянием перед погибшей по его вине Никией Солор, заслуженный артист России Владимир Шкляров.
Статный, великолепно сложённый, харизматичный, он с первых же секунд завоевывает симпатию зала не только как виртуозный танцовщик, но и как прекрасный партнёр (в партии Никии выступила первая солистка Мариинского театра Мария Хорева), умеющий задать тон в рафинированном классическом дуэте.
Заметим, что достойно показались в знаменитой картине из «Баядерки» солистки театра «Кремлёвский балет» - тройка Теней в исполнении лауреата Международного конкурса Анастасии Тетериной, Полины Дияншиной и Алины Липчук была просто великолепна и заслуженно удостоилась зрительской овации.
Что касается «Шехеразады» Н.Римского-Корсакова, то Андрис Лиепа осуществил постановку шедевра Михаила Фокина в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Н.И. Сац, артисты которого и вышли в этот вечер на кремлёвскую сцену. Главную партию Зобеиды исполнила народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина, впечатлившая совершенной даже в мелочах, «льющейся» восточной пластикой и гипнотическим, околдовывающим танцем. Её дуэт с Владимиром Шкляровым, Золотым рабом, был наполнен неудержимой страстью, в омут которой герои ныряли упоительно и безоглядно, и это, похоже, был как раз тот самый случай, когда «Для любви не названа цена, Лишь только жизнь одна…».
Предваряя показ «Шехеразады», Андрис Лиепа подчеркнул, что образ, созданный Владимиром Шкляровым, его пластика, когда артист «буквально растекается по полу», в значительной степени напоминают танец первого исполнителя этой партии, Вацлава Нижинского, отличавшегося поразительной гибкостью и невероятной красоты высоким парящим прыжком. В «Шехеразаде», по воспоминаниям современников, Нижинский поражал публику не только стремительностью, мощным напором, но и особенной, неповторимой манерой танца - в его движениях, по воспоминаниям современников, было одновременно и что-то змеиное, и что-то кошачье. Побывавший на премьере в июне 1910 года писатель Марсель Пруст после заметил: «Я никогда не видел ничего более прекрасного».
Понятно, что у нас сегодня нет возможности сравнить танец Вацлава Нижинского и Владимира Шклярова, но то, что виновник торжества по-настоящему впечатлил гостей своего юбилейного вечера в ГКД, несомненно. От его Золотого раба веяло неистовой силой, он тоже был фантастически стремителен и азартен в своей почти дикой страсти, перед которой, казалось, бессильны любые преграды. При этом в какие-то моменты его движения действительно вдруг неожиданно«переплавлялись», теряя отточенные очертания и становясь мягкими, текучими, словно обволакивающими.
«Владимир Шкляров – настоящий артист, - подчеркивает Виктория Терёшкина. – Мы провели с ним на сцене 20 лет – два десятилетия совместной работы над разными ролями и образами! Со стороны Владимира всегда встречаешь уважение и понимание. Владимир Шкляров – это характер! Этот артист может идти против ветра! Если у него есть определённое видение образа, он готов отстаивать свою точку зрения и перед педагогами, и перед зрителем. И он смело заявляет об этом!»
Что ж, наверное, именно таким и должен быть истинный мастер, человек, нашедший свой путь в искусстве и знающий, что именно он хочет поведать зрителю. Мы от души присоединяемся ко всем поздравлением в адрес Владимира Андреевича Шклярова, прозвучавшим в этот замечательный вечер с главной сцены страны, и желаем ему здоровья, неиссякаемого вдохновения и новых творческих свершений!
С видеоверсией программы вы можете ознакомиться на платформе ГКД «Медиакульт»
Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола