Найти в Дзене

Контроль безопасности пищевой продукции в России: проблемы и решения

Оглавление

«Контроль качества продукции», ноябрь 2023.
Рубрика: Безопасность и Качество.
Автор: Л.А. Бондарь.

В послании Федеральному Собранию еще в 2018 г. Президент РФ отметил, что при мощном внешнеэкономическом и оборонном потенциале нашей страны важнейшая задача обеспечения качества жизни и благосостояния людей до сих пор остается недостижимой. Он признал необходимым совершить решительный прорыв в сбережении народа, отметив, что усилия только в области медицины для этого недостаточны. Прошло уже пять лет, но задачи, поставленные в послании, до сих пор остаются актуальными и требуют улучшения управления потребительским рынком на основе рыночных принципов и государственного регулирования.

Основой формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции является Стратегия[1], которая, в числе прочего, ориентирована на стимулирование развития производства и обращения на рынке продукции надлежащего качества.

Обязательные требования безопасности пищевой продукции установлены техническими регламентами Таможенного союза / Евразийского экономического союза. Результатом масштабной работы по реформированию ­законодательства о контрольно-­надзорной деятельности стало принятие основополагающих документов — законов об обязательных требованиях (№ 247–ФЗ[2]) и контроле (№ 248–ФЗ[3]), которыми установлены базовые правовые и организационные аспекты новой системы контроля. Исходя из этого, можно говорить, что в Российской Федерации действует ряд законодательных актов, принятых с целью защиты жизни и здоровья населения. ­Однако наша страна столкнулась с лавинообразным наводнением рынка фальсифицированной и контрафактной продукцией. Корень проблемы в том, что основная масса потребителей, ­располагающих ограниченными финансовыми возможностями, руководствуется при выборе продукта в первую очередь его ценой, поэтому более дешевые подделки оказываются востребованными.

Вред от фальсификата и контрафакта

Ни для кого не секрет, что в последнее время тема некачественной, а порой опасной пищевой продукции входит в топ самых популярных всех без исключения средств массовой информации. К сожалению, для этого есть все основания.

Поддельная продукция наносит ущерб:
– экономике государства из-за непоступления налоговых платежей в бюджеты разного уровня;
– владельцам авторских прав на товарные знаки;
– престижу и инвестиционному климату страны;
– здоровью граждан.

Экспертным сообществом выявлены основные риски безопасности на потребительском рынке пищевой продукции, это:
– постоянный системный рост объемов опасной и некачественной продукции;
– отсутствие надлежащего дорыночного контроля;
– ограничение государственного контроля (надзора) за рынком.

И не секрет, что значительная часть пищевой продукции поступает в обращение без проведения надлежащей идентификации, полноценных испытаний в независимых аккредитованных испытательных лабораториях, без оценки процесса ее производства, хранения, транспортирования, реализации, а также без контроля информации, указанной в маркировке. А последней мы должны верить на слово. Когда мы выбираем продукты в ­магазинах, большинство из нас полагает, что содержимое упаковки соответствует информации на этикетках. Мы редко задумываемся о том, откуда к нам поступает тот или иной продукт. И действительно ли все то, что мы употребляем в пищу, на самом деле является тем, чем названо?

Фальсификация пищевой продукции — крайне серьезное экономическое преступление, не только приводящее к обману покупателей, но и опасно искажающее экономику продовольственного рынка. При этом создаются благоприятные условия для недобросовестной конкуренции, что влечет за собой падение инвестиционной привлекательности отрасли, снижение качества пищевой продукции, экспортного потенциала отечественных производителей и создание угроз для здоровья населения всей страны с вытекающими из этого социальными и экономическими последствиями.

В настоящее время фактически нет ни одной отрасли пищевой промышленности, где бы не была обнаружена фальсифицированная продукция: выявляется огромное количество фальсифицированных кондитерских изделий, алкогольных напитков, мясных, молочных и рыбных продуктов, консервов и пресервов, круп, муки, чая, кофе.

Изучив Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2022 году»[4], подготовленный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приведу следующие цифры.

Почти 16 тыс. партий пищевых продуктов, находящихся в обороте на потребительском рынке Российской Федерации, было забраковано органами Роспотребнадзора в 2022 г. в рамках контроля (надзора) за качеством и безопасностью пищевой продукции. В 2022 г. Роспотребнадзором было проведено более 975 тыс. исследований пищевой продукции с целью выявления незаявленных в маркировке веществ: 20,0 % таковых было выявлено в рыбе, нерыбных объектах промысла и продуктах, вырабатываемых из них; 13,5 % — в масличном сырье и жировой продукции; 13,0 % — в птице, яйцах и продуктах их переработки; 12,8 % — в напитках. Чаще всего незаявленными веществами оказываются токсичные элементы, консерванты и пестициды. Антимикробные и ветеринарные препараты обнаружены в 12,8 % образцов молока и молочных продуктов, в 15,1 % образцов мяса и мясопродуктов. При этом наиболее выявляемыми препаратами являются левомицетин и его производные, полипептиды, тетрациклиновая группа и др. По результатам проведенных в 2022 г. территориальными органами Роспотребнадзора мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов выдано 9842 предписания, в т. ч. об устранении нарушений требований технического регламента, о приостановлении реализации продукции, приостановлении действия декларации, прекращении действия декларации, разработке программ по предотвращению причинения вреда, а ­также 3471 предупреждение.

В июле 2023 г. был опубликован «Итоговый доклад об основных результатах деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору за 2022 год».[5] Согласно ему в 2022 г. Россельхознадзором исследовано 20658 проб продукции животного происхождения и кормов, из которых 2648 (12,82 %) не соответствовали качественному ­составу, заявленному производителем, в том числе были фальсифицированы (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Выявленные Россельхознадзором несоответствия качественного состава продукции по странам-производителям
Рис. 1. Выявленные Россельхознадзором несоответствия качественного состава продукции по странам-производителям
Рис. 2. Выявленные Россельхознадзором несоответствия качественного состава по видам продукции
Рис. 2. Выявленные Россельхознадзором несоответствия качественного состава по видам продукции

За указанный период лабораториями ведомства исследовано 71297 проб пищевой продукции животного происхождения и кормов, из которых 3111 (4,36 %) не ­соответствовали установленным требованиям по показателям безопасности (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Несоответствия показателей безопасности продукции установленным требованиям (статистика Россельхознадзора по странам-производителям)
Рис. 3. Несоответствия показателей безопасности продукции установленным требованиям (статистика Россельхознадзора по странам-производителям)
Рис. 4. Несоответствия показателей безопасности продукции установленным требованиям (статистика Россельхознадзора по видам продукции)
Рис. 4. Несоответствия показателей безопасности продукции установленным требованиям (статистика Россельхознадзора по видам продукции)

Если сравнивать статистику Рос­потребнадзора и Россельхознадзора, можно утверждать, что количество выявленных нарушений в 2022 г. по сравнению с 2021 г. уменьшилось. Однако необходимо отметить, что такие результаты могут быть обусловлены вступлением в законную силу постановления Правительства РФ № 336[6], установившим ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, порядок организации и осуществления которых ­регулируется № 248–ФЗ.

Здоровое питание

Здоровое питание населения рассматривается как стратегическая политическая задача органов государственной власти. Последствиями нарушения его составляющих — биологической, химической, радиационной безопасности продуктов питания являются:
– массовые инфекционные и ­неинфекционные заболевания;
– потери в виде дней нетрудоспособности и сокращения средней продолжительности жизни;
– недополучение валового национального продукта;
– дополнительные затраты системы здравоохранения и социального страхования;
– общее снижение качества жизни в стране.

Продовольственная безопасность в плане обеспечения населения качественной продукцией предопределяет высокую ответственность производителя и эффективно работающую систему контроля выпускаемой в обращение продукции.

Зная сложившийся в стране порядок контроля и надзора, а также меры ответственности за выпуск некачественной продукции, можно однозначно констатировать, что потребитель не имеет абсолютной гарантии приобретения качественных и безопасных продуктов.

Сертификация

Сегодня с трибун много говорится о том, что главная цель развития страны — благополучие человека. Государство ставит перед собой задачу формирования социально ориентированного бюджета, повышения пенсий и заработной платы, однако — увы! — деньги не всегда позволяют нам приобрести вкусную и полезную пищу.

Еще в феврале 2010 г. было принято решение об отмене сертификации пищевой продукции и замене ее декларированием. Переход к нему без выработки механизмов реального обеспечения ответственности бизнеса за выпуск некачественной и фальсифицированной продукции лишь усложнил ситуацию на рынке. А огромная роль сертификации в ­контроле качества продукции и ее производства была недооценена.

В настоящее время институт сертификации подвергается дискредитации, что приводит к оттоку специалистов из этой отрасли. Причина здесь в том, что рынок заполонили фальшивые сертификаты, выданные без проведения испытаний и проверок в течение одного дня. Если специалисты по сертификации уйдут, мы потеряем трудно создававшийся научно-технический и кадровый потенциал, и нам придется восстанавливать его снова. Однако, помимо проблем с фальшивыми сертификатами и отсутствием надлежащих проверок, есть и другие вызовы, с которыми сталкивается система сертификации. Например, новые технологии и инновации, новые продукты не всегда подпадают под существующие стандарты и требования сертификации. Это может создавать проблемы для производителей, которые хотят выпускать новые продукты на рынок, но сталкиваются с трудностями в получении сертификатов. В свете этих проблем возникает необходимость пересмотреть и улучшить действующую систему сертификации. Важно создать более эффективные и надежные механизмы контроля, которые будут предотвращать подделки и обеспечивать безопасность и качество продуктов, содействовать честной конкуренции. Это поможет производителям выводить свои продукты на рынок и поспособствует внедрению инноваций. Кроме того, важно обучать и поддерживать квалифицированных специалистов в области сертификации: их знания и опыт необходимы для эффективного проведения испытаний и проверок, а также для разработки и улучшения стандартов. Это обеспечит высокий уровень доверия к сертификации и ее надежность.

И в конечном счете сертификация, как объективный механизм контроля, станет снова актуальной, будет способствовать развитию, а не препятствовать ему.

Проблемы, требующие решения

Обозначим проблемы, связанные с обеспечением безопасности пищевой продукции при выпуске в обращение на рынок и подтверждением соответствия сегодня.

Во-первых, пищевая продукция является объектом технического регулирования и подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Декларирование осуществляется либо на основе только собственных доказательств, либо комбинации доказательств как собственных, так и полученных с участием органа по сертификации и/или аккредитованной испытательной лаборатории.

Во-вторых, отсутствует надлежащий дорыночный контроль пищевой продукции, в связи с чем большинство деклараций о соответствии оформляются с нарушениями: сегодня можно зарегистрировать декларацию о соответствии пищевой продукции любого уровня качества, в т. ч. потенциально опасную, без проведения необходимых процедур: идентификации, лабораторных испытаний, производственного контроля.

В-третьих, ограничен государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, а соответственно, и за пищевой продукцией, попадающей на рынок.

Решение проблемы оборота опасной и фальсифицированной продукции — одна из ключевых задач, над которыми бьются во многих странах, в т. ч. участницах Евразийского экономического союза.

Положительные изменения

В правовом обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации прослеживается положительная динамика, создана достаточно большая нормативная база, как на федеральном, так и на региональных уровнях. При этом функционирует целая система государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Предусмотрена и ответственность за нарушение норм законодательства о ­качестве и безопасности пищевых продуктов. И все же проблема остается неразрешенной, в последнее время мы все чаше сталкиваемся с фальсификацией продуктов питания и откровенным обманом покупателей. Причем это касается как продукции, произведенной внутри страны, так и импортируемой.

Необходимость введения сертификации пищевой продукции обусловлена совокупностью факторов, которые требуют незамедлительного реагирования. Так, в настоящее время фактически вне зоны постоянного контроля остаются физико-химические показатели пищевой продукции. А ведь именно ими и определяются потребительские свойства продукта, например отличия сыра «Российского» или колбасы «Докторской» от других наименований этих же видов продуктов. И это не только вопрос идентификации. Пищевая ценность фальсифицированных продуктов фактически неизвестна потребителю. А это ставит под угрозу значительные целевые группы населения, которым в силу физиологических или медицинских причин необходимы конкретные продукты с конкретной пищевой и энергетической ценностью.

Возможности исправить ситуацию

Во многих странах мира перед выпуском на рынок пищевой продукции проводятся испытания и оценка стабильности ее производства, которые дополняются периодическим контролем процессов производства и лабораторными испытаниями в период обращения на рынке.

Существующая модель, задачей которой является регулирование предпринимательской деятельности в России, фактически сама порождает тот самый «дикий» бизнес, который ставит прибыль выше интересов граждан. Конечная его цель — нажива, даже если это угрожает здоровью и жизни людей. Именно такой бизнес виноват в том, что мы сталкиваемся с опасной и фальсифицированной пищевой продукцией. Необходимо усилить контроль производства и реализации пищевых продуктов, а также повысить значимость сертификации как формы контроля качества продукции. Таким образом можно утверждать, что введение сертификации пищевой продукции позволит:
– поставить барьер, препятствующий попаданию опасной и фальсифицированной пищевой продукции на рынок Российской Федерации;
– повысить ответственность производителей и поставщиков за качество и безопасность продукции;
– привлекать к ответственности аккредитованные органы по оценке соответствия за нарушения правил и процедур сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По оценкам экспертного ­сообщества изменение формы подтверждения соответствия пищевой продукции с декларирования соответствия на обязательную сертификацию даже с учетом проведения испытаний не повлечет за собой значительного повышения стоимости конечной продукции, при этом существенно увеличив защищенность потребителя.

Резюме

На протяжении последних лет предложения экспертного сообщества о введении дорыночного контроля продукции в форме обязательной сертификации были поддержаны Государственной Думой, Минпромторгом России, Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и многими общественными организациями. За ужесточение дорыночного контроля выступает и Россельхознадзор. По мнению его руководителя, подход к продовольственному сегменту надо менять именно на государственном уровне, и проверки нужны обязательно.

[1] «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.» утверждена Распоряжением Правительства России от 29.06.2016 г. №1364-р.
[2] Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247–ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
[3] Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248–ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
[4] Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2022 году» / Роспотребнадзор. —
URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=25077 — (Дата обращения: 27.10.2023 г.).
[5] Итоговый доклад об основных результатах деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору за 2022 год /Россельхознадзор. —
URL: https://fsvps.gov.ru/files/itogovyj-doklad-ob-osnovnyh-rezultatah-dejatelnosti-federalnoj-sluzhby-po... — (Дата обращения: 27.10.2023 г.).
[6] Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество