Найти тему

Плёночная фотография снова в моде!

Оглавление

В эпоху цифры, когда большинство людей использует смартфоны и цифровые камеры, многие фотографы возвращаются к экспериментам с плёнкой. Почему это происходит, разбиралась Александра Мокерова, а значит, теперь узнаете и вы.

«Сфотографируй на плёнку, так атмосфернее»
«Я обрабатываю в плёночной эстетике, так кадр выглядит живее»

Фразы, которые в современном мире мы слышим всё чаще и чаще, хотя прошло более 40 лет с момента изобретения цифровой камеры. Сегодня плёночная фотография снова в моде: более тёплый кадр, много зерна и засвеченные детали. Почему снова вернулась мода на плёночные снимки?

Камера, доступная каждому

В сентябре 1888 года основатель Eastman Kodak Company Джордж Истмен получил патент на камеру, которой могли пользоваться не только профессиональные фотографы. Первые фотоаппараты начали продавать в этом же году. Компактная камера и плёнка на 100 кадров — набор за 25 долларов, доступный каждому. Когда плёнка заканчивалась, покупатель отправлял устройство производителю, который печатал фотографии и перезаряжал плёнку. Стоило это всего 10 долларов.

Главная цель Джорджа Истмена — популяризировать фотографию. В рекламе Kodak всегда подсвечивалась главная идея производителя — камера доступна каждому, кто сможет выполнить простые действия: направить её на объект, нажать на кнопку, повернуть ключ и дёрнуть шнур. Вот и все действия покупателей данной модели. Печать, проявка и перезарядка плёнки лежали на производителе.

-2

В начале 20 века спрос на плёночные фотоаппараты начал стремительно расти. Kodak пользовалась популярностью на рынке и быстро обновляла продуктовую линейку. В 1930-х годах появилась профессиональная плёнка для кино. И к началу 80-х годов заняла 90% плёночного рынка США.

Резкий закат плёночной фотографии

В начале 90-х годов в мире набирает популярность интернет, что приводит к росту продаж цифровых камер. Что предлагает производитель? Недорогая камера, на которую можно записывать видео, делать фотографии хорошего качества и хранить их в памяти устройства. Новые возможности и небольшие затраты продвигают «цифру» на мировой арене. Kodak пытается внедрить цифровые фотоаппараты в свою линейку камер, но уступает конкурентам — Sony, Canon и Nikon. Пока компании боролись за рынок цифровых фотоаппаратов, потребители уже интересовались смартфонами и откладывали камеры в дальний ящик комода.

-3

Не всё потеряно

2010-е годы — период банкротства плёночной индустрии. 96% потребителей отказались от такого вида фотографии в пользу цифровых камер и первых смартфонов. Так, в 2011 году Kodak — крупная компания, выпускающая плёнку — объявила о банкротстве. Такая новость побудила режиссёров защищать данную технологию.

-4
Кристофер Нолан аргументировал свою позицию так: «Я никоим образом не выступаю против цифры, но я абсолютно уверен, что верну выбор в руки режиссёра».

Впоследствии генеральный директор Kodak Джефф Кларк рассказывал: «В течение 48 часов после обеда с Кристофером Ноланом я получил звонки от пяти киностудий и десятка знаменитых режиссёров».

-5

Ведущие киностудии пообещали взять на себя обязательства по долгосрочным заказам киноплёнки. Так, в июле 2013 года договор с Kodak заключили Disney, Fox, Paramount, Sony, NBC Universal и Warner Bros.

В наше время до сих пор существует два лагеря: кино, снятое на пленку, и кино, снятое на цифру.

-6

Вот что рассказывает любитель плёночной фотографии, который пожелал остаться инкогнито:

«Сейчас снимают фильмы на плёнку. Это не сделано в угоду какой-то стилистике, просто на плёнку можно добиться более интересных результатов: работы с освещением, работы с покраской. Плёнка — это уже немного готовый продукт. 30% фильмов, представленных на «Золотом глобусе», сняты на плёнку. Например, известный фильм «Оппенгеймер» снят на 70-миллиметровую IMAX-плёнку».
-7

Новый виток популярности

Первыми к плёночной фотографии стали возвращаться профессионалы и фотолюбители. Каждый кадр получается уникальным и имеет особую ценность.

Я попросила высказать своё мнение профессионального фотографа Марию Добрынину (maria.dobrynina_).

Почему же среди фотографов плёнка стала возвращать свою популярность?

Во-первых, из-за цвета и настроения, которые даёт плёнка. В наше время фотограф обладает огромным разнообразием инструментов, но это только усложняет путь к красивой фотографии. Для того, чтобы картинка имела красивое цветовое сочетание, нужно разбираться в свете и колористике — знаниях, которыми обладают в большей мере художники. Над плёнкой трудились не просто технари, в неё закладывали цветовые гармонии именно профессиональные колористы. Во-вторых, думаю, что это позволяет фотографам выделяться, забрать какую-то свою нишу и отличаться от конкурентов. В-третьих, многим нравится «магия» плёнки — неповторимость момента. На другие устройства мы можем сделать тысячи снимков, но, ограничивая себя в количестве, придаём каждому кадру большую ценность и уникальность.

Плёнка ограничена в количестве исходников с одной съёмки, что заставляет фотографа выверять каждый кадр — это больше проблема или нет?

По-разному. Я понимаю, когда я снимаю на цифру, иногда я рада, что есть возможность сделать ещё пару дублей и поймать какую-то нужную мне эмоцию. Также, когда у тебя есть право на ошибку, ты делаешь больше, больше пробуешь, и это, конечно, здорово. Проблема в другом — многие фотографы (я не исключение) начинают делать очень много кадров бездумно, забывая о композиции. В итоге у тебя куча кадров, а хороших, куда ты закладывал мысль, мало.

-8

В этом плане плёнка заставляет тебя задуматься, прежде чем нажать на спуск. Но заставлять себя необязательно. Можно добровольно начать искать композицию и строить кадр. В этом случае цифра становится тебе помощником, а плёнка даёт более сильные ограничения, что не всегда хорошо в плане возможности уловить микромомент и эмоцию. Если вы выверяете кадр, только когда снимаете на плёнку — думаю, в этом и есть вся проблема.

Спрос на плёночные фотоаппараты вырос также и среди молодежи. Многие списывают это на ностальгию по «старым-добрым» временам, но люди, родившиеся с 2000 по 2010 годы, вряд ли могут ностальгировать по эпохе 80-90-х. Через плёночные фотоаппараты подростки выражают свою индивидуальность и доносят до других свои ценности. Такие камеры позволяют сосредоточиться на моменте и не отвлекаться на уведомления своего смартфона, погрузиться в эту «неидеальность» картинки и неизвестность результата.

«Поколение сейчас, которое хочет „жить моментом”, ценить всё, что окружает, и романтизировать это. Возвращается не только плёнка, но и шубы, винтажные сумки, туфли и т.д. Мода циклична, поэтому неудивительно, что и плёнка так зашла молодым. Ведь все фотографии в старых журналах моды 80-90-х сделаны как раз на плёнку. Многие хотят „окунуться” в этот винтажный вайб, попробовать что-то, чего уже давно нет в реальности», — рассказывает любитель плёночной фотографии Яна Бабушкина.

«Замедление жизни» — цель плёночной эстетики наших дней. Современное поколение скупает старенькие фотокамеры и отходит от «вылизанных картинок».