Найти тему
Лемма Плейс

Как я запускал службу доставки. Казалось бы, что могло пойти не так...

Всем привет!

Меня зовут Федор. Не так давно я решил запустить свою службу доставки в Подмосковье. Ребята из «Леммы» попросили меня рассказать, как я дошел до жизни такой, и я решил, почему бы и нет?

До недавнего времени я имел дело с этим бизнесом только как потребитель. Сам я частенько заказываю еду домой, но в нашем городе (вообще-то, немаленьком — 120 тысяч человек) результат всегда непредсказуем. Еду могут привезти через полчаса/через два часа/никогда, и она всегда разного качества, даже если заказываешь в одном заведении. Иногда через два часа ожидания понимаешь, что вчерашняя гречка была не таким уж плохим вариантом…

В общем, я как потребитель был не слишком доволен предложением, представленным на моем локальном рынке. И в какой-то момент меня осенило: хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Таких, как я, в городе немало, спрос явно есть — так почему бы не удовлетворить его качественно новым предложением?

Как-то, сходя с электрички, я обратил внимание, что на привокзальной площади освободилось и сдается небольшое помещение. Раньше там была кофейня, до этого — шаурма, до этого еще какое-то заведение… Вообще в этот момент стоило бы задуматься: что не так с этим местом? Но я решил, что все сделаю правильно и со мной-то уж точно ничего плохого не случится.

Я позвонил арендодателю, и мы быстро утрясли все организационные вопросы. Воодушевленный, я начал готовиться к открытию. Если вкратце, идея была такая: дарк китчен с возможностью самовывоза, но основная масса заказов — через онлайн.

Не буду здесь рассказывать про тонкости запуска, подбор оборудования и персонала — и даже про поиск курьеров (это все отдельные истории). Расскажу лишь о том, какую злую шутку со мной сыграл подбор локации и помещение, в котором — конечно, по случайному стечению обстоятельств — не мог задержаться ни один арендатор.

  • Первое: мне казалось, что у вокзала всегда много народу, а это значит, что гостевой трафик мне обеспечен. Но это было большой ошибкой: у вокзала люди постоянно куда-то спешат, у них нет времени ждать заказ по 15-20 минут. Так что мои надежды на то, что гости будут заглядывать ко мне просто так, не оправдались.
  • Еще одно маленькое, но фатальное обстоятельство: ступеньки. У нашего крыльца их было три. Позже я прочитал (и мои наблюдения это подтвердили), что ступеньки способны очень сильно срезать гостевой трафик. Особенно осенью и зимой, когда есть неиллюзорная возможность вместо ужина оказаться в травмпункте.
  • Наконец, третье и самое главное. Я рассчитывал, что помещение на вокзале станет вывеской моего онлайна: люди будут видеть название, рекламу, захватят флаеры и потом закажут еду домой. И тут выяснилось сразу две неприятные вещи.

    Во-первых, вокзал — это главный транспортный узел города. С него люди разъезжаются во все концы, в том числе в отдаленные районы, которые не входят в нашу зону доставки. Поэтому большая часть тех, кто заходил к нам на вокзале, по сути не были нашей целевой аудиторией.

    Во-вторых, люди в принципе не очень доверяют еде на вокзалах. У нас действительно было качественно и вкусно — но и цены были не самые низкие. И тут мы с треском проиграли соседям, которые продавали шаурму за 159 рублей. Да, ее происхождение и способ приготовления были тайной, покрытой мраком. Но 159 рублей — это та цена, которую люди на вокзале готовы заплатить за это гастрономическое (и, возможно, гастроэнтерологическое) приключение. А 350 рублей за порцию свежих роллов от бренда, который они видят впервые в жизни, — не готовы.

В этом помещении мы проработали три месяца и все три были в минусе. Как говорится, когда что-то происходит один раз, — это случайность, два — совпадение, а три — закономерность. Закономерность эта мне совсем не понравилась, и я понял, что нужно что-то менять.

Что именно мы сделали — расскажу в следующей серии :)