Вы получили от автора текст. На первый взгляд он неплох, но что с ним может быть не так, как это выявить и исправить?
О чём: о ключевых моментах, которые рядовой редактор правит в рядовом материале от рядового автора;
Кому: новичкам-редакторам, амбициозным копирайтерам, практикующим журналистам.
Время вдумчивого чтения: 4 минуты.
Это – мой личный алгоритм. Поэтому с ним можно не согласиться, а можно дать совет или написать в комментариях свой собственный лайфхак – за это буду признательна.
- Первая читка. Знакомимся с текстом, оцениваем слог и общую читаемость. Отмечаем явные косяки, выделяем логические несостыковки и «неудобные» для читателя проявления авторского стиля. Перерабатываем их до состояния читаемости. Если текст непригоден к редактированию, возвращаем автору. А если с материалом можно работать – работаем дальше.
- Исправляем очевидные и понятные нам логические и грамматические ошибки. Не тормозим на вещах, которые ставят нас в тупик, а просто выделяем их и оставляем на следующий этап, а пока дочитываем текст второй раз. Выкидываем воду и канцеляризмы.
- Далеко не уходя, открываем браузер и гуглим те самые трудные моменты. Правим их или, если сомнения всё ещё остались, меняем к чертовой бабушке до того состояния, когда сомнений не будет вовсе.
Ремарка к этому пункту, если вас смутил гугл: отсутствие абсолютной грамотности у редактора – это норма. Если ваш редактор заявляет обратное, он либо блефует, либо сам не замечает за собой ошибок. - Делаем фактчекинг, проверяем, правильно ли указаны имена и регалии (при наличии), а также названия компаний и брендов. По необходимости задаём уточняющие вопросы автору.
- Вторая читка. Внимательная. Ищем недочёты в последовательности и связности, возвращаемся к местам, которые уже исправили и оцениваем их в контексте. Правим, что сочтём необходимым.
- Пауза. Закрываем материал и на пару часов о нём забываем. Это ОЧЕНЬ полезный пункт, но не всегда возможный из-за обыкновенно горящих сроков сдачи текстов. Поэтому делайте хотя бы небольшой перерыв на чай с шоколадкой и ютубом.
- Свежим взглядом третий раз вычитываем текст. Если нам всё нравится, отправляем корректору/юристу/на вёрстку.
Это достаточно краткое описание работы с редакционными материалами. Повторюсь: это мой алгоритм, и с ним необязательно соглашаться. Кроме того, он не предусматривает согласование с заказчиком и спикерами. Но если это необходимо, то, как правило, добавляется лишь один пункт, который раза на два зацикливает то, что я написала выше.
Вот и всё. Кажется, что много, но на самом деле это достаточно быстрый процесс, когда он становится привычкой. Конечно, если авторы пишут более-менее достойно.
Я редактировала тексты от людей, про которых говорят, что их взяли не за талант, а за высокие моральные качества. Да, бывает такое, что тебе присылают текст а-ля поток сознания философа в лихорадке, а потом ещё и возмущаются правкам. На самом деле в маленькой редакции маленького издания такая ситуация – не катастрофа. Да даже в большом коллективе это не редкость. Главное, чтобы на каждого безграмотного, но от души пишущего человека приходился хотя бы один грамотный, пусть и не такой продуктивный и коммуникабельный редактор.
Недавно я создала Telegram-канал про редактуру, копирайтинг, работу с рекламными проектами и другие штуки для пишущих людей и фрилансеров. Иногда пишу для VC, и там больше про В2В. Обязательно заходите и подписывайтесь.