Есть такие меломаны, и их немало, непрерывно расширяющие свои базовые музыкальные предпочтения, выходя за рамки устоявшихся принципов. Просто перешагивая их. Например, с возрастом, человек подсобрав солидный багаж носителей, начиная от раннего блюза до темнющего металла, вдруг, встречается тебе с музыкой Herb Alpert в автомобиле, ну или скажем, Kitaro. И наоборот, человек слушал с юности неоклассиков гитары Paco De Lucia, Al Di Meola или там..Pat Metheny, и самое "роковое" в его фонотеке были The Weather Report, как вдруг, бац! он начинает слушать Motörhead!!! Что-же такое происходит? Изучим тему...
Приветствую всех! Rockdigger вновь с Вами!
Посмотрим внимательно на культовый проект Motörhead сквозь призму не менее культового альбома - Ace Of Spades вышедшего в Октябре 1980 года.
Тут есть одна хитрость, и касается она в первую очередь нашего населения, бывшего СССР. Музыка, которую предложили Motörhead в конце 70-х и в начале 80-х годов, заиграла на проигрывателях советских рок-меломанов в очень сильной конкурентной среде. Конкурировать с Motörhead тогда выступали (навскидку, что считалось наиболее ценным):"тяжёлые группы" той поры, начиная от Sweet, Slade, Nazareth, Deep Purple, Queen, Black Sabbath, Led Zeppelin до более мудрёных Chicago, Yes, Focus, Rush, Van Halen... и т.д. кого явно пропустил, поймите, что я обобщаю. То есть, вкусы наших людей, с позиции дня сегодняшнего, формировались, по факту, на лучших образцах мирового рока. Однако, музыка Motörhead на альбоме Ace Of Spades была немного другой. Да, это был точно рок, но слишком мелодически грязно-прямолинейный. Грубый. И это уже был не чистый панк: двенадцать песен, стремительно выпиваемого коктейля из панка и хэви-метал риффов сырой гаражной рецептуры, с лидирующим вокалом мужика, чья глотка, от рождения пропустила через себя мегадозы травы, алкоголя и табака (оно так и оказалось на самом деле). Три-четыре песни и рука сама тянулась сменить пластинку, поставить нечто более мелодичное.
Оформление альбомов Motörhead попадающих на территорию СССР во времена Брежнева, конкретно, обложка Ace Of Spades, вызывала и восторг и бытовую политическую оторопь (как бы не "повязали"с таким-то вот): трое явных отморозков из глубин американского среднего Запада, периода освоения территорий, готовых не музыку играть, а крошить горы трупов, изображенных на обложке диска, абсолютно не соответствовали, той ещё, парт-комсомольской идеологии КПСС. К тому-же, изнеженные битлами, роллингами, клэптоном, пёплами или там, квинами уши далеко не всех советских меломанов приняли прямолинейно-зубодробительных Motörhead. Mного было и тех, кто до сих пор песни Motörhead на дух не переносят!
И тут возвращаемся к тому о чём говорилось выше. Западная публика охотно приняла Motörhead, в виду того что, подобная музыка там являлась естественной частью молодежно-тусовочной эволюции, переживающей тогда кульминацию перехода от панк-рока, к более агрессивным формам скоростного хард-рока (новую волну британского хэви-метал, NWOBHM). (Известно, что Лемми, не признавал никакого жанрового клейма, называя всё что он делает просто рок-н роллом). Зато у нас, на территории СССР, напротив, доминировали тренды культуры ВИА и понадобилось время, что-бы музыка Motörhead, прочно заняла своё место на полках между уже признанными лидерами, особенно, молодёжи начала 80-х, кто перескочил интерес к Cream, Led Zeppelin, Purple и т.д. а сразу, впервые, услышал рок-музыку от Iron Maiden или Manowar...эти, приняли Motörhead "за своих" сразу. Делаю предположение: появление в СССР альбома Ace Of Spades, осторожно, но воспринято частью рок-меломанов, только после появления следующих -"No Sleep Till Hammersmith"(Live)и "Iron Fist",1982.
В 1981-82 годах процесс формирования нашей аудитории "мотöрхедовцев", это внимание и к первым трём альбомам включая Overkill и Bomber, ранее, абсолютно не вызывавших никакого интереса у почитателей упомянутых выше лидеров рока. В этом смысле, что, как ни крути, альбом "Пиковый Туз" стал на нашей территории знаковым альбомом.
Итак, альбом Ace Of Spades (Пиковый Туз) вышел в октябре 1980 г. Отмечу, что Лемми Килмистеру на тот период было уже 34 года и он имел опыт за плечами, работая в составе группы Hawkwind, отметившись исполнением соло-вокала в нескольких их песнях, включая крупнейший сингл группы в UK чарте -"Silver Machine", который достиг 3-го места в 1972 году. Впрочем, Hawkwind считали его поведение странным, и избавились от Лемми, после истории с его арестом с амфетамином на канадском пограничном пункте. Этот факт, не сокрушил Лемми, а побудил на создание проекта "Bastard", переименованного, вскоре, в известный всему миру - Motörhead, имя - на сегодня, ставшее общепризнанным мировым рок-н рольным брендом.
Содержание песен на альбоме можно объединить темой : "искушение героя, далеко не трезвого взрослого одинокого мужика, азартом похотливо-потребительского баловства с первородным грехом, без единой капли какого-либо сожаления о последствиях".. Смею предположить, что подобные тексты Лемми писал искренне, от души, описывая переживания в собственной жизни. И быстро. Он и тексты писал быстро и на студии не любил тратить время.
Первая песня - сокрушающий мозг боевик Ace Of Spades (Пиковый Туз), повествует о каком то грязном помысле героя, желающего внимания женщины с низкой социальной ответственностью ("если тебе нравиться играть, то я твой мужчина".."мне это нравится детка, я не желаю жить вечно..." и далее сексуальная забава завуалированная нехитрыми картежными терминами о том, что вся эта тема завершиться "Пиковым тузом". Что, как и зачем, Лемми не уточняет. Да оно и не стоит никаких уточнений...Следующая россыпь песен примерно о том-же. Love Me Like A Reptile (Люби меня как рептилию) смысл более сложный: герой вожделён, вроде ищет любви, но его люмпенообразное состояние вряд-ли предполагает взаимность. Он понимает, что "красть любовь тут некому" тогда хоть так "полюби меня как рептилию"- грязная забава с доступной тёткой, изложенная намёками в иносказательной форме ("этот момент завёл меня, это правда. Нравится смотреть как вибрирует твоё тело.."). Далее все в том же духе...песня про киновестерны, где имеется отличная фраза "это самоубийство, жить гордыней", далее, песня про "жизнь ради "куша"...некий гимн анархии, про "жить победой - это бремя жизни". А вот далее, следующие песни, уже ясно, что описываемый герой представляет свой жизненный приз не как что-то возвышающее, а напротив, способность на продолжение бесконечных концертных разъездов "пьянок и блядок". Все это завершается песней про "Я вошел в твою жизнь, возможно также как в твою жену" (The Hammer, - Кувалда). Александр Блок, короче, отдыхает. В общем - "классные" тут тексты. Можно пропустить их мимо ушей без сожаления.
Сделаю примечание: Лемми, не раз, в интервью говорил, что он никогда не был женат, но у него были связи с разными бабами, по всей видимости - проститутками, - "около тысячи, что за шестьдесят с лишним лет в общем-то не так и много", - говорил он в интервью одной радиостанции.
Лемми скончался от агрессивной формы рака предстательной железы 28 декабря 2015 года в Лос-Анджелесе, в своей квартирке, дома, прямо за видеоигрой. Ему было 70 лет.
Теперь вопрос: актуальна ли музыка Motörhead сегодня, когда Лемми нет с нами уже много лет, равно как нет и не будет уже такого уникального рок-музыкального проекта? Ответ: Да. И вот почему:
Музыка - это нематериальная, бестелесная форма передачи информации, образованная во времени методом колебания воздушного пространства, в результате чего появляются звуки. Звуки, организованные между собой в заданной комбинации представляют звуковую гармонию. Как результат: человеческий мозг считывает эту движущуюся во времени гармоническую комбинацию из звуков - музыку. Музыка всегда влияет на эмоциональное состояние слушающего, а вот уже эмоциональное состояние способно влиять как на принятие решений, так и порождать действие. Таким образом, информация передаваемая колебаниями воздуха, вовсе не тот вид информации, типа "знания, новости, цифры, факты..", а иной, совсем мало изученный фундаментальной наукой вид эмоционального влияния на людей.
К слову, в пространстве Луны, Марса, Венеры, и т.д. вы не услышите музыки в нашем понимании - отсутствуют колебания воздушной среды. Воздуха, кроме Земли, больше нигде нет. И те звуки, которые, вдруг, услышит ухо космонавта, для человека вовсе не предназначены. Они могут быть чудовищно ужасными и дисгармоничными и даже смертельными для мозга. То что мы с вами слышим и воспринимаем, действует только в атмосфере Земли, и нигде более за её пределами, включая толщи воды и слои земли.
Отсюда, в целом, музыка, создаваемая на Земле людьми - расположена к её пониманию, не всеми, не сразу, частью людей, но доказано, точно. Основное требование к построению гармонических конструкций от её создателей, музыкантов и композиторов ОДНО - соблюдать искренность и честность при её создании. И только при этом условии, не взирая ни на какую там стилистическую принадлежность или жанровость, она сама найдет свою аудиторию. Деньги и маркетинг просто кратно ускоряют этот процесс, но не более. Кстати, именно отсюда, исходит главная проблема большинства из сотен тысяч композиторов и музыкантов так до сих пор и не понимающих, как получается настоящая хитовая песня. Не знал этого и Лемми Килмистер, он открыто говорил об этом в интервью...Никто из знающих личность Лемми, не станет сомневаться в том, что он НЕ-занимался музицированием ради денег или какого-то буржуазного комфорта. Для Лемми, создание музыки в Motörhead, было продолжением его естества, делом всей его жизни. Он сам автор и создатель своего мира, показав его нам. Архаическое построение композиций и скоростное "залихватско-разбойницкое" исполнение этих песен, сделали эту музыку уникальной, и не побоюсь даже такого слова - бессмертной. Mузыка на "Пиковом Тузе", название альбома, название песен, смысл излагаемых текстов, цепкое художественное оформление альбома и т.д. - всё в точку! Перед нами очень цельная (четвертая по дискографии) зрелая, выдержанная в созданном им же самим жанре, работа от очень талантливого музыканта.
Видео взято с канала пользователя Neural Outlaw
Проект Motörhead, до самой смерти Лемми проявлял активность, издавая альбомы с более качественным студийным звучанием и технически более совершенными партиями игры. Но после 1980 года, предложить что-то новое они уже были не готовы: в их камине просто поддерживался огонь. Лемми Килмистер и его Motörhead не создали ничего более совершенного, чем Ace Of Spades.
Советую прослушать этот альбом на виниле, так как записывался этот материал в аналоговой студии, и слушать его конечно лучше так, как он звучал тогда (сам, Лемми, в конце своей жизни слушал своих любимых The Beatles только в "моно", так, как "они тогда и звучали"). И рекомендую прослушать Ace Of Spades тем людям, которые тотально зависают от классической музыки например Шопена или Моцарта, изобилующей волнистыми витиеватыми фонтанирующими гармониями. Поверьте на слово: в какой-то момент, Motörhead именно для Вас! После нескольких дней симфонических сюит, ставьте пару песен c Motörhead Ace Of Spades, даже не стараясь понять о чём он там поёт. Невероятная терапия! Ощутите слом всех привычных вам, со времен консерваторий гармоний. Эффект почувствуете самый положительный, уверяю!
_______________________________________________________________________________________
Оззи Осборн: « Меня называют королем хэви-метала, но это не так. Что может быть тяжелее «Ace of Spades»?
______________________________________________________________________________________
Rockdigger всегда с Вами, берегите себя!
_______________________________
*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!