Найти тему
Рефлексия кино

Как амбиции разрушили жизни людей в мрачном фильме «Реквием по мечте»

Сегодня обозреваем психологическую драму «Реквием по мечте» 2000 года. Забегая вперёд, скажу, что фильм не оправдал моих ожиданий, в некоторой степени разочаровал. Но, разбирая картину философски, появляется ощущение, что кино все-таки стоит того, чтобы его смотрели и о нем говорили.

Кадр из фильма, Гарольд (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Гарольд (kino.teatr.ru)
Жанр: ужасы, драма
Страна: США
Режиссёр: Даррен Аронофски
Главные роли: Дженнифер Коннелли, Джаред Лето, Эллен Берстин,
Марлон Уэйнс.

Осторожно, в материале есть спойлеры!

Сюжет

Пожилая женщина Сара, её сын Гарольд с двумя друзьями — Мэрион и Тайроном страдают от наркотической зависимости. В течение трех временных сезонов (лето - осень - зима) они употребляют запрещённые вещества, постепенно отдаляя самих себя от мечты и, самое главное, от нормальной здоровой жизни. Когда-то представлявшая себя на экране телевизора Сара оказывается на больничной койке. Мэрион, ранее воображавшая себя стилистом модного бутика, становится объектом пошлых насмешек. А закадычные друзья Гарольд и Тайрон, грезящие о крупных суммах в кошельках, теперь — покалеченные, еле живые.

Кадр из фильма, Тайрон (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Тайрон (kino.teatr.ru)

Начала я смотреть этот фильм с настроением а-ля «буду сопереживать героям, ведь они подсели на колеса». Постепенно восприятие моё менялось.

Концепция фильма

Повествование строится по принципу трех времен года: лета, осени и зимы. Лето — безмятежность, лёгкость, появление новых идей. Осень — накаливание атмосферы, тревожность, первые сигналы об опасности. Зима — точка невозврата.

По сюжету мы имеем четырех людей, которые объединены стремлением к обретению богатства. У каждого богатство разное. Для Сары — это участие в любимом телешоу. Для Мэрион — открытие модного магазина и, как следствие, возможность экспериментировать с нарядами. А Гарольд и Тайрон — типичные представители подростковых максималистов: хотят заработать денег, да побольше. (в этом нет ничего плохого, пока не раскрывается способ заработка).

Кадр из фильма, Мэрион (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Мэрион (kino.teatr.ru)

Летом молодые ребята только начинали думать о реализации своих затей, а Сара — безобидно смотрела телевизор, поедая в удовольствие шоколадные конфеты. Осенью молодёжь потихоньку торговала веществами, и сама была не прочь побаловаться. От употребления получали кайф, но он быстро сменялся на серые краски. Сара тем временем тоже оказалась под воздействием наркотических препаратов (подробнее читайте в следующем пункте). Зимой ситуация усугубляется. Каждый из этой четвёрки находится на грани между здравым умом и полной потерей себя. Во-первых, они истощены физически, потому что тела ломает от нехватки плохих «витаминчиков». Во-вторых, у всех окончательно поехала крыша (особенно у Сары).

Кадр из фильма, Сара (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Сара (kino.teatr.ru)

Мечты стремительно рассеялись

Проблема героев (не всех) в том, что мечта у них — всего лишь формальность, данность. Как говорится: хочется иметь много, а делать для этого мало или вообще ничего. К примеру, Гарольд и Тайрон, чтобы разбогатеть, выбрали самый мерзкий план — торговлю запрещёнкой. Друзья решили, что этот путь приведёт их к, во-первых, быстрым деньгам, во-вторых, к большим деньгам. Так оно и произошло, конечно. Но эти двое не учли, что сами могут подсесть на дрянь. Впоследствии они влипали в разные передряги, что весь свой заработок потеряли. В итоге, денег нет, зато появилась зависимость.

Что касается Мэрион. Не увидела я в ней огонька — жажды лучшего для себя. Стоило ей один раз попробовать вещества, как все её «мечты» (в кавычках, потому что не особо верится, что они у неё были) раздробились в крошки —да, те самые, порошковые крошки. К слову, она больше всех страдала от ломки, когда денег на рассыпчатые «витамины» не было.

Кадр из фильма, Мэрион (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Мэрион (kino.teatr.ru)

Единственный герой, которого реально раскрыли, как человека, оказавшегося в плену своих мечт, — это старушка Сара. Она одинокая женщина, вдова. Главное её развлечение — просмотр ящика, а точнее одного шоу на постоянной основе. (Я, кстати, так и не поняла, что это за шоу было. Там все хлопают, радуются, и есть солидный ведущий.) Сара всё время фантазировала себя участником этой программы. Однажды ей пришло письмо, мол — «вы приглашены на шоу». А что дальше? Тут ей крышу от радости и снесло. Женщина поняла, что ей нужно переходить на жёсткую диету, ведь она не влезает в свое «коронное» красное платье. И ладно бы она придерживалась некоторых ограничений в питании, в действительности — полностью отказалась от еды. От любой! Просто перестала есть! Когда игнорировать конфеты и булочки стало тяжко, Сара заявилась в больницу, где ей прописали специальные таблетки, заменяющие пищу. Надеюсь, вы догадались, о каких таблетках идёт речь. Пожилая дама, сама того не подозревая, пичкала себя запрещёнными препаратами.

Кадр из фильма, Сара (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Сара (kino.teatr.ru)

Тяжелый финал (спойлеры)

В финале все герои оказываются уязвимыми: Сара попадает в психушку, Гарольд переживает ампутацию руки из-за развивающейся в ней болезни, Тайрон отправлен на исправительные работы в колонию, а Мэрион подверглась унижению и позору от десятка извращенных людей (без подробностей). Теперь в умах этих людей нет мыслей о грандиозных планах, а есть лишь одно — желание вернуться к нормальной жизни, которое охотно скрывается под плёнкой желания получить дозу. В развязке фильма был один интересный элемент, который, на первый взгляд, не кажется важным. Все герои легли спать в позе эмбриона. Трактовать это можно по-разному: 1) никто из этих людей не способен был в одиночку справиться с зависимостью и нуждался в поддержке и заботе, как маленький, беззащитный ребёнок, 2) каждый из героев хотел бы переродиться, чтобы начать новую чистую жизнь, не сворачивая на опасный путь.

Внимание к деталям

На протяжении всего фильма звучит одна и та же музыка, тревожная, волнующая. Съемка и монтаж выполнены таким образом, чтобы зрители прочувствовали на себе (как бы это отвратительно не звучало) повседневность, в которой главную роль играют таблетки и вещества. Кадры меняются быстро и резко. Сперва и не понимаешь, для чего такой бешенный ритм в, казалось бы, драме, и зачем так много кадров — вроде не боевик смотрим. Голова напрягается. А потом осенило: это ж всё для эффекта — «под кайфом».

Кадр из фильма, Гарольд (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Гарольд (kino.teatr.ru)

Мои впечатления

Вердикт таков: фильм понравился мне меньше, чем мой разбор. Теперь без шуток. Кино показывает, насколько необратимыми бывают последствия зависимости. Фильм смотреть неприятно, чего, скорее всего, и добивались сценаристы. Мне не понравилось, что тема разрушения мечт раскрыта недостаточно. Хотелось бы увидеть, как герои проходят трудный путь к достижению своих целей, а в конце концов — не выдерживают и подсаживаются на дрянь. В действительности же нам показали людей не готовых к достижению мечт честными способами, с легкостью подсаживающихся на кайф.

Кадр из фильма, Тайрон (kino.teatr.ru)
Кадр из фильма, Тайрон (kino.teatr.ru)

Смотрели этот фильм? Пожалуйста, делитесь своим мнением в комментариях.