Среди владельцев собак нередко заходят разговоры о собачьей индивидуальности и проблемах поведения. Много говорится о влиянии генетики, воспитания и дрессировки. Но, к сожалению, часто упускается из вида влияние владельца на собаку – даже когда он не задумывается о том, что влияет на нее.
Нам, специалистам, часто приходится иметь дело с последствиями. В одной семье собака рычит на ребенка, потому что родители повышают на него голос при собаке. В другой - собака боится темноты, потому что темноты боится хозяйка.
Нередко за помощью обращаются спортсмены и владельцы выставочных собак, которые сами выставляют своего питомца. Рычит на судью, не идет в ринг, отказывается стоять в стойке, зажимается при беге, отказывается работать на соревнованиях – это только малая часть проблем, которую может создать владелец собаки, если не понимает, как сильно влияет на собаку его психологическое состояние. Особенно, если оно неожиданно меняется.
Рассказывает Юлия Исламова - ведущий специалист УДЦ «Собачье Дело»:
Михаил и Чарли
"Высокий приятный молодой человек в очках долго не решался зайти на площадку, где я проводила групповые занятия, пока к нему не подошел один из инструкторов нашей команды. Выяснилось, что он не знал, как я выгляжу, а отрывать нас от работы он не хотел.
Когда я подошла к нему, он начал извиняться за «вторжение» и предложил подождать, пока мы освободимся. Я в ответ предложила ему зайти к нам на площадку и поговорить.
Из разговора выяснилось, что почти год назад Михаил завел себе долгожданную первую собаку вельш корги пемброка. А проблема, с которой он пришел – то, что его Чарли слишком робкий. И Михаила это очень беспокоит, ведь все однопометники Чарли и другие корги в его возрасте жизнерадостные и весьма бесстрашные.
Первое, о чем я спросила – когда с Чарли начали гулять и как Чарли реагировал на это. Выяснилось, что Чарли начал гулять сразу после прививочного карантина, очень быстро адаптировался к улице и был жизнерадостным бесстрашным щенком. А все проблемы начались примерно 3-4 месяца назад, когда Чарли исполнилось 7 месяцев. На вопрос – не пугался ли Чарли кого-то или чего-то – Михаил ответил, что он бы обязательно запомнил это. Но такого не было.
Дальше мы составили список объектов, которые пугали Чарли – бегуны, велосипедисты, роллеры, машины, оживленные дороги и крупные собаки. Обычных людей, детей, небольших собак – Чарли не боялся совсем, летел здороваться и не смущался даже в ответ на явную агрессию в свою сторону.
По словам Михаила страх выражался очень сильно. Чарли отбегал в сторону, как только слышал шум велосипедных шин, ложился и замирал при виде больших собак, а через дорогу его проще было перенести на руках.
Договорились, что Михаил привезет Чарли на консультацию и я своими глазами посмотрю на то, что происходит.
Первая встреча с Чарли
На следующей неделе ровно в нужное время Михаил появился на площадке. На поводке впереди него весело несся красивый корги, уже заранее виляя мне всей попой и демонстрируя прекрасное настроение. Пока я обнималась с этим красавцем, Михаил пожаловался, что с трудом смог уговорить Чарли вылезти из машины, потому что рядом оживленная дорога. По его словам, Чарли страшно напугался.
Я внимательно еще раз присмотрелась к Чарли, но страха не заметила, хотя шум машин был слышан на площадке очень отчетливо. Нормальный веселый подросток без страха и упрека уверенно тянул хозяина на поводке к домику, в котором спали мои алабаи.
Я попросила Михаила придержать поводок и не беспокоить моих собак. «-Ой, у вас там собаки?» - спросил Михаил, продолжая идти вслед за Чарли. «Да, там два алабая» - начала говорить я, и тут увидела интересную реакцию. Михаил резко затормозил, натянул поводок и тихим голосом сказал: «Чарли, осторожно!». И как по мановению волшебной палочки жизнерадостный корги превратился в робкую креветку. Он замер, поджал попу и быстрой рысью отбежал к ногам хозяина.
Я сначала не поверила своим глазам.
- Михаил не производил впечатления человека, наказывающего свою собаку. Да и Чарли в нем души не чаял, от рук не шарахался, разрешения не спрашивал, буквально сидел у него на шее.
- Во-вторых, в голосе Михаила не было никакой угрозы, скорее страх.
- В-третьих, на поводке у него был весьма активный и веселый подросток с гормонами головного мозга. То есть ТАКОЙ реакции не должно было быть в принципе.
Чтобы подтвердить или опровергнуть увиденное, я повела Михаила и Чарли в лесопарк в поисках велосипедиста. Они не заставили долго себя ждать и появились у нас за спиной. Михаил в это время увлеченно рассказывал мне о Чарли, а Чарли вприпрыжку скакал впереди на поводке. Реакции на велосипедистов, которых даже я слышала, заметно не было.
И тут Чарли вырулил на середину тропы и заметил велосипедистов. Я ждала реакции страха, но он просто замер и повернулся, внимательно рассматривая хозяина. «Миша, там велосипедисты, подзовите Чарли» - попросила я. И снова увидела чудеса преображения. На этот раз я внимательно наблюдала не только за Чарли, но и за Михаилом.
Михаил резко обернулся, увидел приближающихся велосипедистов и внезапно из неуверенного юноши превратился в человека, ожидающего нападения и готового его отразить. Спина разогнулась, плечи расправились. Было ощущение, что сейчас он бросится вперед, закроет собой Чарли и спасет его от неминуемой гибели.
Я успела перевести взгляд на Чарли ровно в тот момент, когда он рванул за спину хозяина в лес на всю длину поводка. Велосипедисты проехали мимо, а Чарли провожал их взглядом, напряженно выпрямившись на своих коротких лапках. «Ох» - вздохнул Михаил и снова превратился в милого молодого человека. «Вот видите? Как сильно он их боится. Я прямо не знаю, что делать. Чарли, они уехали, можешь выходить!». И, что было уже не удивительно, а закономерно, Чарли моментально расслабился и выбежал из леса обниматься с хозяином.
Что это было?
Вот таким образом, неосознанно, хозяева нередко сами создают у своих собак страх или агрессию. Так как собаки не понимают человеческой речи и только постепенно учатся вычленять отдельные важные слова-сигналы, а общаться с нами им как-то надо, они учатся «читать» нас без всяких слов. Тем более, это совсем не сложно, ведь мы сами постоянно общаемся без слов с помощью языка тела – друг с другом и не только.
Когда человек ожидает проблем, опасается за кого-то, нервничает, готовится к чему-то, он напрягается, замедляется или замирает на месте. Это может длиться совсем не долго, но мы моментально считываем изменение языка тела у другого человека и часто неосознанно напрягаемся тоже.
Я помню множество случаев из своей практики, когда с одним хозяином собака до истерики боится салютов, а с другим спокойно гуляет вечерами в новогодние праздники. Когда с одним хозяином собака всех ненавидит и бросается на прохожих, а с другим даже не замечает их.
И я не раз видела, как быстро идет коррекция страхов и агрессии у собак, если хозяин расслаблен и спокоен. И как трудно и тяжело это дается, когда хозяин сам боится и напрягается по любому поводу.
Поэтому так важно работать не только с состоянием собаки, но и с состоянием ее владельца! Учить его замечать свои неосознанные реакции тела, учить осознанно расслабляться, «перезагружаться», вводить себя в позитивное состояние.
Это важно не только для спортсменов и хендлеров, но и для любого человека, которому приходится близко общаться с собаками – грумерам, ветеринарам, тренерам. И конечно, это нужно обычным владельцам собак, чтобы не создавать проблемы для себя и для своей собаки.
Как мы работали с Михаилом и Чарли?
Для начала я выяснила почему Михаил так опасается за жизнь Чарли. Выяснилось, что в прошлом у Михаила на глазах погибла собака его друга, сорвавшись с поводка около дороги. Это воспоминание стало первой точкой, запустившей реакцию тревоги, как только Михаил вышел с Чарли на первую прогулку.
Любые сообщения в интернете о погибшей или покалеченной собаке, любой рассказ знакомых на эту тему увеличивал опасения и приводил к все более нервной реакции, ведь Чарли был бесстрашным и не понимал грозящей ему опасности.
Михаил и сам не заметил момента, как он начал оберегать Чарли от всего, что с точки зрения Михаила, могло быть опасно. А опасным казалось многое: бегущие люди, ведь они могут наступить на щенка. Велосипедисты и роллеры. Машины и дороги. И конечно, крупные собаки, которые наверняка способны покалечить Чарли.
Нам всем очень повезло, что Михаил был готов исправить свое поведение. Что его страхи были больше надуманы, чем реальны. Да, осторожность и контроль — это главное правило любого владельца собаки, как и родителя маленького ребенка. Но они не должны превращать жизнь в поле боя, где ты в любой момент можешь погибнуть.
А еще нам повезло, что Чарли оказался совершенно шикарным по психике псом, потому что как только я начала подсказывать Михаилу, как себя правильно вести в тревожащих его ситуациях – как все «страхи» Чарли испарились.
Итак, 5 правил, как вести себя, когда вам тревожно:
1️. Как только вы заметили опасный объект и почувствовали тревогу, сразу действуйте!
2️. Переключите свое внимание с опасного объекта на свою собаку и заставьте свое тело принять наименее наряженную позу.
3️. Позовите собаку веселым голосом, стараясь следить за тем, что вы не говорите торопливо, нервно и на высоких нотах.
4️. Отойдите вместе с собакой, не теряя с ней контакта и не прекращая весело общаться, на безопасное расстояние.
5️. Предложите собаке поиграть, прыгнуть через препятствие или сделать любимый трюк.
Вот и все!
С каждым такой ситуацией, которая не привела вас к увеличению тревоги и к нежелательному поведению собаки – вам будет все легче и легче. Если проблема была в том, что вы сами провоцировали собаку, то постепенно вы заметите, как проблема уходит. Если же у собаки есть не связанные с вами причины так реагировать, то в любом случае и ей, и вам станет намного легче.
Удачи вам и комфортных прогулок с вашей любимой собакой!"