Найти тему
Christian Lifestyle

АПОКАЛИПТИЧНОСТЬ

«Достоевский сказал: все мы нигилисты. Я бы сказал: мы, русские, апокалиптики или нигилисты. Мы апокалиптики или нигилисты потому, что устремлены к концу и плохо понимаем ступенность исторического процесса, враждебны чистой форме».

Н.Бердяев

Фра Анжелико "Христос во славе на Небесном суде"
Фра Анжелико "Христос во славе на Небесном суде"

Апокалиптичные мотивы встречаем у русских символистов, у всеми любимого Достоевского, Гоголя и других авторов. Что же я понимаю под апокалиптичностью? Насколько я понимаю, это – крайности, желание разрешиться, разродиться, это желание, чтобы родовые муки «русских крайностей», наконец, закончились, и желательно для всех народов планеты. Потому что если не закончатся –известно, что за светлым будущем придет темное будущее, а потом этот цикл будет продолжаться дальше. Это рабство, униженность, презрение к власти, пороки власть имущих людей, стремление к переменам, особое чувство справедливости и кухонные разговоры.

Апокалиптичность можно найти также в ценностях, которые выдвигаются русским человеком – стремление к правде, ощущение необъятности родины, стремление донести эту правду до каждого человека, разграничить все на черное и белое, докопаться до истины, совершить какой-то поступок «навсегда». Русские менее семейные, чем западные люди – несмотря на количество рождающих и нелюбовь к гомосексуальным бракам, у русских как-то менее развито чувство семьи, родственников, важности семьи. Скорее, это знакомые-друзья, которые оказываются поблизости в нужный момент времени. Мотив одиночки, сидящего на печи и ждущего своего часа, чтобы спасти мир или порассуждать о судьбе вселенной. Высокие думы важнее низменных забот и всего физического! Поиск смысла жизни для всех, поиск Абсолюта (которым занимаются практически все слои населения), «во всем мне хочется дойти до самой сути», поиск настоящего, искреннего, максимализм – пока нет смысла жизни, я ради нее и пальцем не шевельну. Русские не любят спокойную жизнь – им надо накал страстей и драмы, и чем больше эмоций, тем лучше. Эмоции должны быть ярко выражены, описаны, их нужно показать всем, желательно побольше пострадать, потому что если не пострадал – значит, ничего не осознал. А богатые и устроенные – это не у нас, это на запад, наши богатые и устроенные – это власть, желающая нашей смерти. Бесконечное обновление – постоянный, очень драматичный снос старых устоев, резкое внедрение новых ценностей, затем резкий снос новых ценностей, новое внедрение новейших ценностей или внедрение их отсутствия.

Сейчас, в это время, можно увидеть всю апокалиптичность русского народа на практике. Именно в это время, когда практически каждый может переоценивать свои основные стремления, учится правильно расставлять приоритеты своей жизни, просто даже старается наблюдать за происходящим, можно поиграть в апокалипсис. И это прикольно.

А лично я сейчас словно та большая говорящая Голова из «Хроник Амбера», встретившаяся на пути главному герою Корвину, спасающему мир, желаю апокалипсиса для всех.

«Я хочу, чтобы все кончилось. Я желаю освободиться из этого положения… Я стремлюсь не только к личному завершению, но и к завершению всей этой глупой игры…» И тут псевдо-философская птица Хуги («мыслящий», Хугин - один из воронов Одина) объясняет философские предпосылки Головы: «Иногда мы ошибочно решаем, что способны влиять на ход событий, и в нас возникает стремление. А это – прискорбная ошибка, ибо стремление порождает желание и создает ложное эго, заслоняющее чистое бытие, пребывание. В свою очередь, это бесконечно множит стремления и желания, а тогда уж ты погряз с головой… Нужно погрузиться в созерцание Абсолюта, полностью отбросить все фантомы, иллюзии, создающие ложное ощущение личности, отделяющее тебя ото бытия, превращающее тебя в обособленный островок сознания». Однако герой Корвин, движимый западным мышлением действия, утверждает, что «ложные личности» как раз помогли ему одерживать победы и стать тем самым Корвином, который живет, действует, оперирует в реальном мире и совершает то, что влияет на этот мир и на других.

Хочу сказать, что лично я – очень сильно жажду увидеть Апокалипсис. Меня никогда не интересовала история – если это не история Израиля. И то, Израиль меня интересует больше с практической точки зрения – согласно книге Откровения, именно там будут происходить самые важные события (да и происходили самые важные для мира события). Поэтому я хочу оказаться в нужный момент в самом эпицентре! И я очень хочу увидеть, как свернется этот мир, словно свиток. Мне интересно, как это будет. Мне кажется, это будет прекрасно. Мне кажется, это будет прекрасная лебединая песня, кульминация всего человечества. Мне кажется, это будет разрешение в тонику, преломленное наконец на всех уровнях реальности. Я мечтаю его увидеть своими глазами. Мне неинтересно, как все начиналось и как все двигалось, но я жажду видеть, как все закончится. Как это ни прискорбно, антихрист придет еще нескоро, тысячелетнее царство также будет длится как минимум тысячу лет, а моя жизнь не такая длинная. Я буду только надеяться, что мне, подобно Моисею, покажут эту «землю обетованную» хотя бы на пару самых заключительных мгновений, когда вся органическая жизнь воспоет в экстазе хвалу своему создателю и окончательно перейдет в новое качество.

Ну а дальше – новая история, которую мне тоже предстоит увидеть.