Найти в Дзене

Легендарный кёнигсбергский Девау - первый в Европе гражданский аэропорт.

После Первой мировой войны Восточная Пруссия оказалась отрезана от остальной Германии Данцигским сухопутным коридором, что значительно усложнило и сделало опасны, перемещения граждан за пределы провинции. Еще одна проблема: ввиду военных ограничений Версальского мирного договора военные лётчики оказались без работы. Выход из ситуации, найденный гениальным обербургомистром Гансом Ломайером, сделал Кёнигсберг (совр. Калининград) пионером в гражданской авиации – открытый в 1919 году аэропорт Девау (нем. Devau) стал первым в Европе. Немного об истории места. Изначально пригород Девау (в современном Калининграде это район вокруг срединной части ул. Ю.Гагарина) был загородным имением королевской семьи. Любопытно, что этимология как нельзя соответствует этому статусу: в корне находится прусско-литовское слова «Deywis» - «Бог». Земля была передана городу в 1717 году, а в 1798 году король Фридрих Вильгельм III приказывает создать здесь армейский полигон (Девауское поле), который передали воен

После Первой мировой войны Восточная Пруссия оказалась отрезана от остальной Германии Данцигским сухопутным коридором, что значительно усложнило и сделало опасны, перемещения граждан за пределы провинции. Еще одна проблема: ввиду военных ограничений Версальского мирного договора военные лётчики оказались без работы. Выход из ситуации, найденный гениальным обербургомистром Гансом Ломайером, сделал Кёнигсберг (совр. Калининград) пионером в гражданской авиации – открытый в 1919 году аэропорт Девау (нем. Devau) стал первым в Европе.

Немного об истории места. Изначально пригород Девау (в современном Калининграде это район вокруг срединной части ул. Ю.Гагарина) был загородным имением королевской семьи. Любопытно, что этимология как нельзя соответствует этому статусу: в корне находится прусско-литовское слова «Deywis» - «Бог». Земля была передана городу в 1717 году, а в 1798 году король Фридрих Вильгельм III приказывает создать здесь армейский полигон (Девауское поле), который передали военным, расположенным в соседнем районе Кальтхоф. Со временем Девау превращается в плац, место проведения военных сборов и парадов, на которых присутствуют короли. Даже Наполеон выбрал его в 1808 году для осмотра своих войск.

-2

Версальский мирный договор, запрещавший Германии использование военной авиации, совпал с началом мировой эпохи гражданского использования неба. «Все, что меня не убивает, делает меня сильнее!», - вдохновившись этими словами немецкого философа Фридриха Ницше, Восточная Пруссия, как это было не раз, проблему превратила в достижение.

-3

Ещё в годы Первой мировой войны плац Девау использовался в качестве площадки, на которую садились военные самолёты, участвовавшие в военных действиях на Восточном фронте. Рядом построили казармы и Школу воздушных наблюдателей. После наложенных «Версалем» ограничений на этой базе решено было организовать первый не только в Германии, но и в Европе гражданский аэропорт.

-4

11 ноября 1919 года на взлётно-посадочной полосе, тогда еще закрытой экспериментальной авиабазы, приземлился первый самолёт из Берлина. 1 апреля 1920 года началось авиасообщение Кёнигсберга с Тильзитом (ныне Советск), Данцигом (совр. Гданьск, Польша) и Мемелем (ныне Клайпеда). В том же году линии были продлены до Риги и Таллинна, а также появились направления на Стокгольм и Каунас. Первые полёты осуществлялись на открытых двухместных самолётах типа «Альбатрос» и «Румплер С-1».

-5

В 1921 году на территории аэродрома было построено здание первой в мире стационарной авиационной метеослужбы, годом позже появился корпус аэровокзала. Здесь располагались: зал ожидания и кассы, командно-диспетчерский пункт управления полетами, зона посадки. Трёхэтажное здание с элементами готики было выполнено из красного клинкерного кирпича, по периметру карниза крыши тянулась кованая оградка с декоративным орнаментом.

-6

Также на территории имелись: уникальная взлётно-посадочная полоса из бетонных плит длиной 800 метров, рулёжная дорожка, стоянка для самолетов, система заправки топливом и ёмкости для его хранения. С обеих сторон от главного здания расположились два больших ангара вытянутой прямоугольной формы с куполообразной крышей. В них размещались ремонтные мастерские авиастроительной компании «Юнкерс» («Junkers»).

-7

Только после возведения аэропортного комплекса, не имевшего аналогов в мире, был получен статус гражданского аэропорта и его торжественное открытие состоялось 8 ноября 1922 года.

-8

Годом ранее (в ноябре 1921 года) учреждается Немецко-Русское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» (нем. «Deruluft»), которое одним из первых в мире взялось за осуществление регулярных воздушных рейсов и, так уж сложилось, являлось самым продолжительным совместным предприятием двух стран, просуществовавшим до 1936 года.

-9

Аэропорт Девау был выбран в качестве базового. 30 апреля 1922 года с него стартовал первый самолет линии Кёнигсберг-Москва, который совершал промежуточные посадки в Каунасе и Смоленске. Пилотом стал немецкий лётчик Юст. В начале использовалось 10 самолетов «Фоккер FIII». Рейс длился 8 часов 45 минут.

-10

Полёты стали осуществляться по графику, поэтому можно считать, что это была первая регулярная международная авиалиния в России еще до появления нашей собственной гражданской авиации. Линия Москва-Кёнигсберг-Берлин считалась самой длинной авиационной трассой в Европе.

-11

10 мая 1922 года на рейсе Москва-Кёнигсберг зарегистрирован знаменитый российский поэт Сергей Есенин вместе с Айседорой Дункан. 3 июля 1923 года пассажиром авиалинии был поэт Владимир Маяковский, который после напишет стихотворение «Москва-Кёнигсберг». 31 августа 1924 года самолетом Дерулюфта из Москвы в Берлинский зоопарк доставляли медвежонка по кличке Татьяна.

-12

После переоборудования взлётно-посадочной полосы (впервые в Европе вдоль них появились посадочные огни) стали возможны ночные рейсы, которые с 1926 года осуществляла компания «Люфтганза» на самолётах «Юнкерс G-24». Со следующего года начал действовать почтовый авиарейс Кёнигсберг-Рига-Москва.

-13

В 1929 году обербургомистр Ганс Ломайер подписал приказ об образовании общества «Аэропорт Кёнигсберг», став его председателем. К середине 1930-ых годов из аэропорта Девау самолёты летали в 36 городов Европы.

-14

24 августа 1930 года в истории аэропорта Девау произошло событие, за которым следил весь Кёнигсберг – на его территории приземлился легендарный дирижабль «Граф Цеппелин». Еще раз он был здесь за несколько дней до начала Второй мировой войны – 29 августа 1939 года.

-15

Во второй половине 1930-ых годов по проекту архитектора Ганса Хоппа было перестроено здание аэропорта, теперь уже в модном тогда стиле «баухаус». На крыше разместились ветроуказатель и ограничитель высоты полёта. Из нового функционала появились: стойка регистрации пассажиров, пункты таможенного и паспортного контроля, комнаты отдыха пассажиров и персонала, багажное отделение, частный дорогой ресторан, артезианская скважина для обеспечения питьевой водой, почтовое отделение, воздушная полиция. При аэропорте стала работать Школа подготовки пилотов.

-16

Взлётно-посадочную полосу, покрытую луговым дёрном, расширили до размеров в 1350 на 900 метров. Было возведено высокое здание диспетчерского пункта, оборудован посадочный маяк, построили авиационный пост наблюдения лётного поля, при котором функционировала аварийно-спасательная служба и полиция. Топливохранилище из нескольких ёмкостей располагалось под землёй.

-17

В 1936 году на аэродроме Девау приземлился АНТ-25 пол управлением Чкалова, Байдукова и Белякова. Через несколько месяцев экипаж долетит до Ванкувера, тем самым совершив первый в мире полет по маршруту Москва-Северный полюс – Америка.

-18

27 января 1945 года был выполнен последний рейс из легендарного аэродрома, расположенного в городе, к которому уже подошли войска Красной Армии. Во время бомбардировок Кёнигсберга английской авиацией в 1944 году почти все его здания были разрушены, серьёзно пострадала взлётно-посадочная полоса. Объяснить это легко: аэропорт Девау являлся стратегическим военным объектом Люфтваффе, сюда прилетали самолёты с Гитлером, высокопоставленными чиновниками и министрами Третьего рейха.

-19

После войны силами военнопленных и советских рабочих аэропорт частично восстановили, первый самолёт по маршруту Кёнигсберг-Москва вылетел 8 октября 1945 года. Регулярные гражданские полёты возобновились в 1950-ых годах.

-20

С началом эксплуатации турбовинтовых самолетов аэропорт Девау оказался непригодным для их приема. Главным пассажирским аэродромом области стал Калининград-Храброво, принявший первый самолет 20 марта 1962 года. В 1985 году на Девау перебазировались последние самолёты сельскохозяйственной авиации Ан-2. В 1986 году на базе аэропорта открыли аэроклуб ДОСААФ.

-21

Развал СССР стал началом мучительного конца легенды. Существенно было урезано финансирование, перестали поступать заказы на обработку сельскохозяйственных угодий, в разы сократилось число прыжков с парашютом. В итоге не было средств ни на обслуживание помещений, ни на ремонт авиапарка.

-22

Ввиду плачевного финансового положение территория сдают в аренду частным компания, в 2008 году здесь прошёл 10-ый рок фестиваль «Калининград In Rock» с участием групп Король и Шут, Крематорий, Бригадный подряд и других.

-23

Свой вековой юбилей в 2019 году легендарная площадка отметила с проржавевшими и проросшими зеленью самолетами, стоящими у заброшенных исторических построек и ангаров, а в качестве «подарка» в том же году губернатор области снял с Девау статус аэродрома. После этого рядом началась активная застройка многоэтажных жилых домов. В 2023 году был озвучен план превратить это пространство в ландшафтный парк с образовательными площадками.

Слились сладчайше я и мотор:
«Крылья Икар в скалы низверг,
чтоб воздух-река тек в Кенигсберг.
От чертежных дел седел Леонардо,
чтоб я летел, куда мне надо.

(«Москва-Кёнигсберг», Маяковский).

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.