Найти в Дзене

Баташёвские владения в Рязанской области

Гусь-Железный – посёлок городского типа в Касимовском районе Рязанской области. Лежит на туристическом маршруте Рязань – Касимов – Муром. Через него также проходит один из экскурсионных маршрутов из Москвы в Касимов и Муром. До владимирского гораздо более известного Гусь-Хрустального каких-то 70 километров. Да и стоят эти два Гуся на одной, понятно какой, реке – Гусь.

Становление Гусь-Железного неразрывно связано с фамилией Баташёвых. Родоначальником семьи горнозаводчиков Баташёвых считается тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташёв, бывший управляющий известного русского промышленника Никиты Демидова, которого в 1700 году Петр I отправляет в Липецк для организации железоделательных заводов, с чем тот успешно справляется. Вернувшись в Тулу, он начинает скупать земли вокруг города для организации уже собственного производства и строит свои первые заводики сначала на реке Тулице, а позднее и в Медынском уезде Калужской губернии. Эти заводы унаследовали сыновья Ивана Тимофеевича Родион и Александр. После смерти Александра все чугунолитейное дело Баташёвых перешло в руки Родиона. Его сыновья, Андрей и Иван, активно расширяли производство.

Но в 1754 году братья оставили построенные отцом и дедом заводы в Туле и отправились вниз по Оке в сторону Касимова искать выходы железной руды. Жизнь братьев Баташёвых нашла описание в романе Мельникова-Печерского «На горах» и в романе Куприна «Молох». В 1755 – 1760 г.г. братья оты­ска­ли но­вые руд­ные мес­то­рож­де­ния в При­ок­ском рай­оне, где по­строи­ли Ун­жен­ский и Гу­сев­ский же­ле­зо­де­ла­тель­ные за­во­ды. Во второй половине 1760-х годов они от­кры­ли Верх­не­вы­к­сун­ский, Сред­не­вы­ксун­ский, Ниж­не­вы­к­сун­ский за­во­ды для от­лив­ки ору­дий. В 1770 был вве­дён в дей­ст­вие Ве­леть­мин­ский за­вод.

В первые годы совместной работы «правит» Андрей Баташев. Иван же учится у брата вести дела, вникает в железное дело. Но уже с запуска Гусевского завода Иван становится полноправным компаньоном. В 1783 году братья Баташёвы были «восстановлены» в дворян­стве (как это произошло – отдельная и очень интересная история). После этого Иван Баташёв отделяется, забирает свою часть имущества и уезжает в Выксу неподалеку от Мурома, а Андрей Родионович остался единственным владельцем Гуся-Железного и властелином всей округи.

-2

Один из первых российских химиков. «Железный заводчик», на чьих могучих плечах лежал тогдашний военно-промышленный комплекс страны. Человек замечательного ума и непреклонной воли. Масон. Старообрядец. Многоженец. Алхимик. Фальшивомонетчик. Страшный убийца, уморивший голодом в подземельях своей усадьбы «Орлиное гнездо» 300 работников своего тайного монетного двора. Глава банды разбойников, грабивших купцов на дорогах. Все это – про Андрея Родионовича Баташёва. И вряд ли легко разобраться, что в этом перечне правда, а что – легенда. Чего стоят только такие утверждения, что Баташёв своё «Орлиное гнездо» специально построил на границе двух губерний, Владимирской и Рязанской. Когда приезжал чиновники из Рязани, доведённые до предела жалобами окрестных помещиков на самоуправство Андрея Баташёва, им сообщали, что барин отбыл в соседнюю губернию, где полномочий у проверки уже не было, а тот спокойно выходил с другого крыльца своего дома и оказывался в другой губернии. То же было и с владимирскими чиновниками.

-3

А поводов для жалоб хватало. Вот, например, одна из историй. Для расширения своих владений Баташёв как-то у одного из соседских помещиков отнял деревню Роксаново, причем прежний её владелец исчез неизвестно куда. Наследники помещика начали дело. Приехали следователи, которые осмотрели издали деревеньку, а затем, переночевав у Баташёва, утром решили ехать в Роксаново. Вышли на крыльцо, и видят: деревни как не бывало! «Где деревня?» – спрашивают следователи у понятых. «Знать не знаем, ведать не ведаем! - отвечают те. - Да такой деревни у нас никогда и не было!». С тем следователи и уехали. После оказалось, что две тысячи человек за ночь по приказу Баташёва раскатали деревеньку по брёвнышку, а землю распахали, так что от деревни и следа не осталось. А её жителей Баташёв разослал по своим заводам.

-4

Говорят, что до сих пор жители Гусь-Железного без содрогания не могут вспоминать имя Андрея Баташёва.

А теперь то, из-за чего в этом посёлке останавливаются все проезжающие туристические автобусы. Доминантой Гусь-Железного является Троицкий храм, видный практически из любой точки посёлка и задолго до подъезда к нему.

Троицкий храм. Гусь-Железный.
Троицкий храм. Гусь-Железный.

Ещё в 1766 году братья Баташёвы пост­роили на центральной площади посёлка деревянную церковь, которая в окладных книгах писалась так: «Церковь Покрова Пречистые Богородицы в Русской волости на лесу». При жизни Баташёв не отличался особой набожностью. Возведя в Гусь-Железном внушительных размеров заводской и усадебный комплекс, он и не подумал о том, чтобы отстроить каменную церковь – по примеру других окрестных зажиточных купцов и помещиков. Скромный деревянный храм Иоанна Предтечи, поставленный недалеко от дома в 1766 году, его вполне устраивал. Став единоличным хозяином Гуся, Андрей Баташёв решил по­казать свое «дворянское» величие и увековечить па­мять о себе. В 1786 году Андрей Родионович обратился во Влади­мирскую епархию с прошением перенести деревянную церковь на кладбище, а на ее месте выстроить камен­ный храм. Очевидно, вопрос решился не сразу, и в 1790 году во вторичном обращении в епархию Баташёв сообщил, что под деревянную церковь уже отрыт котлован и сде­лан фундамент.

Исследователи полагают, что при жизни А.Р.Бата­шёва деревянная церковь была перенесена на новое место и по его же заказу был составлен проект камен­ной церкви. В качестве возможных создателей этого чуда называют как Василия Баженова, который работал для А.Р.Баташёва в Москве, так и Матвея Казакова и их учеников. Автором проекта Троицкой церкви иногда также называют местного касимовского архитектора Ивана Гагина, который мало строил за пределами Касимова, но именно его работы определили самобытность и очарование этого замечательного уездного города.

Но осуществить задуманное Андрею Ро­дионовичу было не суждено – 19 декабря 1799 года он скончался. Его смерть, впрочем, как и вся его бурная жизнь, окутана тайной. Поговаривали, что император Павел I, узнав о бесчинствах А.Р.Баташёва, повелел его арестовать и направил в Гусь-Железный следственную комиссию. Узнав об этом, барин-самодур принял яд и скончался.

Здание Троицкого храма заложили только в 1802 году, уже после смерти Андрея Баташёва. Но без бывшего всевластного барина дело продвига­лось медленно. В 1816 году был освящён престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, в 1818 году — во имя Петра и Павла, в 1823-м — престол в честь Рождества Христова. В 1825 году здание уже было возведено до купола. Но тут умер Андрей Андреевич Баташёв, старший сын Андрея Родионовича, и работы прервались в связи с отсутствием средств: наследники (Андрей Родионович был женат трижды) вели многолетнюю тяжбу за капиталы. Долгие двадцать два года Троицкий собор простоял без главы. И лишь когда суд распределил баташёвские миллионы (а их было немерено), в 1846 году, строительство возобновилось. Храм завершили и освятили в 1868 году.

Собор – один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма – старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.

Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. От барокко идет её сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами. От классики - спокойное завершение, ясный по форме купол. От псевдоготики – стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.

Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви всё это но­сит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки пострадали и были за­менены маловыразительными главками. Особенно это заметно по проведённой в XX веке макетной реконструкции первоначального вида собора.

Фотография из Яндекс.Фото.
Фотография из Яндекс.Фото.

Троицкий храм в Гусь-Железном с высотой церкви в 50 метров и прилегающий к ней пятиярусной колокольней в 70 метров высотой вмещает до 1200 прихожан и считается самой большой сельской церковью в России. Некоторые удивляются несоразмерности такого большого храма и небольшого, в общем-то, посёлка в котором он расположен. Но это сейчас в Гусь-Железном проживает менее 2 тысяч жителей. А сколько их было во времена строительства церкви можно оценить лишь по косвенным признакам. В егерях, охранявших угодья Андрея Родионовича Баташёва, было 800 человек. За одну ночь в подземельях баташёвской усадьбы сгинуло 300 рабочих, занимавшихся фальшивомонетничеством, и посёлок от этого не обезлюдел. А сколько ещё рабочих трудилось на железоделательных заводах? Об их количестве можно судить по тому факту, что летом ежедневно из усадебного ледника на завод отправляли по возу льда для охлаждения питьевой воды. И это мы говорим только о трудоспособных мужиках. А ведь при них были ещё и многочисленные семьи. Так что посёлок был отнюдь не маленьким.

В 1932 году храм был закрыт. В январе 1948 года он был возвращён Русской православной церкви. Ныне в храме вновь проходят богослужения. Он является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

-9

К сожалению, в день нашего приезда в храме шёл ремонт, и насладиться в полной мере его внутренним убранством нам не удалось.

В 6 км от Гусь-Железного расположено село Погост (прежнее название Гусевский Погост), которое намного древнее своего соседа. Гусевский погост, принадлежавший до 1779 г. к Владимирской епархии, упоминается в списке писцовых Владимирских книг князя Василия Крапоткина за 1637-1648 годами. Расположенное в 20 километрах от Касимова в месте впадения реки Гусь в Оку село Погост притягивал внимание купцов благодаря выгодному географическому положению.

Вид на Погост от Гусь-Железного. Между двумя посёлками река Гусь.
Вид на Погост от Гусь-Железного. Между двумя посёлками река Гусь.

Здесь долгое время находился обширный рынок. Стихийно появившийся торг беспошлинной торговлей создавал серьезную конкуренцию уездному Касимову. Из-за этого он не раз подвергался нападкам со стороны более сильного соседа, но, несмотря на запрет торговли, продолжал существовать вплоть до революции. Кстати, название своего села местные жители связывают не с современной интерпретацией слова «погост», то есть «кладбище с церковью и домом священника», а со словом «погостить», придти в гости. Согласно переписи 2010 года, в селе насчитывалось 382 человека.

Главной достопримечательностью села является храмовый комплекс из четырёх разностильных зданий: двух церквей, колокольни и часовни, причём церкви являются памятниками федерального значения. Но несмотря на это туристов в ясный августовский день нашего приезда здесь не было. От слова «совсем». Никаких толп туристических автобусов. Только наша одинокая машина.

Храмовый комплекс села Погост (слева направо): Никольская церковь, часовня,  колокольня, Преображенская церковь.
Храмовый комплекс села Погост (слева направо): Никольская церковь, часовня, колокольня, Преображенская церковь.

Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места. По некоторым данным, обустраивал храмовый комплекс в Погосте и являлся заказчиком колокольни Андрей Баташёв, архитектором колокольни, возможно, был также Иван Гагин, хотя называют тех же Баженова и Казакова и даже Растрелли.

Самое старое здание в этом комплексе – Преображенская церковь. Первое упоминание об этой церкви относится к XVII веку. Строительство каменной церкви вместо деревянной, сгоревшей в 1777 году, было начато в 1784 году. Построена она так же, как и сгоревшая деревянная, в честь Преображения Господня с двумя приделами: в честь иконы Божией Матери Казанская и в честь пророка Божия Илии. В 1794 году возведение придельных храмов было окончено, и они были готовы к освящению. Но строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулась аж до 1829 года. 21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. В 1883 году архитектор Генрих Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы, в храме было устроено отопление. Преображенский храм являет в себе уникальное сочетание классического убранства с композицией нарышкинского барокко. Храм удивительно пропорционален: два восьмерика на четверике не устремляются с силой вверх, а как бы парят в пространстве, не взлетая и не принижаясь.

Преображенская церковь.
Преображенская церковь.

Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых, вероятно, «отцов церкви», по две на каждой грани основания. Церковь построена в стиле барокко со сложенным рисунком колонн, арок и постаментов. Её экстерьер ярко индивидуален. Прежде всего, ярусы пластически богато оформлены, колонны по углам, раскреповки, вазоны и т.д. На верхнем ярусе колокольни были размещены часы. Колокольня завораживает и удивляет. В её очертаниях и иконографии видится что-то европейское, романское. Ходят легенды, что это чудо построил если и не сам Растрелли, то мастер, который работал с ним, а впоследствии вернулся сюда к себе на родину. Колокольня построена в 1829 году и освящена вместе с Преображенским храмом.

Колокольня
Колокольня

В 1771 году рядом с незавершенной Преображенской на месте старой разрушенной деревянной была возведена каменная Никольская церковь. Никольская церковь построена из белого камня. Основное здание кубическое, с пологим куполом и тремя рядами окон. Его форма пряма и строга, он украшен лишь колоннами совершенно античного портала и тремя ярусами окон. Невероятное сочетание. Этот храм своей монументальностью служит как бы полемичным фоном к более нарядному Преображенскому храму. Древняя Русь, классическая эпоха и век девятнадцатый слились в этом ансамбле как проявление любви к Богу нескольких поколений.

Остатки колоннады Никольской  церкви с южной стороны
Остатки колоннады Никольской церкви с южной стороны

В XIX веке храмовый комплекс дополнен часовней. Возможно, её построили в 1883 году по проекту архитектора Войницкого при перестройке Преображенской церкви. Это кирпичная кубическая постройка в псевдорусском стиле.

Часовня.
Часовня.

В 1930-х годах храмы были закрыты, а в 1989 году вновь возвращены Русской Православной Церкви. Сейчас оба храма действующие.

Ну, вот мы и покидаем это интересное место. Народу не прибавилось. Опять в углу кадра только наша одинокая машина.

-19

Видимо, туроператорам удобнее возить людей по накатанным десятилетиями маршрутам: Касимов, Муром, Гусь-Хрустальный. Иногда с остановкой в Гусь-Железном. А здесь, как и в Туме, о которой я уже писал, «что здесь смотреть?». Да и какой-то новый материал опять же готовить нужно. Зачем? Обидно...

Другие материалы о поездках по Рязанской области

Почему вокзал называется Павелецким, и Где начинал Шехтель

Храм Святой Троицы в Туме: 900 кв. метров фресок В.Васнецова, М.Нестерова, А.Иванова в Рязанской глубинке

Кирицы: замок не для Золушки

Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь: легенды и фаянсовый иконостас

Все фотографии в статье мои.