Найти в Дзене
АПН - Приволжье

Картины мира губернатора и нижегородцев очень сильно не совпадают

Глеб Никитин провел 7 декабря уже третью прямую линию в качестве губернатора Нижегородской области, и есть возможность сравнить эти мероприятия. Нынешняя прямая линия продлилась на час меньше, чем в 2022 году. А количество обращений снизилось с девяти до восьми с половиной тысяч.

Также были некоторые отличия и в доминирующей тематике. Прошлая прямая линия проводилась в ноябре и на ней часто упоминались ледяные дожди, которые привели к серьезным нарушениям в электроснабжении. Проблемы с электроснабжением сохранились и до сих пор, причем, и в областном центре, и эта тема, похоже, раздражает губернатора. Но он уверен, что вопрос решаемый, и можно с ним в этом согласиться, поскольку это зона ответственности Россетей, которые знают, что делать для исправления ситуации.

В целом набор обсуждавшихся тем сохранился: ЖКХ, проблемы с общественным транспортом и здравоохранением.

Неожиданно всплыла тема с ростом цен – она была обозначена звонком в прямом эфире, обратившийся указал на резкое подорожание яиц. На это губернатор ответил традиционным образом, мол, мы работаем с Федеральной антимонопольной службой, которая проводит соответствующие мероприятия для снижения торговых наценок. Что касается отпускных цен, то глава региона выразил понимание позиции производителей, вынужденных поднимать цены.

Поначалу Никитин не то чтобы спотыкался, отвечая на вопросы, но выглядел не совсем уверенным, однако к середине прямой линии губернатор разогнался и достаточно ясно и выразительно высказался по теме брутто-контрактов для перевозчиков на общественном транспорте.

Но вскоре после этого я заметил, что он устал, начал тяжело вздыхать и раздражаться, что стало заметно при ответе на вопрос о финансировании хоккейного клуба «Торпедо» и названия футбольного клуба «Пари НН».

Прямая линия периодически переключалась со студии, которую вели нижегородские тележурналисты на колл-центр, где журналист и представитель Центра управления регионом как-то вольно интерпретировали тематику прямой линии, что, как мне показалось, не совсем удовлетворяло губернатора. Когда камера переключалась на этих двоих, он недовольно тыкал пальцами в листочек с вопросами журналиста Володина.

Следует отметить разницу не столько в повестках рядовых жителей и органов власти – она естественна, сколько разницу в видении картины мира.

Звонит губернатору житель Советского района и жалуется, что лифт, который давно обещали запустить, до сих пор не работает. Это происходило ближе к завершению прямой линии, Никитин уже выглядел уставшим и раздраженным, и он ответил, что лифт, конечно, запустят, но главное – Нижегородская область это единственный регион, где принята такая большая программа замены лифто́в.

Так вот, картина мира у губернатора такая: «Мы решаем глобальную проблему, а ваши проблемы – они когда-то решатся». Хотя звонит пенсионер, который жалуется, что ни он, ни жена уже долгое время не могут выйти на улицу – с девятого этажа они, может, и спустятся, но подняться уже трудно. И так во всем.

Недовольство главы региона несовпадением его масштабной повестки и повестки нижегородцев было заметным. Но ничего удивительного здесь нет – современный политический режим в России, в том числе и региональный – глубоко персонифицированный. И к губернатору обращаются со всеми вопросами, которыми бы должны заниматься муниципальные чиновники. И никакой Центр управления регионом здесь не помогает. Большинство людей видит единственную возможность решения своих проблем в личном обращении к губернатору.

На прямой линии неоднократно подчеркивалось, что большое количество обращений свидетельствует об интересе нижегородцев. Однако мне здесь видится, скорее, свидетельство большого количества проблем, которые не будут решены без личного вмешательства губернатора.

Закончилось все блицем. Таким образом журналисты, видимо, хотели оживить мероприятие или поставить хорошую точку, которая бы подчеркнула качества губернатора как личности и человека. Однако, например, ответ губернатора на вопрос о любимой книге меня озадачил. Губернатор сказал, что любимых книг много, но в голову пришел «Идиот» Достоевского. Возможно, он сейчас его перечитывает, но больше было похоже на такие опросы, которые выявляют подсознательные ассоциации: «фрукт?» - «яблоко», «дерево?» - «дуб», «книга?» - «Идиот». Возможно, такой ответ - действительно результат раздражения губернатора тем, что видение картины мира нижегородцев не совпадает с его видением.

С другой стороны, мероприятие закончено, проделана огромная работа, все вздохнули... Как там у Грибоедова? «Подписано, так с плеч долой».

Виктор Лысов, политолог