Найти тему

Анатолий Леман. Российский Страдивари так и не завершивший из-за раннего ухода из жизни своего скрипичного дела

Оглавление

(продолжение серии заметок «Вспоминаем ныне забываемых славных россиян и их дела»)

«Когда мы говорим, что талант или уникальные способности кому-то даны от Бога, то тем самым косвенно подтверждаем наличие мистических сил, которые помогают избранным людям добиваться успехов невозможных для большинства из нас»

Помогали ли Анатолию Леману мистические силы во множестве разнообразных успешных дел и начинаний, делавшихся им практически одновременно в сочетании с воспитанием и поднятием «на ноги» десятерых детей однозначно сказать затруднительно (читайте мою заметку «Анатолий Леман. А не помогали ли ему в жизни мистические силы?).

Ещё больше поверишь в то, что всё таки какие-то мистические силы помогали Анатолию Леману в реализации его главного увлечения в жизни – изготовление скрипок и виолончелей когда начинаешь внимательно рассматривать эту сторону его деятельности.

Анатолий Леман был от природы наделён исключительным музыкальным слухом и обучаясь в домашних условиях, как это и принято в большинстве дворянских семей игре на одном из музыкальных инструментов, в трёхлетнем возрасте уверенно овладел умением игры на скрипке. Это детской увлечение не оставляло Анатолия Лемана всю его жизнь и порой помогало отвлекаться от тех проблем и невзгод, которые неизбежно встречаются в жизни у каждого из нас. Именно игра на скрипке и интерес к её устройству, привели Анатолия Лемана в зрелые годы жизни к пониманию того, что изготовление разных по размеру скрипок, изучение особенностей силы звучания и глубины распространения звуков скрипки и является главным делом его жизни.

Если верить воспоминаниям современников Анатолия Лемана, то Анатолий Леман уже ставший сложившимся скрипичным мастером как-то рассказал им о том, что он, где-то восьмилетним ребёнком разобрал одну из своих детских скрипок чтобы узнать как же она устроена и снова собрав её попытался самостоятельно настроить.

А продолжился детский интерес Анатолия Лемана к устройству скрипки только через много лет после того, как Анатолий Леман вместе с невенчанной супругой Лидией Лашеевой переехали из Москвы в Санкт-Петербург и обосновались в нём.

Одной из первых опубликованных Анатолием Леманом статей о скрипке в его начальные годы работы в Санкт-Петербурге стала статья «Скрипка и смычок» напечатанная в журнале «Всемирная иллюстрация».

Обложка одного из журналов «Всемирная иллюстрация» (еженедельный журнал издавался в Санкт-Петербурге с 1869 по 1896 год. В отдельные годы тираж этого журнала доходил до двадцати тысяч экземпляров). Страница журнала «Всемирная иллюстрация» со статьёй Анатолия Лемана «Скрипка и смычок».

По-настоящему увлёкшись скрипичным делом Анатолий Леман, скупил в Санкт Петербурге до тысячи негодных более для игры скрипок разных мастеров, в том числе и до сорока скрипок итальянских мастеров скрипичного дела девятнадцатого века и прошлых веков. Кроме этого Анатолий Леман разыскивал и скупал негодные для игры скрипки не только в России, но и за её пределами по объявлениям в иностранных газетах, а когда ему попадались редкие экземпляры таких скрипок, то, чтобы не терять время на их пересылку сам выезжал в России к их владельцам для оформления покупки.

В свободное от других дел время Анатолий Леман внимательно перечитал все найденные им в библиотеках и книжных магазинах Санкт Петербурга книги о скрипках на русском, немецком и английском языках. Анатолий Леман разобрал и внимательно изучил устройство каждой приобретённой им скрипки и вскоре попытался самостоятельно сработать скрипку собственного изготовления. При всём этом надо сказать, что, как известно, каждый скрипичный мастер во все времена тщательно скрывал и берёг секреты создания своих скрипок. По воспоминаниям самого Анатолия Лемана свою первую более или менее удачную скрипку, он сделал только в 1889 году переломав перед этим за три года работ над ней множество неверно по его мнению звучавших скрипок. И это не удивительно. Работа по изготовлению скрипок равносильна ювелирной работе огранщиков драгоценных камней. Одно неверное движение и вся работа огранщика может пойти насмарку. Всё это в полной мере относится и к изготовлению скрипок. Как известно, звучание скрипки во многом зависит от её формы, размеров, качества и состояния материалов из которых она изготовлена, используемых клея, лака и многого чего другого, что порой и составляет тайну её изготовления.

-2

В тот же период времени, в который Анатолий Леман начал делать свои первые скрипки, наряду с написанием рассказов, повестей и их публикацией Анатолий Леман продолжил раскрывать тему, изложенную в статье «Скрипка и смычок» опубликованной в журнале «Всемирная иллюстрация».

В 1893 году Анатолий Леман написал и издал в Санкт Петербурге «Книгу о скрипке» в двух частях с приложением, разместив в книге сто пятнадцать рисунков, касавшихся устройства скрипки, а в приложении двенадцать больших соответствующих чертежей. Книга оказалась настолько востребованной, что в 1903 году её издали повторно.

-3

Первое и второе издание книги Анатолия Лемана «Книга о скрипке».

В дальнейшем, неплохо освоив азы скрипичного дела и исходя из сложившихся условий своей жизни, Анатолий Леман временно отошёл от дел по изготовлению скрипок и приступил к нему вновь отдавая теперь ему всё своё свободное время после переезда со всей своей семьёй на дачу в посёлок Стрельна, который был пригородным курортном посёлком стоявшим на берегу Финского залива в двадцати верстах от Санкт-Петербурга в сторону Петергофа, который, кстати сказать, с 1944 по 2009 год именовался Петродворцом.

В дачном домике, снятым Анатолием Леманом для проживания всей своей семьи, в которой к тому времени уже народилось десять детей, он оборудовал настоящую мастерскую по изготовлению скрипок и ещё виолончелей и приступил не только к их изготовлению, но и изучению особенностей их звучания.

-4

Анатолий Леман (годы жизни 1859-1913) с одной из виолончелей, изготовленной им в дачной мастерской в посёлке Стрельна.

Всё свои наблюдения за особенностями звучания скрипок и виолончелей Анатолий Леман оформил в виде книги, названной им «Писем о скрипке и виолончели. Заметки о музыкально-инструментальном искусстве и моих опытах» и издал её в 1900 году в Санкт-Петербурге. А через три года опубликовал не менее интересную чем «Книга о скрипке» книгу «Акустика скрипки» в двух частях с семидесятью рисунками подлинных итальянских скрипок.

Созданию книги «Акустика скрипки» предшествовали проведённые Анатолием Леманом летом и осенью 1902 года в Стрельне исследования по описанию тональности звуков издаваемых разными скрипками, силы, продолжительности и глубины звучания скрипок в зависимости от их конструкции, толщины и натяжения струн. Эти исследования по определению особенностей звучания изготовленных им скрипок, Анатолий Леман проводил не только в стенах своей мастерской в Стрельне, но и на природе, выбрав для этого прямую как натянутая струна Нижнюю Приморскую дорогу идущей на Петергоф и проходящей рядом со Стрельней. При проведении каждого исследования по определению расстояния, на которое распространялись те или иные звуки, издаваемые при игре на скрипке, записывались такие показатели как дата, время, температура воздуха, направление и сила ветра и даже облачность. При этом сообщение между участниками исследований осуществлялось условными знаками, придуманными самим Анатолием Леманом. Особенности таких исследований заключались в том, что Анатолий Леман поочерёдно играл на трёх разных изготовленных им же скрипках последовательно на всех их струнах начиная от звуков «фортиссимо» или «очень громко» до «пианиссимо» или «очень тихо». В результате таких исследований Анатолий Леман вывел ряд закономерностей, которые способствовали изготовлению им качественных по звучанию скрипок, сделанных теперь, как говорится, уже не «на глазок», а кроме этого, значительно экономились материалы и время на изготовление скрипок. При всём этом надо сказать, что такие акустические исследования по звучанию скрипок до Анатолия Лемана в мире никто больше не проводил.

Свои работы по изготовлению скрипок и созданию лаков для их покрытия Анатолий Леман не прекращал и в зимнее время года, снимая под свою скрипичную мастерскую ту или иную квартиру в Санкт-Петербурге.

-5

Автопортрет Анатолия Лемана, выполненный им самим в 1900 году.

Анатолий Леман для того, чтобы самому познать всю глубину и силу скрипичных звуков не пропускал в Санкт-Петербурге ни одного скрипичного концерта после которых составлял и размещал в столичных журналах и газетах множество на них рецензий.

Кроме изготовления скрипок Анатолий Леман, о чём уже сказано выше, в многочисленных химических опытах на грани алхимических пытался раскрыть секреты лаков, которыми покрывали скрипичные мастера созданные ими инструменты. Анатолий Леман провёл порядка пяти тысяч опытов по поиску различных видов масляных и спиртовых лаков для покрытия скрипок определяя и сравнивая их прозрачность, цвет, красоту, прочность и описал до сотни по его мнению удачно составленных рецептов для изготовления лаков для покрытия скрипок.

В своей работе над скрипками Анатолий Леман старался не делать копии уже изготовленных и хорошо звучавших скрипок. Так из всех более тысячи созданных им скрипок Анатолий Леман ставил себе только порядка двухсот и каждой из них, как это и было принято у мастеров скрипичного дела, давал женские имена.

-6

Скрипка Анатолия Лемана «Психея».

В те же годы Анатолий Леман задумался над созданием в России и так называемой им «Художественной школы скрипичного искусства». Для привлечения внимания к своему замыслу музыкальной общественности Санкт-Петербурга Анатолий Леман обратился к руководству Санкт-Петербургской консерватории с предложением прочитать в её аудиториях несколько лекций о скрипке и, как он писал в обращении: «…об успехах акустики в новейшее время», но художественный совет Санкт-Петербургской консерватории ответил Анатолию Леману отказом, не усмотрел в этом никакой необходимости.

Несмотря на отсутствие поддержки со стороны музыкальной общественности Санкт-Петербурга, Анатолий Леман подготовил проект создания в Санкт-Петербурге Первого инструментально-музыкального училища и разработал для него программу теоретических и практических дисциплин. По задумке Анатолия Лемана в данное училище должны были приниматься дети в возрасте от тринадцати лет без учёта сословий, национальности и вероисповедания. При этом обучение должно быть бесплатным за счёт средств Российской империи по примеру бесплатного обучения детей в кадетских корпусах. В какие бы министерства России Анатолий Леман не обращался с этим проектом, то везде получал на него только вежливый отказ. В конечном итоге этот проект Анатолия Лемана так и остался на бумаге. Возможно такое чиновническое отношение к своему проекту по открытию в Санкт-Петербурге Первого инструментально-музыкального училища и подвигло Анатолия Лемана на поступок, который вписал его в историю жизни семьи императора Николая II.

Анатолий Леман в ноябре 1908 года решился преподнести в подарок сыну императора Николая II и наследнику императорского престола цесаревичу Алексею, по мнению Анатолия Лемана, одну из наиболее удачно сработанных им детских скрипок ласково названной «Соловушка». Скрипка была положена в старинный футляр одного из знаменитых мастеров такого дела и в него же был положен детский смычок, сделанный собственноручно Николем Киттелем скрипичным мастером, жившим в Санкт-Петербурге в первой половине девятнадцатого века. Приложил Анатолий Леман к футляру со скрипкой и несколько своих ранее написанных им книг о скрипке и отправил всё это почтой по назначению.

В российских архивах сохранилось обращение Анатолия Лемана к императору Николаю II по этому поводу и, чтобы читающие эту заметку сами соприкоснулись с ожившей историей тех времён, приведу его полностью, каким оно и было.

«Его Императорскому Величество

Прошение.

Ваше ИМПЕРАТОРСКОЕ Величество! Прошу Вас принять от меня для Вашего Августейшего Сына Великого Князя Алексея Николаевича скрипку моей работы под названием «Соловушка», а также книги мои: «Акустика скрипки», «Книга о скрипке» и «Письма о скрипке и виолончели». В этих книгах сказано, как я работал и как сделана скрипка «Соловушка». Я думаю, что в настоящее время русской скрипке нет соперниц за границей и я счастлив что могу произнести эти слова перед Вами.

Верноподданнейший Вашего Императорского Величества отставной Подпоручик Инженерных Войск потомственный дворянин Анат. Леман».

-7

Обложка книги Анатолия Лемана «Акустика скрипки».

Прождав полгода и не дождавшись никакого ответа, Анатолий Леман отправился выяснить в чём дело на приём в так называемую тогда Канцелярию Министерства Двора. В Канцелярии Министерства Двора Анатолий Леман узнал, что подарок от никому не известного дворянина отставного подпоручика и, к тому же скрипичного мастера к самому цесаревичу Алексею всех сильно смутил и скрипка была отправлена на экспертизу в Придворный оркестр, где она и находится. В присутствии Анатолия Лемана в Придворный оркестр отправили повторный запрос и вскоре он получил копию ответа из Придворного оркестра в Канцелярию Министерства Двора от руководителя Придворного оркестра Константина Штакельберга. Привожу его также в подлинном тексте, чтобы сохранить тот исторический дух, который и сегодня исходит из него.

«Возвращаю при сём скрипку и приложения присланные при отзыве Канцелярии Министерства Двора и имею честь сообщить следующее:

1. Скрипка А. Лемана хорошей работы обладает хорошим мягким тоном несмотря на то, что она ещё не обыграна и представляет собою инструмент уменьшенного размера. Конечно, качества, приписываемые ей автором в сертификате – преувеличены, в особенности это касается лака, который представляет слабую сторону работы А. Лемана немало потрудившегося в деле изготовления скрипок. Тем не менее это не даёт права ему присваивать себе звания эксперта древних инструментов. Считаю нужным приложить прейскурант скрипок Лемана который он мне прислал на днях с запросом, когда будет мною дан отзыв о его скрипке.

2. Литературные произведения А. Лемана не лишены интереса для специалистов.

Начальник Оркестра Генерал-Лейтенант Штакельберг».

Ответ сильно раздосадовал Анатолия Лемана. У него с начальником Придворного оркестра Константином Штакельбергом, который как уже сказано выше имел воинское звание генерал-лейтенанта, ещё и до этого события уже были непростые отношения по вопросам содержания скрипок итальянских мастеров в том же Придворном оркестре.

В одной из своей изданной несколько лет назад книге о скрипках Анатолий Леман привёл такой эпизод отношения в Придворном оркестре к скрипке Антонио Страдивари, который стал ему известен.

В том эпизоде Анатолий Леман поведал о том, что Константин Штакельберг распорядился перелачить скрипку Антонио Страдивари, то есть покрыть её после реставрации новым лаком, чем в конец испортил редкий экземпляр работы самого Антонио Страдивари.

Анатолий Леман повторно обратился в Канцелярию Министерства Двора и неожиданно для себя получил быстрый ответ по содержанию больше похожий на запрос: «Что Анатолий Леман хочет получить за скрипку, которую он прислал в Канцелярию Министерства Двора?».

На этот к нему запрос Канцелярии Министерства Двора Анатолий Леман в конце апреля 1909 года ответил: «Я доставил Вам скрипку для Наследника Цесаревича. В случае если бы последовала мне какая-либо Царская Милость, я не имею нравственного права отказаться от неё и не отказываюсь о чём честь имею заявить Вам».

На это своё письмо Анатолий Леман получил такой ответ: «Заведующий Канцелярии Ея Величества препроводил Прошение Лемана с приложениями и Отзывами на усмотрение Императрицы Александре Федоровне».

Прошло ещё какое-то время и в начале июня 1909 года Анатолию Леману из Канцелярии Ея Величества Государыни Императрицы пришло письмо следующего содержания: «Его Высокоблагородию А. И. Леману. Милостивый Государь Анатолий Иванович. Ея Величеству Государыне Императрице Александре Фёдоровне по всеподданнейшем докладе ходатайства Вашего о поднесении Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу скрипки Вашей работы и литературных произведений Ваших о скрипке благоугодно было Всемилостивейшее повелеть благодарить Вас от Имени Императорского Величества за подношение и пожаловать вам перстень с бриллиантом».

Как потом стало известно Анатолию Леману, в ноябре 1909 года к пятилетию цесаревича Алексея скрипка «Соловушка» в футляре и со смычком, его книги о скрипках как подарок, в числе прочих подарков были преподнесены наследнику царского престола. Самое же интересное в этой истории заключается в том, что подарком Анатолия Лемана цесаревич Алексей так ни разу и не воспользовался. Дело в том, что никакой игре ни на каких музыкальных инструментах наследника царского престола цесаревича Алексея в детстве не обучали. А когда цесаревич Алексей подрос, то предпочёл всем другим музыкальным инструментам простую русскую балалайку, на которой в дальнейшем превосходно играл.

На всём этом и закончилось стремление Анатолия Лемана обратить внимание царствующих персон на состояние скрипичного дела в России и открыть в Санкт-Петербурге Первое инструментально-музыкальное училище.

А еще ранее до обращения в Канцелярию Министерства Двора, Анатолий Леман дважды предлагал свои услуги так называемому Кустарному комитету России, был тогда в России и такой Комитет созданный в 1894 году при Министерстве земледелия и госимущества, основной целью которого было содействие развитию в Российской империи кустарной промышленности. Но и в нём, как можно догадаться, никакой поддержки своим предложениям по развитию скрипичного дела в России Анатолий Леман также не получил.

К вышесказанному надо добавить, что весной и летом того же 1909 года в Михайловском манеже Санкт-Петербурга проходила Первая международная выставка новейших изобретений имени Его Императорского Высочества наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича.

-8

Михайловский манеж Санкт-Петербурга. Афиша об открытии Первой международной выставки новейших изобретений.

Анатолий Леман сделал заявку на участие в этой выставке, чтобы показать всему музыкальному миру до каких высот выросло мастерство по изготовлению русской скрипки и получил соответствующее разрешение на участие в выставке и место в павильоне Михайловского манежа. А за месяц до открытия выставки Анатолий Леман расклеил по всему Санкт-Петербургу афиши с заголовком «Русская скрипка» и поясняющим текстом о своей витрине скрипок на открывающейся вскоре выставке в павильоне Михайловского манежа. На выставке Анатолий Леман в своей витрине разместил четыре сработанных им скрипки, а именно «Полярная Звезда», «Орфей», «Семирамида», «Президент» и одну виолончель «Лада», а для сравнения выставил рядом с ними две скрипки современных итальянских мастеров и скрипку Джузеппе Гварнери – известнейшего во всём музыкальном мире итальянского скрипичного мастера первой половины восемнадцатого века. Анатолий Леман разрешал всем желающим посетителям выставки играть на всех этих музыкальных инструментах, чтобы они сами оценили качество его скрипок, которые Анатолий Леман называл русскими скрипками и сравнить их звучание с итальянскими скрипками. По окончанию выставки в павильоне Михайловского манежа Анатолий Леман получил от её организаторов награду в виде «Почётного отзыва». Об успехах Первой международной выставки новейших изобретений писали тогда не только все российские газеты, но и отдельные иностранные газеты. Упомянут был в них скромно и успех русских струнных музыкальных инструментов, изготовленных Анатолием Леманом.

Несмотря на отсутствии поддержки своему любимому скрипичному делу Анатолий Леман до последних дней своей непродолжительной жизни случившихся в сентябре 1913 года продолжал постоянно им заниматься.

По мнению специалистов скрипичного дела в 1910 году Анатолий Леман смастерил одну из самых лучших своих скрипок, названной им «Царица», а затем решил повторить её и реализовал свою задумку. Внешне эта скрипка выглядела также, как и скрипка «Царица», но её звучание отличалось от своей «скрипичной» сестрицы в лучшую сторону. Этой скрипке Анатолий Леман загадочно дал имя древнегреческой натурщицы Фрины, послужившей моделью для статуи богини любви Афродиты древнегреческого скульптора Праксителя жившего в четвёртом веке до нашей эры в городе Книдос, что стоял на полуострове Датча в том месте, где условно Эгейское море сливается со Средиземным морем. При всё этом надо сказать, что скульптура Афродиты, названной Афродитой Книдской была одно из первых отражений в мраморе обнажённого женского тела.

Анатолий Леман рассказывая о своей скрипке «Фрина» в «Книге о скрипке № 6», а всего таких номерных книг им было написано восемь, утверждал что звук скрипки «Фрина» не потеряется даже в зале вместимостью до двадцати пяти тысяч человек и она вполне может соперничать со скрипками итальянских мастеров прошлых веков.

По всей видимости смастерить скрипку равную, а может быть даже и в чём-то превосходившую скрипки Антонио Страдивари, Андреа Амати и Джузеппе Гварнери было так и не сбывшейся мечтой всей жизни Анатолия Лемана. В той же «Книге о скрипке № 6» на её первой странице Анатолий Леман писал: «К России. Обращаюсь к вам граждане моей великой Родины с пламенной просьбой: кто-нибудь из вас! Дайте мне на срок подлинную скрипку Ан. Страдивариуса. Она мне безусловна необходима для дальнейшего моего развития, направленного для вашего же блага. Если у вас нет такой скрипки, но есть средства для приобретения её, купите её для меня… Сам я никогда не смогу купить для себя скрипку Страдивариуса…». А подписал Анатолий Леман это обращение так: «Анат. Ив. Леман Отец русской скрипки. Стрельна 1910 г. 22 июля».

Но на этот крик души Анатолия Лемана до конца его жизни так никто и не откликнулся.

Что касается судеб почти двухсот концертных скрипок и нескольких виолончелей Анатолия Лемана, то надо сказать, что к нашему времени ни одна из его виолончелей не сохранилась, а из скрипок сохранилось возможно, не более двадцати.

-9

Три из сохранившихся скрипок Анатолия Лемана.

Доподлинно известно только о трёх сохранившихся скрипках Анатолия Лемана, показанных на картинке выше. Две из них находятся ныне в Государственной коллекции уникальных инструментов в Москве и ещё одна в Государственном музее театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга.

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 08 декабря 2023 года.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю, вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!