Привет всем постоянным читателям и случайно зашедшим в гости.
О проигрывателях винила советского времени сейчас написано очень много, от справочных данных до различных усовершенствований и модификаций. Думаю, не буду углубляться во все это, кому интересно тот все найдет в сети и тем более не буду давать какие-то оценки этому аппарату. Просто, можете считать что от скуки попробуем оживить попавший мне в руки старенький Орфей 103.
1. Состояние пациента.
- Внешний вид - на твердую троечку. Защитная крышка, к сожалению была сразу отправлена в утилизатор, так как не смогла пережить все перипетии существования с 1989 года.
- Включается, лампа стробоскопа горит. Меток не видно.
- Мотор запускается рывками.
- Скорости 33 и 45 переключаются, но не стабилизируются обороты.
- Автостоп и возврат тонарма работают, но по собственному желанию "Хочу работаю - хочу нет"
- Сигнал с выхода фонокорректора есть, но .... . Всё плохо.
- Тонарм - установлен не на оси вертикального движения(видимо соскочил при перевозке).
2. Возрождение с Реинкарнацией.
2.1 Источник питания и управление.
Все механические работы и работы с внешним видом оставим на "потом" В первую очередь займемся электроникой. Как бы не относились к аппаратуре времен СССР, но документация поставляемая в комплекте с ней имела все необходимые данные для проверки и ремонта(принципиальные схемы, эскизы печатных плат, карты напряжений в контрольных точках и т.д.). Наш аппарат не исключение.
Милое дело - смотри на схему и проверяй напряжения по контрольным точкам, начиная, естественно, с источника питания. И... - напряжения питания в контрольных точках не соответствует указанным на схеме более чем на 30-40%. В прочем ничего другого и не ожидалось. Он же старичок. Меняем все электролиты и все "красненькие флажки" керамические конденсаторы, коих в сей машинке оказалось достаточно много. Нужно сказать что паять платы имеющие отношение к советской оборонке (хоть и отдаленное) то еще "удовольствие". Этот Л-а-а-к!!!
Результат:
- значение напряжений приблизились к исходным(по крайней мере помещались в указанные заводом 20%);
- заработала схема автостопа и возврата тонарма(потребовалась регулировка напряжения +5В подстроечным резистором R34).
Все бы ничего но значение напряжений не стабильно. Например эти самые +5В приходится регулировать с течением времени в пределах +/- 0,5В. Это не годится.
Посмотрим на схему источника питания.
Имеем два мостовых стабилизированных источника питания. Про второй источник поговорим позже, а первый реализован на элементах VD7, VT11, VT12,15. В нем формируется три напряжения для работы устройства: +18В (не стабилизированное) для питания соленоидов автостопа и возврата тонарма; +12В для работы схемы управления двигателем; +5В для системы управления функциями проигрывателя. В стабилизации напряжения +18В нет необходимости, но напряжения +12В и +5В должны быть стабильными. Не знаю почему выбрана именно такая схема стабилизации но думаю на период выпуска этого проигрывателя можно было выбрать схему и лучше. А учитывая время, которое берет свое(элементам по 35 лет)... В общем - модернизируем схему.
Заменим транзисторы VN11 и VT15 на интегральные стабилизаторы 7812 и 7805 соответственно. Цепи R28, VT12, CD1,VD12 и R33, VD15, R34 нам теперь без надобности. поэтому мы их просто демонтируем. Как всегда в нужный момент под рукой не оказалось стабилизатора 7805, но есть регулируемый стабилизатор на LM317-ой. Я о нем писал здесь. Его установим на радиатор на котором был установлен VT15, перенеся отверстие для крепления чуть выше штатного. VT12 установлен на корпусе проигрывателя поэтому стабилизатор 7812 ставим на его место через изолирующую прокладку(впрочем VT12 тоже был изолирован от корпуса). C10, C11 также удалены из схемы они есть на плате стабилизатора. Смотрите галерею все будет понятно.
Теперь, ели посмотреть на схему задающего генератора собранного на микросхеме К553УД1А, то видим что его питание осуществляется от +/- 10В. Но в разобранной нами первой части источника питания таких напряжений нет. А формируется оно от отдельного выпрямителя. От которого также питаются усилитель головных телефонов(наушников) и фонокорректор.
Стабилизатор напряжения выполнен на стабилитронах VD13, VD14. Поскольку я уже начал вносить изменения в схемы, то изменю схему и этого участка схемы, поставив двухполярный стабилизатор собранный на 317-ом и 337-ом стабилизаторах вместо элементов R29, VD13 и R30, VD14. Схему, думаю нет смысла приводить. Она типовая(см документацию на интегральные стабы). Листаем галерею.
После этой переделки напряжения в контрольных точках практически идентичны указанным на схеме. Никаких отклонений с течением времени не происходит. Задающий генератор в схеме управления двигателем работает стабильно. Выставляем необходимые частоты для скоростей 33 и 45 подстроечными резисторами R5(33) и R6(45). Частота регулируется, но не очень плавно(скачками). Это связано с отслужившими свой срок R5 и R6. Можно чистить или еще заниматься какой-то ерундой, но лучше просто заменить на новые. И будет вам счастье.
Стабилизация напряжения +12В позволила убрать рывки при запуске двигателя. Он запускается плавно. Рывки отсутствуют.
К сожалению не получилось снять на видео метки стробоскопа при вращении диска на скоростях 33 и 45, но поверьте они стоят "мертво". Скорости стабильны.
О стробоскопе, корпусе и прочей мелочи в следующей части.
Продолжение следует.
Интересно? Подписывайтесь, читайте, пишите комментарии.
До встречи на канале.