Найти в Дзене
Авиакомпания IRAERO

Есть ли бог в соцсетях?

О вере, вайбе и вечных ценностях

Он мог бы профессионально заниматься продюсированием или открыть ивент-агентство. Сейчас отец Артемий создаёт понятный, интересный контент для прихода, где служит. Молодой (ему 33) священник дружит с современными технологиями. Говорит, телеграм-канал, соцсети и видеоблог помогают нести людям Слово Божье. Когда Артемия перевели в Иркутск, в аккаунте Князе-Владимирского храма появился пост: «У нас новый батюшка!

Талантливый организатор и очень креативный человек. Мы в предвкушении чего-то необычного». О свежих, светлых идеях — в предрождественском интервью для «МирАэро». 

Текст: Ольга Брайт, Фото: Токарская Анастасия для Irk.ru

 

Сегодня мир видится сложнее, чем лет 100–200 назад, когда люди жили небольшими тесными сообществами, а главными источниками информации были мать с отцом, соседи и батюшка в церкви, — говорит отец Артемий. — Очевидно, что сейчас совершенно иначе строится коммуникация. И нет ничего дурного в том, чтобы использовать современные форматы для общения с прихожанами, со всеми, кто стремится к духовному развитию, интересуется православием, задумывается о вечных ценностях. Мы, команда Князе-Владимирского храма, стараемся создать вокруг него дружелюбную, открытую среду, донести до широкого круга важный посыл: здесь готовы принять, выслушать каждого, вход в церковь — не через какой-то высокий порог. 

— А каким был Ваш путь к храму? Считается, что священнослужителями обычно становятся выходцы из религиозных семей. Так и есть?

— Ничем сверхъестественным вас не удивлю. Никаких историй о чуде, после которого я уверовал. У меня верующие родители, я с детства ходил в церковь. Мы жили в Братске. В 14 лет я стал алтарником, принимал участие в богослужениях. То есть с подросткового возраста началось моё церковное восхождение, я ещё больше сблизился с людьми, которые не просто посещали церковь, а служили в ней. Они были старше, мудрее меня. Со сверстниками, с ребятами в школе мне было уже не так интересно. 

— Одноклассники, простите за прямоту, пальцем у виска не крутили? 

— Понятно, что в школе, наверное, найдутся те, кому ты не нравишься. Не могу сказать, что прямо-таки столкнулся, как сегодня говорят, с буллингом. Но бывало, что задирались одноклассники. В такие моменты я чувствовал растерянность. Что-то игнорировал. Иногда дрался. 

-2

И, признаюсь честно, особой мотивации учиться, ходить на школьные занятия у меня не было. Скучно как-то. А в церковной среде я постоянно открывал для себя что-то новое. Мне это всегда нравилось. 

— Интернет-аудитории Вы знакомы как автор «Блога сельского священника». Служба в сельском храме в посёлке Раздолье и вообще деревенская реальность сильно контрастируют с городской жизнью? 

— Удивительный опыт, конечно, для уроженца города — перебраться в село. Поворотная точка в моей жизни. До Раздолья мои взгляды были куда консервативнее. Казалось бы, я теперь ближе к корням, консерватизма только прибавится. А нет. На просторе раскрылась моя пассионарная натура. Появился «Блог сельского священника». Получая удовольствие от жизни в деревне, я стал делиться некоторыми видео. Тогда ещё никакие принципы сторителлинга, конечно, не освоил. Но снимал от души. А люди это чувствуют, реагируют, лайкают, делятся. 

Меня стали приглашать в Москву на проект, в Архангельскую область. Это была новая для меня ступень, общение с другими увлечёнными людьми по всей стране очень расширяло кругозор. 

-3

В какой-то момент отец Алексей, посмотрев мой видеоблог, предложил записывать, монтировать подкасты в Князе-Владимирском храме, где было подходящее помещение. Так из этого знакомства за год родилось несколько хороших творческих проектов. Мы разработали для храма фирменный стиль с логотипом, мерч сделали. Новые идеи появились… В конце концов, так сложилось, что естественным образом меня перевели в Иркутск. 

— Судя по расписанию мероприятий в Князе-Владимирском храме, он видится не просто местом для богослужений и молитв, а своего рода духовно-культурным центром…

— Значит, мы выбрали правильный вектор. Хотелось, чтобы люди к нам просто первый раз зашли, открыли для себя это удивительное место. 

Оно и внешне замечательное. 

Строили Князе-Владимирский храм в честь крещения Руси. Вы оценили, как оригинально он спроектирован? Будете у нас — обратите внимание на эклектику, смешение стилей. В традиционное московское барокко привнесён, например, такой элемент, как базилик. Гениальный архитектор Владислав Кудельский, я думаю, таким образом сделал отсылку к римской культуре как источнику христианства, при этом снаружи архитектура — характерная для русской традиции. Как базилик обогатил храм, так и крещение духовно обогатило Русь.

Однако великолепный внешне, отреставрированный храм хотелось наполнить «добрым вайбом». И за территорию храма, замечу, наши мероприятия тоже выходят. 

— И как результат? Какие встречи, мероприятия вызывают интерес, в том числе у молодого поколения? О чём они готовы дискутировать? 

— Мы видим, что людям нравятся ярмарки, где ощущается уютная, тёплая атмосфера. Такие события нам помогают организовать творческие ребята из иркутского «Шишка-маркета». Планируем к Рождеству провести ярмарку в галерее «Революция». 

Хороший отклик был на выставку православных фотографов. На подобных мероприятиях очень умиротворяющая атмосфера, располагающая к обсуждению увиденного, в целом к общению, в том числе с настоятелем. Отец Алексей — очень многогранный человек, в беседе с ним получаешь ответы на самые разные вопросы, как о духовном развитии, так и по всевозможным жизненным ситуациям. 

А специально для подростков при нашем храме открылся центр «PROсвет». Также мы организуем спикер-клуб. Приглашаем людей неординарных: режиссёров, дизайнеров, блогеров, бизнесменов, общественных деятелей… Спикеры рассказывают о своих проектах, иногда можем фильм хороший вместе посмотреть, подискутировать. В этом формате я бы охотно поговорил, например, с Кончаловским. Есть такая мечта. 

-4

— Запала в память мысль, прозвучавшая в одном из Ваших интернет-постов: «Есть люди-двери, за которыми ещё две двери, а за ними ещё по две, три и так далее. Такие люди, как правило, появляются тогда, когда у тебя назрел важный вопрос, и особенность таких людей в том, что ответом они не закрывают тему, а раскрывают её для нового движения, нового уровня, со множеством новых вопросов». Похоже, обрисовали образ идеального священника? 

— Я думаю, от священнослужителя людям важно получать глубокие знания, а не просто информацию о том, как правильно тому или иному святому ставить свечу. Настолько простую инструкцию вам теперь любой онлайн-поисковик выдаст. А общение с батюшкой может быть более наполненным. 

Мы же не в средневековье живём. И религия — это не просто набор каких-то молитв-заклинаний и ритуалов, после которых будет тебе благодать. На пути духовного развития внутренние изменения опираются на диалог, живое общение с наставниками. Мы создаём поводы и условия для этого общения. 

Однажды я услышал хорошую фразу: «Страшно, когда хирург становится профессиональным хирургом, теряет чувство сострадания, участия». Проведу параллель со служением. Для меня священство, христианство — любимое дело, действительно то, во что хочется вкладывать душу, время. Именно в этой сфере применять свои знания и умения, в том числе всё, что я умею как медийщик, как организатор событий. 

Искреннюю благодарность хочу выразить всем волонтёрам, которые помогают воплощать проекты. У нас есть и активная молодёжная волонтёрская команда, и сообщество прихожан, на которых можно опереться в делах.

— А квест или квиз — это не слишком смело для церкви? Вы же что-то подобное тоже организуете?

— Почему нет? Если через квест и квиз можно прекрасно, в доступной форме донести какие-то знания о Библии, о Боге. Кто-то и привычные лекции воспринимает нормально, не спорю. Но мы же не на паре по теологии в университете. С молодёжью, по-моему, стоит говорить на том языке, который ей ближе. А какие смыслы передавать через этот язык — это зависит напрямую от нас. 

— Дискуссионный вопрос «из глобальных». Кто-то убеждён, что в обществе идёт тренд на «расчеловечивание» и вера ослабевает, другие, наоборот, отмечают, что Россия становится ближе к Богу. Вы как считаете? 

— Трудно сказать. Мне видится, что верующих много, но церковных всё меньше и меньше. 

— Что подпитывает лично Вас в Вашем служении? Есть ли у Вас идеал в духовной жизни?

— Знаете, меня вдохновляют не церковные люди, которые занимаются христианскими делами. Талантливый иркутский режиссёр Юрий Яшников, мой земляк Дима Мироманов, который недавно открылся как мужественный и мудрый человек. Повторюсь, я стал всё чаще замечать милосердие и любовь в нецерковных людях, и это меня восхищает. 

Очень вдохновляют наши активные прихожане, которые давно в церкви. Они видели и в подробностях знают нашу «внутрянку», но при этом всё равно служат людям и Богу.

— На самом деле Вы тоже ведь не только церковный контент делаете. Правда ли, что снимаете с единомышленниками фильм об Иркутске, его культуре, людях? Как бы в нескольких словах Вы описали главные черты в характере нашего города? Каков он, Иркутск? 

— Я переехал в Иркутск в 18 лет. Город меня поразил. Впечатлили его архитектура и деревянное зодчество. Здесь переплетаются культуры и эпохи. Он и сложный, и в то же время простой, близкий. Как советский провинциал, трудяга, активный — с утра на спорт, вечером на рыбалку. Кроме того, в Иркутске креативная молодёжь. Здесь чувствуется движ. 

— Вы нацелены на развитие. Не было мысли переехать ближе к столице? 

— Нет. Здесь масса интересных задач, проектов, людей, друзей. Как я это всё брошу? (Улыбается.) Мы вот сейчас к рождественскому концерту в храме готовимся, приглашаем флейтиста, пианиста. Ещё одну классную зимнюю идею воплотили с модельерами: отшили интересный ватник, и теперь такой можно купить в «Швейном кафе» в Иркутске. Некая преемственность в этом есть — взяли советский ватник за основу, но чуть осовременили. Получилось красиво, стильно, уютно. Такое сочетание традиций и свежего дыхания. Прослеживаете параллель?.. 

— В зимние праздники гулять в ватнике — самое то. В преддверии Рождества что-нибудь пожелаете читателям?

— Для меня этот праздник — «закваска добра». Желаю всем внутреннего уюта и чувства чистой радости.

 

PROсвет — это новый центр, который открылся в Иркутске при Князе-Владимирском храме. Проект вошёл в число победителей Всероссийского конкурса программ социализации подростков в номинации «Социализация через общение, творчество и поддержку». В центре для ребят организуют занятия по основам актёрской работы и азам сценической речи. А ещё при храме есть тренажёрный зал.

 

 по материалам бортового журнала МИРАЭРО

Журнал «МИРаэро» (зима 2024)