Правда ли, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на подростков? Вызывает ли игры в шутеры агрессивное поведение? Мы провели эксперимент в рамках школьного проекта, чтобы оценить правдивость этих высказываний.
Мы ознакомились с различными статьями на эту тему, напечатанными и опубликованными в сети Интернет. Многие ученые считают влияние компьютерных игр преувеличенным, а также полагают, что они могут наоборот оказать положительное воздействие на подростков, развить в нем полезные качества и навыки, помочь социализироваться и просто отдохнуть.
В качестве примеры мы взяли несколько игр и рассмотрели их геймплей:
- PUBG.Главная задача в этой игре, как и во всех «шутерах», убить противника. Игрок десантируется с самолета и ищет на карте оружие, снаряжение и т. д. Игрок может выбрать разную стратегию игры: работа в команде, игра «в лобовую» или занять снайперскую позицию. Из этого можно сделать вывод, что эта игра развивает в подростке умение подстраиваться под новую ситуацию, логическое мышление, стратегическое мышление.
- Call of Duty. Игра представляет собой мультиплеерный шутер со множеством режимов. Для примера возьмем один из них. В режиме «Зона отчуждения» нужно вместе с командой и базовым снаряжением искать ценные ресурсы (например, часы, игровые консоли, деньги). Но игрокам будут мешать другие команды и боты. В случае поражения все полученное снаряжение теряется. Этот режим поощряет работу в команде, грамотное распределение ресурсов, хорошую реакцию.
- WAR THUNDER. Цель игры заключается в том, чтобы победить команду противника. Игрок может выбрать разный вид военного транспорта: самолет, танк, корабль. Игра подразумевает работу в команде, работу со стратегическими данными, развивает лидерские качества, поможет подростку социализироваться. Также игрок имеет возможность познакомиться с различными видами военной техники, изучить их историю, расширить кругозор.
Нашей гипотезой было утверждение: "длительная игра в шутеры может оказать негативное влияние на психику подростков". Для проверки этой гипотезы мы взяли трёх разных подростков и пронаблюдали за их поведением во время игры.
Подросток 1. Тип темперамента этого подростка — флегматик. Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойностью в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь первичных действий (здесь и далее информация о характеристиках типов темперамента взята с сайта brainapps.ru).
Подросток ответил на опрос, который мы составили для более точного изучения влияния игры на его психическое состояние:
· Каково ваше отношение к компьютерным играм?
- Я считаю их веселым времяпрепровождением.
· Если вы любите играть, то как часто вы это делаете?
- Час или два.
· Как вы чувствовали себя до игры?
- У меня было хорошее настроение.
· Понравилась ли вам игра?
- Да.
· Как вы себя чувствовали после игры?
- Мое настроение не изменилось.
· Хотели бы вы попробовать сыграть еще раз?
- Да.
По его ответам мы можем видеть, что игра не оказала негативного эффекта и вообще никак не повлияла на его состояние. Во время игры рассматриваемый подросток не проявлял признаков агрессии или недовольства.
Подросток 2. Его тип темперамента — холерик. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Результаты опроса данного подростка:
· Каково ваше отношение к компьютерным играм?
- Я считаю их веселым времяпрепровождением.
· Если вы любите играть, то как часто вы это делаете?
- Несколько часов в день.
· Как вы чувствовали себя до игры?
- У меня было плохое настроение.
· Понравилась ли вам игра?
- Да.
· Как вы себя чувствовали после игры?
- Мне стало лучше.
· Хотели бы вы попробовать сыграть еще раз?
– Да.
На данного подростка игра также не оказала негативного эффекта, более того, его настроение улучшилось.
Подросток 3. Тип темперамента – меланхолик. У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Ниже представлены результаты опроса этого подростка:
· Каково ваше отношение к компьютерным играм?
– Играю, но не часто.
· Если вы любите играть, то как часто вы это делаете?
– Час или два в день.
· Как вы чувствовали себя до игры?
- У меня было хорошее настроение.
· Понравилась ли вам игра?
- Нет.
· Как вы себя чувствовали после игры?
– Мое настроение не изменилось.
· Хотели бы вы попробовать сыграть еще раз?
– Да.
Исходя из результатов опроса мы можем сделать вывод, что игра не оказала негативного воздействия на психическое состояние подростка, несмотря на плохое впечатление от игр в целом.
В ходе исследовательской работы гипотеза была опровергнута. Наше исследование показало, что игры в жанре шутер не оказывают негативное влияние на психику подростков.