Найти в Дзене
Прекрасное Далёко

Сельский пленэр. Как уйти от стереотипов.

Художники любят рисовать деревенские пейзажи. И это понятно. Ведь именно в деревне природа находится практически рядом, за околицей. Красивый пейзаж плавно перетекает в живописные домики, маленькие улочки и дворики. Художники в большинстве своем городские жители, и в деревне им все кажется интересным и необычным. К сожалению, часто срабатывает стереотип мышления, и этюды становятся похожими даже у совершенно разных авторов. Бесчисленные домики на краю поля, мостки в пруду, тропинки среди заросшей травы. А еще заброшенные дворы, старые дома с заросшими огородами, где давно нет хозяев. Конечно, все это может быть, и может быть решено интересно, но хотелось бы уйти от стереотипов в сельском пленэре. Тем более что в деревне есть огромное количество нераскрытых мотивов и сюжетов, просто в них нужно вникнуть. Их нужно найти, увидеть и прочувствовать. В свое время я тоже делала ошибки, вырвавшись на пленэр в деревню. Теперь пишу здесь часто и у меня сложился свои правила работы над сельск

Художники любят рисовать деревенские пейзажи. И это понятно. Ведь именно в деревне природа находится практически рядом, за околицей. Красивый пейзаж плавно перетекает в живописные домики, маленькие улочки и дворики.

Тяглова  Наталья "Вишня".
Тяглова Наталья "Вишня".

Художники в большинстве своем городские жители, и в деревне им все кажется интересным и необычным. К сожалению, часто срабатывает стереотип мышления, и этюды становятся похожими даже у совершенно разных авторов.

Бесчисленные домики на краю поля, мостки в пруду, тропинки среди заросшей травы. А еще заброшенные дворы, старые дома с заросшими огородами, где давно нет хозяев. Конечно, все это может быть, и может быть решено интересно, но хотелось бы уйти от стереотипов в сельском пленэре.

Тяглова Наталья. " Старый тополь".
Тяглова Наталья. " Старый тополь".

Тем более что в деревне есть огромное количество нераскрытых мотивов и сюжетов, просто в них нужно вникнуть. Их нужно найти, увидеть и прочувствовать.

В свое время я тоже делала ошибки, вырвавшись на пленэр в деревню. Теперь пишу здесь часто и у меня сложился свои правила работы над сельскими этюдами.

Тяглова Наталья " Ноябрь".
Тяглова Наталья " Ноябрь".

Как я пытаюсь в своих пленэрных этюдах избежать набитых и повторяющихся мотивов.

1. Никогда не бегу сразу писать с этюдником. День, а то и несколько просто смотрю, гуляю и живу деревенской жизнью, не забывая фотографировать все интересное, что встретилось. Потом просматриваю фото, это помогает увидеть то, что пропустила при прогулке.

Тяглова Наталья " Старая ферма".
Тяглова Наталья " Старая ферма".

2. Стараюсь себе ставить задачу: написать то, чего еще не писала. Например: технику, рулоны с сеном, вишню, усыпанную ягодами. Стараюсь найти именно такой мотив или сюжет.

Тяглова Наталья "Заросший уголок".
Тяглова Наталья "Заросший уголок".

3. Если уже нашла что-то интересное, никогда не ограничиваюсь одним этюдом. Пишу это с разных ракурсов, в разных форматах. Например, куча тыкв, сложенных после уборки. У меня получилась целая серия работ, разных по настроению и композиции. Здесь и натюрморт, и этюд в поле, и этюды с тыквами на фоне старой фермы.

Тяглова Наталья "Скирда".
Тяглова Наталья "Скирда".

4. Лучше всего прочувствовать деревенский образ жизни – это пожить в деревне, хотя бы немного. Тогда меняется восприятие реальности вокруг. Начинаешь видеть моменты, которые на бегу не заметишь. Трактор на ферме в теплых лучах вечернего солнца. Разнотравье рано утром, где голубизна цикория спорит с небом. Серебристая ива у пруда на фоне грозовых туч.

Тяглова Наталья " Поздняя осень".
Тяглова Наталья " Поздняя осень".

5. Деревня меняется. Она становится современной. Появляется новая техника, другой уклад и стиль жизни. Писать женщин стирающих белье у реки, лошадей везущих сено, людей с граблями – становится не актуально. Ведь задача художника как раз и уловить изменения вокруг. Нет смысла повторяться и застревать в прошлом. Тем более, что все это уже написано до нас.

Тяглова Наталья "Дрова".
Тяглова Наталья "Дрова".

6. Пленэр в деревне себе организовываю тематически. Например: сенокос, поздняя осень, цветущая алыча, старая ферма. Это помогает не разбрасываться, а сосредоточится на одной теме. Несколько дней я и пишу только одну тему. Зато это приводит к неожиданным открытиям.

Тяглова Наталья. "После сенокоса".
Тяглова Наталья. "После сенокоса".

7. Стараться на пленэре не бежать за эпическими видами. Иногда этюд небольшого уголка дворика, фрагмент дома или одно дерево в саду гораздо выразительнее, чем пейзаж, где художник пытается объять необъятное. Такие пространственные работы больше подходят для картин, а не для этюдов.

Тяглова Наталья " Октябрь на старой ферме".
Тяглова Наталья " Октябрь на старой ферме".

8. Иногда нужно самим организовать себе интересный мотив. Убрать лишнее, красиво уложить предметы на переднем плане. Попросить хозяев оставить трактор или повозку в нужном месте. Обычно люди всегда идут на встречу и помогают художнику, не стесняйтесь обращаться.

Оживить этюд букетом цветов, корзиной с фруктами или еще каким-нибудь смысловым акцентом.

Тяглова Наталья "Сеновал"..
Тяглова Наталья "Сеновал"..

9. Всегда делаю паузы в работе. Несколько дней активно пишу, а потом просто занимаюсь чем-то другим, например, помогаю родственникам, варю вишневое варенье, собираю грибы. Самое главное тут не забывать смотреть по сторонам. Именно так и увидишь самый интересный мотив.

10. Не бояться экспериментировать. Если увидели, что этюды повторяются нужно кардинально изменить подход. Поменять формат, материал, композицию этюдов. Сменить место. Уехать в поля или, наоборот, на ферму, написать сельскую технику или коров. Сознательно избегать повторений и стереотипов.

Надеюсь, мои советы окажутся вам полезными. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и вопросы.