Найти в Дзене

Старший дворник Санкт-Петербурга

1905. Иллюстрированный альбом Городской и домовой администрации Санкт-Петербурга.
1905. Иллюстрированный альбом Городской и домовой администрации Санкт-Петербурга.

Степан Павлов родился в крестьянской семье в промежутке между 1874-1882 годами. В Рязанской губернии, Пронском уезде в селе Рождество Лесное.

Приехал в Санкт-Петербург на заработки. Работал в доходном многоквартирном доме сперва обычным дворником и дослужился до должности старшего дворника, а в период начавшейся революции в 1917 году, забрал восьмилетнюю дочь, жену и уехал в подмосковное Очаково, подальше от огня революции.

Работал дворником в Доме Казанского собора он же Дом церковнослужителей Казанского собора, построенном в 1813—1817 годах в стиле русского классицизма под руководством архитектора В. П. Стасова. Расположенном в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, 25

В 1880—1910-е годы работал магазин (вход с Казанской ул.) фирменных фотографических аппаратов, граммофонов и фонографов «Бруно Зенгеръ и К°».

Незадолго до революции 1917 года работал магазин акционерного общества по производству химико-фармацевтических, парфюмерных и фотографических товаров «Р. Келер и К°» (1890—1910-е).

Одним из первых в России при Казанском соборе в 1914 году открылся лазарет для раненых защитников Родины. Он размещался в доме № 25 по Невскому проспекту. Заведовал лазаретом Казанского собора заместитель главного врача придворного госпиталя Н.А. Мейнгард. В сентябре 1914 г. лазарет Казанского собора приняла под свое высокое покровительство Государыня императрица Александра Федоровна. Лазарет полностью содержался на церковные средства и пожертвования прихожан Казанского собора. 16 ноября 1914 г. в действующую армию отправился транспорт теплых вещей — праздничный подарок Казанского собора русским воинам. С 1 января 1916 г. в Казанском соборе начались ежедневные моления перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери о даровании победы русскому воинству.

После революции 1917 года жизнь Дома Казанского собора заметно изменилась, как и его обитатели. В результате бегства части прежних хозяев, выселения лишенцев и планового уплотнения подавляющее большинство квартир, сменив жильцов, стало коммунальными.

В Санкт-Петербурге Степан Павлов начал свой трудовой путь с подручного дворника - убирал двор и прилегающею к дому улицу, разносил дрова в квартиры и исполнял мелкие поручения, в основном связанные с хозяйством: погрузка-разгрузка мебели, курьерские доставки, чистил туалеты.

Позже стал дежурным дворником, с бляхой и свистком контролировал пропускной режим у ворот дома и не пускал во двор посторонних. Следил за порядком. На ночь запирал ворота на ключ и дежурил возле них. Ему выдали нагрудную металлическую бляху с названием улицы и номером дома. Дежурить можно было исключительно на ногах, в стоячем либо ходячем положении.

Доработав до должности старшего дворника, стал доверенным лицом домовладельца, получил право руководить нижестоящими дворниками. Вел домовые книги и следил за пропиской жильцов. На нем как старшем дворнике лежала обязанность предоставлять в полицию сведения о миграции жильцов дома. Проверял все ли жильцы прописаны в участке (город Санкт-Петербург территориально делился на участки).

В подручные дворники он набрал земляков - младших дворников, здоровых, молодых крестьян. В большинстве это были неграмотные или малограмотные люди, но сильные, трудолюбивые, честные. Жили они по дворницким. Со двора, у окна дворницкой, прибивалась дощечка с надписью: «Дворник». С улицы у ворот дома был звонок в дворницкую. Младшие дворники жили без семей, своего рода артелью. Пропитание им готовила жена старшего дворника. Моя прапрабабушка – Матрена Михайловна Лаврешина.

Положение старшего дворника было много лучше, чем у подчиненных ему дворников. Степан Павлов, вступив в должность старшего дворника получил отдельную служебную квартиру и привез в город свою семью и там поселился сначала с женой. А в 1908 году у них родилась дочь, которую назвали Татьяной, поскольку родилась она в январе, близко ко дню памяти раннехристианской мученицы Татьяны Римской, память которой совершается в Православной церкви 12 января по юлианскому календарю[1],

Старший дворник в Санкт-Петербурге получал ежемесячное жалованье – не менее 40 рублей.

Степан Павлов избрал профессию дворника для продвижения по карьере и преуспел в этом.

Старший дворник, отработав положенное количество лет, и завоевав особое расположение домовладельца и жильцов, мог перейти в швейцары. Важным условием такого перемещения были благообразная внешность и окладистая борода.

Дослужиться до швейцара Степан Павлов не успел из-за революции…

В 1900 году в Санкт-Петербурге насчитывалось 9 635 многоквартирных домов, которые обслуживали 18 139 дворников.

Из них – около 6 тысяч было старших дворников (Е. Юхнева. «Петербургские доходные дома» Центрполиграф. 2008).

Мой прапрадед был одним из этих 6 тысяч.

Трудовой день дворника выглядел примерно так: утренняя уборка вверенной территории заканчивалась уже к 8 утра. Помойное ведро с черной лестницы выносили два раза в день, а один раз в неделю обязательно эту черную лестницу мыли. Нечистоты вывозили только ночью, чтобы не создавать неудобств жильцам. Ночное дежурство с 22 часов до 6 утра[2].

В начале 20 века в зону ответственности дворников добавились мусоросжигательные печи, "снеготаялки", "пылевсасывательные станции", контроль за гаражными воротами, которые нельзя было загромождать.

В доме, оснащенном электричеством, дворники вели учет лампочек, после появления телеграфа и велосипедов - следили за тем, чтобы снег, сбрасываемый с крыши, не повредил телеграфные провода, чтобы велосипеды телеграфных рассыльных оставались в целости и сохранности. Работы по озеленению в парадных дворах-курдонерах тоже лежали на плечах дворников…

Революционные массы народные не любили дворников, поскольку на последних градоначальниками возлагалась обязанность извещать полицию не только обо всех чрезвычайных происшествиях, но и о "подозрительных в домах сходбищах". В Инструкции Санкт-Петербургского градоначальника Н.В. Клейгельса от 1901 года говорится:

"Особой заботливости владельцев недвижимой собственности (или ответственных управляющих) поручается должное наблюдение за тем, чтобы в домах и в иных помещениях злоумышленники не могли заводить тайные типографии, держать взрывчатые вещества, оружия и склады противуправительственных изданий, а также устраивать приспособления для совершения преступлений с политическою целью".

В дополнение к этому следовало каждый день вечером осматривать незапертые места: сараи, конюшни, чердаки, сени, чуланы, под лестницами и другие места, "где только могут укрыться люди, пришедшие в дом со злым намерением, или беглые для ночлега"; и места, находящиеся под замком, тоже приказано как можно чаще проверять. А к разгону собак прибавился разгон мастеровых, которые любили собираться у ворот и на тротуаре толпами, чтобы гурьбой идти на работу, в баню, на гулянье и т. д.

Это противопоставление дворников народу выливалось в массовые драки.

Дворники все больше превращались во вспомогательный орган полиции.

Помощь полиции в задержании подозрительных лиц часто упоминается в мемуарах русских революционеров. "На совести петербургских дворников много грехов и преступлений. По приказу полиции они не раз и не два избивали честных рабочих и студентов", - писал Л. Д. Троцкий в 1905 году в "Русской газете". Заметка "Доброго утра, петербургский дворник!"

В начале 20-го века дворники за свою службу на полицию и обязанность извещать полицию обо всех подозрительных лицах, собраниях в подведомственных им для наблюдения домах стали такой же ненавидимой революционерами профессией, как и жандармы с городовыми, так что в событиях 1917 года многие дворники пострадали от революционных масс.

После февральской революции 1917 года в работе коммунального хозяйства наступил хаос. У полицейских появилась масса забот, на фоне которых контроль за работой дворников отошел на десятый план. Сами дворники потеряли интерес к уборке.

Разделяя интересы пролетариата, дворники создавали профессиональные союзы, которые должны были бороться за соблюдение их прав. Таких союзов в Петрограде было три: Союз дворников, Союз швейцаров и дворников и Союз городских служащих.

В воспоминаниях современников часто с горечью описывается воцарившаяся на улицах города антисанитария: кучи навоза и мусора, лабиринты из непроходимых сугробов.

"Да что говорить об улицах, если даже в Летнем саду "...чудные вековые аллеи с мраморными статуями, выхоленные клумбы цветников и золотые дорожки загажены, заплеваны, засыпаны семечками и папиросными окурками. Толпы цыган, китайцев и других инородцев, нищих, гадалок, фокусников бродят от скамьи к скамье...На мраморные фигуры, на вековые стволы деревьев наклеены афиши с партийными воззваниями" (Журнал "Огонекъ", июль 1917 года).

После принятия "Декрета об отмене права частной собственности на недвижимости в городах" дворники вместе с домовладельцами окончательно исчезли[3].

Власть советов пыталась переложить обязанности дворников на горожан из бывших домовладельцев. Представители победившего пролетариата и большевики от трудовой повинности освобождались, поэтому мели дворы и охраняли дома преимущественно «господа в хорошей одежде».

В сентябре 1918 года домкомы упразднили, организовав домкомбеды - домовые комитеты бедноты. Их "хозяйственная" деятельность ограничивалась слежкой за буржуазными элементами, проживающими в доме.

После революции не изменилось практически ничего в части службы дворников на правоохранительные органы.

Домоуправления согласовывали каждую кандидатуру дворника с начальником отделения милиции, как прежние домовладельцы — с офицерами полиции. А дворники все так же должны были следить за жильцами, оповещая обо всем милицию и ОГПУ. Так что в делах репрессированных дворники регулярно фигурировали в качестве свидетелей, дававших обвинительные показания на арестованных[4].

В русском менталитете сильна неприязнь и отвращение к «стукачам» в различных обществах, в детско-юношеской среде школьников и дворовых компаниях и даже в тюремной среде, моральная норма «не сдавать» имеет высокое значение для выживания себя как человека.

Генетическая неприязнь к предателям, «сдавателям», «стукачам» восходит к временам Христа и его предательства учеником и товарищем Иудой, а еще дальше к заповеди не «лжесвидетельствуй». Отсеивание неблагонадежных людей по принципу доверия, возможности положиться, вверить секрет, прикрыть спину, имеет в своей биологической основе инстинкт выживания. Тот, кто «стучит», «предает», «раскрывает» не заслуживает доверия, представляет угроз и опасность для выживания, следовательно, подлежит либо изгнанию, либо устранению.

Полицейская-охранительная система выживает благодаря «стукачам», «ушам и глазам полиции-милиции», в которые записала и дворников, начиная с первых покушений на Александра II его ближайшее окружение в 1866 году и заканчивая временами хрущевской оттепели в 1962 году.

[1] В светской России «Татьянин день» отмечается по григорианскому календарю 25 января.

[2] Инструкция для дежурных дворников, изданная санкт-петербургским градоначальником генерал-лейтенантом Н.В. Клейгельсом. 1901. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 10. Д. 83. Л. 12 об.-13.

Особо отличившихся по службе дворников, градоначальник награждал медалью "За усердие" или "За беспорочную службу", поощряли ценными подарками и денежными премиями. В 1905 году в Петербурге был выпущен "Иллюстрированный альбом городской и домой администрации с торгово-промышленным и справочным отделами".

[3]Декрет Президиума ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» упразднил право частной собственности на жилье и передал жилые дома в распоряжение органов власти в этих городах.

[4] "Особые условия службы дворников" https://www.kommersant.ru/doc/2922580