Интересное (а главное - оригинальное) предложение озвучено недавно в Госдуме с подачи российских автомобильных дилеров. Да-да, тех самых, которые не так давно, пользуясь уходом с нашего рынка многих привычных марок, взвинтили до небес цены на оставшиеся нераспроданными нормальные автомобили; тех самых, которые в сговоре с такими же сердобольными «партнёрами» из банков, страховых и прочих «помощников на дороге» продают автомобили только с условием покупки услуг и оформления разных ненужных договоров со своими соучастниками; тех самых, которые теперь старательно впаривают нам втридорога новомодный китайский ширпотреб…
Так вот, эти «заботливые» люди предложили ввести наказание за скручивание пробега у автомобилей. Вплоть до уголовного… Предвидя возможные упрёки, сразу скажу - ничьих интересов не защищаю и подержанными автомобилями не торгую, а потому рассмотрю эту идею исключительно с юридически-логической точки зрения. И вот что получается, если хоть немного вдуматься в суть и смысл предложенного.
Доя наказания за скрученный пробег потребуется установить одновременно два факта - собственно пробег (то есть реальный, который якобы скручен), и вину того, кто это сделал. Однако даже инициаторы этой идеи (те самые дилеры, которым как никому должны быть известны способы манипулирования с пробегом) пока не могут предложить гарантированный вариант объективного установления достоверного пробега.
Конечно, часть продающихся автомобилей действительно нередко имеют весьма прозрачную историю - покупаются и обслуживаются только у дилеров, с использованием оригинальных запчастей и т. п. В таких случаях все гарантийные ремонты и регулярное обслуживание отражены как в сервисной книжке, так и в базе у дилера, и в случае необходимости проверить историю такого автомобиля труда не составит. Однако и скручивать пробег у такого автомобиля совершенно незачем - как правило, его состояние у потенциального покупателя вопросов не вызывает.
А вот те автомобили, которые накатали уже не одну сотню тысяч километров, но при этом пытаются «молодиться», к дилеру не заезжают (разве что первые пару-тройку лет, в период гарантии, да и то не факт - многие автовладельцы, мягко говоря, дилерам не доверяют). И каким же образом и кто будет со стопроцентной уверенностью утверждать, что реальный пробег автомобиля намного выше цифр на одометре?
Кто-то скажет, что реальный пробег можно считать из «мозгов» и сравнить с заявленным. Да, на бытовом уровне такой способ вполне сгодится (например, при выборе машины). Однако для привлечения к ответственности одних данных бортового компьютера будет явно маловато - ведь он не является каким-либо зашифрованным инструментом, гарантированно обеспечивающим хранение информации и отсутствие возможности её корректировки в любую сторону. Тем более при полном отсутствии ответственности того, кто эту информацию из «мозгов» вынимает и берет за основу обвинения.
И в таком случае придется обязать всех автовладельцев регулярно (например, раз в год) приезжать куда-либо (к дилеру или в ГАИ) и фиксировать данные о пробеге. Ну или заверять показания одометра нотариально (вот нотариусы-то обрадуются). Ведь только при таких жёстких условиях можно четко проследить изменение пробега.
Заодно придётся ввести ответственность и для самих дилеров - за точность (или ложность) информации о действительном пробеге автомобиля - ведь именно эта информация будет иметь решающее значение для выявления скрученного пробега. То есть самого события преступления…
Однако сразу же возникнет и другой вопрос - а кого привлекать? Представим ситуацию - автомобиль поменял пять-семь владельцев. И вот восьмой владелец (или потенциальный покупатель) после осмотра автомобиля в сервисе «вдруг» с удивлением узнает, что так называемый «реальный пробег» автомобиля - 200 тысяч км (а не 50 тыс. на одометре). Кого в этом случае будем привлекать?
Полицейским придётся (они тоже обрадуются) дёргать всех прежних владельцев и, с пристрастием глядя им в глаза, допытываться, кто же из них сотворил «чудо омоложения». И хорошо, если кого-то из «бывших» замучает совесть и он «расколется». А есть, как говорил капитан Жеглов, рассмеётся в лицо и пошлёт куда подольше? В итоге полицейский архив пополнится очередным «висяком» без каких-то перспектив на его раскрытие…
В общем, очевидно, что выдвинутая дилерами инициатива прежде всего нужна им самим - ведь рынок новых авто почти мертв, следовательно, надо бы прижать рынок вторичный, дабы все побежали к этим «заботливым» торгашам покупать китайские компьютеры на колесах по цене квартир…
Тем же, кто пока не накопил нужную дилерам сумму и присматривается к машине подержанной, надо знать - пробег (неважно - реальный или скрученный) к состоянию авто (особенно если оно произведено последние пять-семь лет) имеет весьма отдалённое отношение: «убить» машину можно и за 20 тысяч, а можно при должном уходе и обслуживании сохранить достойное состояние через 200 тысяч.
Покупать же автомобиль, ориентируясь только на его пробег - как говорил один киногерой, верх легкомыслия. Смотреть надо только на состояние и результаты диагностики, особенно если пробег превышает 30 - 40 тысяч км, поскольку, даже если он честный - многие современные поделки автопрома при таком пробеге уже требуют особого внимания и даже определённых вложений…