Разбираемся, для каких работ подойдёт “непопулярный” квадрат “три восьмых” дюйма.
Так исторически сложилось, что в нашей стране инструмент с приводным квадратом ⅜” особой популярностью не пользуется. Наборы на ¼ и ½” разлетаются как горячие пирожки, а ассортимент трещоток, головок, динамометрических ключей и гайковёртов на “три восьмых”, даже если и есть у производителя, вниманием российских поставщиков обласкан не особо. Конечно, и у наших именитых брендов можно найти такие линейки, но представлены они не так широко.
Тем не менее, на автомобильных форумах можно найти настоящих фанатов инструмента на ⅜”, которые утверждают, что раз попробовав, отказаться уже сложно. Попробуем разобраться, почему с одной стороны такой игнор, а с другой такая преданность.
Что такое инструмент с приводом ⅜”?
По устоявшейся традиции, у инструментов, где роль привода выполняет квадратный профиль, измеряют его в долях дюйма. Размеры квадратов:
¼” - 6,35 мм
⅜” - 9,52 мм
½” - 12,7 мм
¾” - 19,05 мм
1” - 25,4 мм
Самые распространённые из них - четверть- и полудюймовые. Размер ¼” подходит для мелкого крепежа, а ½” - для крупного. Размерный ряд у них пересекается: самые крупные головки на четверть иногда даже дублируются в наборах с самыми мелкими на полдюйма. Типа, какую хочешь, такую и бери. Получается, что 90% задач перекрываются этими двумя размерами.
Вот здесь и возникает у многих закономерный вопрос - ну и зачем тогда эти “три восьмых” нужны? Ответ простой - золотая середина! Размер ⅜” считается промежуточным между “четвертью” и “одной второй”. По факту, он универсальный и позволяет работать как с мелкими болтами и гайками, так и с относительно крупными.
Ручной инструмент
Чтобы было нагляднее, давайте посмотрим, с крепежом каких размеров и моментов работают головками, трещотками и воротками с различными приводными квадратами. Для верности возьмём размер метрической шестигранной гайки, так как это пока самый распространённый резьбовой крепёж:
Привод ¼”: от 4 до 14 мм;
Привод ⅜”: от 6 до 24 мм;
Привод ½”: от 10 до 38 мм.
Крепёж меньше 6 мм встречается редко, равно как и крепёж больше 24 мм. Исключение в ремонте и обслуживании автомобилей составляют, пожалуй, только ступичные гайки, но под них можно подобрать и спецключ.
Огромное значение имеет и минимальное усилие (больше можно, меньше - нет!), которое должен выдать привод, прежде чем сломается. За основу возьмём европейский стандарт DIN:
Привод ¼”: от 62 Нм.
Привод ⅜”: от 202 Нм.
Привод ½”: от 512 мм.
Мы как-то проводили тесты с полудюймовыми квадратами. Результаты можно посмотреть в этом видео: https://www.youtube.com/shorts/OjV-79iXGbs
Получается, если привод размером ½” выдерживает почти 800 Нм, квадрат ⅜” способен выдержать около 300 Нм. А этого момента достаточно практически для любого крепежа, кроме, наверное, колёс и подвески.
Пневматические гайковёрты
Пневмогайковёрты на ⅜” популярны у нас ещё меньше, чем “ручник”. Да и зачем, если есть мощные полудюймовые?
Разгадка кроется в размерах. Пневмоинструмент на “три восьмых” существенно компактнее и им можно подлезть туда, куда “полудюймовиком” точно не дотянуться.
Вместе с тем, их рабочий момент достигает 400-700 Нм, чего вполне хватит для большинства закисших или прикипевших гаек. Обеспечивается такой высокий момент особой конструкцией ударного механизма. На компактных моделях стоит не привычный всем “Твин Хаммер” с двумя молотками, а “Джамбо хаммер”, у которого молоток всего один. Вибрирует такой гайковёрт несколько сильнее и максимальный момент набирает помедленнее, но это - плата за компактность.
Динамометрические ключи
Как и в случае с ручником, это инструмент, который многие любят за универсальность. В разумных пределах, разумеется. Его можно использовать для работы с различными резьбовыми соединениями, диаметр которых составляет от 7 мм до 24-26 мм. Кстати, специально под ключ можно либо купить головки с соответствующим квадратом, либо приобрести переходник: повышающий с ⅜ на ½” и/или понижающий с ⅜ на ¼”.
Диапазон моментов у большинства таких ключей начинается от 5 Нм - для самых мелких соединений, например, для обтяжки ГБЦ.
Максимальный момент составляет 135 Нм, что в теории позволит затянуть даже колёсную гайку на легковушке (рекомендуемый момент для большинства из них колеблется в районе 120 Нм). Почему только в теории? Потому что рукоятка динамометрического ключа на ⅜” короче, чем у инструмента на ½” и сделать это будет сложнее. К тому же, не рекомендуется затягивать крепёж с усилием, близким к максимальному заявленному, заставляя ключ работать на пределе возможностей. В общем, лучше не давать ключу нагрузку выше 110 Нм и работать с крепежом не больше 17 мм, а для шиномонтажа взять динамометрический ключ на ½ с диапазоном 40-200 Нм.
Тогда почему у нас этот размер не популярен?
Причин тому несколько:
1. У нас любят, чтобы вещь была помощнее! И металла чтоб было побольше, мол, чем увесистее, тем надёжнее. И без разницы, что размер ½ для многих крепёжных элементов избыточен, крутит же! А если ¼ недостаточен, так мы возьмём переходник!
2. Климатические условия. В западных странах с более мягким климатом инструмент на “три восьмых” популярен наравне с остальными. Просто потому что крепёжные элементы меньше ржавеют, закисают и прикипают. Да и к обслуживанию техники там относятся несколько иначе.
3. Стоимость. Пусть редко, но крепёж меньше 6 и больше 24 мм всё же встречается. Получается, что всё равно придётся докупать либо набор на ⅜, либо инструмент большего или меньшего размеров.
P.S. Мнения пользователей
Тем не менее, если говорить с позиции поставщика инструмента (коим ГАРВИН и является) спрос на “три восьмых” на нашем рынке не такой высокий, но, тем не менее, стабильный. Причём, как на отдельные наборы, так и на комбинированные (как на фото), где собраны трещотки и головки всех трёх размеров привода. И хорошим тому подтверждением могут послужить комментарии, которые мы специально собрали с популярных автомобильных форумов:
“У меня в наборе три трещотки, чаще всего 3/8 и использую.”
“Сливная пробка на АКПП с таким квадратом. Пришлось специально купить.”
“Самый удобный размер для работ по двигателю и многим другим системам. В общем, большие квадраты нужны на 90% для подвески.”
“Купил набор Е-торкс головок, менять ГРМ и попутно много чего на движке, а они 3/8 оказались. Прикупил и трещотку и удлинители, понравилось работать, удобно.”
“Вообще 3/8 досталось мне с больший набором. Не особо пользуюсь, но иногда очень сильно выручает.”
“Теперь 3/8 самый ходовой набор у меня при работе до 17, под капотом везде удобно и в хозяйстве.”
“В принципе, 1/2 - 1/4 набора хватало. Ровно до тех пор, пока в труднодоступных местах подвески не получилось подлезть только короткой головкой на 3/8. Докупил конечно рассыпухи на такой случай, но об 3/8 наборе уже задумался.”
“Кто 3/8 пробовал обратной дороги нет, хоть остальные ключи раздаривай.”
Реклама. ООО "СПРАУТ" ИНН: 7816654160 erid: LdtCK6gLD