Ленты новостей в России сегодня омрачены новостью о трагедии в Брянске. В городской гимназии восьмиклассница устроила стрельбу из оружия отца и покончила с собой. Итог — еще один человек, помимо самой школьницы, погиб, пять подростков госпитализированы. Один из них в тяжелом состоянии.
Причина трагедии
Уполномоченная по правам ребенка в России Мария Львова-Белова сообщила, что по предварительным данным, причиной послужила травля девочки в классе. Она отметила, что вопросы безопасности, а также защиты детей от буллинга выходят на передний план.
“Как сохранять комфортный климат в школах, каким образом отрабатывать случаи травли и буллинга со стороны одноклассников и в принципе неприятие этого явления? Если это происходит, то не может быть так, что мы не реагируем. Реагировать нужно обязательно", – подчеркнула Мария Львова-Белова.
В Госдуме сегодня же заявили, что подготовили законопроект о профилактике травли в учебных заведениях, его постараются внести в ближайшее время. Но, по мнению психологов, об этой проблеме нужно думать не только законодателям и педагогам, но и родителям. Они могут помочь своим детям не сломать жизнь из-за буллинга.
Кто виноват?
— Проблема и масштабы буллинга (травли) в наше время недооценены, к сожалению. На самом деле, это явление встречается гораздо чаще, чем нам кажется, и чем мы знаем об этих случаях, - рассказала ведущий специалист центра психологической поддержки обучающихся Адыгейского государственного университета Ярославна Демонова.
В ситуации буллинга всегда есть три стороны: объект или жертва буллинга, агрессор и наблюдатели. И в ситуации буллинга каждая из сторон может предпринять какие-то действия, чтобы события не пошли по брянскому сценарию.
Здесь велика роль наблюдателей: именно они могут помочь предотвратить буллинг при первых признаках, когда,возможно, серьезный конфликт еще не перерос в травлю.
— Очень важно — независимо от того, в какой вы позиции (ребенок или родитель) не оставаться равнодушным, потому что на этапе конфликта разрешить ситуацию гораздо проще, чем на этапе непосредственно буллинга, — рассказала Ярославна.
С родительской позиции очень важно не пропустить признаки буллинга в отношении своего сына или дочери. Сделать это не всегда просто, потому что подростки не любят делиться своими проблемами с кем-либо. А тем более, если ситуация для них унизительна.
Как родителю понять, что его ребенка “буллят”?
Если случилось так, что ребенок стал объектом буллинга, то индикаторы, которые будут проявляться внешне, будут различными в зависимости от вида буллинга. На что следует обращать внимание в первую очередь?
Если ребенок стал жертвой буллинга, есть вероятность, что это отразится на его внешнем виде. Из школы он может приходить в грязной, растрепанной одежде, с синяками и ссадинами, и при этом может говорить, что “все нормально, я упал. Ничего не происходит, все хорошо”. Кроме того, буллинг всегда влияет на физиологическое состояние ребенка.
— У ребенка может нарушаться сон, пищевое поведение: он может перестать есть или, наоборот, внезапно начать есть непривычно много, — пояснила психолог.
Может меняться не в лучшую сторону и поведение. Ребенок может стать раздражительным, злым, начать резко отвечать на обычные бытовые вопросы.
— Буллинг — это всегда стресс. Если ребенок находится в явно стрессовом состоянии, общаясь в интернете, в соцсетях, нервничает, кидает телефон или наоборот, прячет его ото всех, то такое напряженное состояние тоже может быть одним из индикаторов ситуации буллинга, -сказала Ярославна.
Тревожным сигналом будет и ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу, при этом говорит об этом со скандалами, с истериками, со слезами, вот “ничего не буду объяснять, просто не пойду и все”.
Насторожить должно и нежелание школьника общаться со сверстниками.
— Если он говорит, что они плохие, неинтересные, с ними некомфортно общаться, если ребенок полностью отвергает своих сверстников и не объясняет причину — это тоже может быть признаком буллинга, —добавляет специалист.
Также важно обращать внимание на то, как ребенок относится к деньгам.
Если он постоянно просит деньги или ворует, или если ему дают деньги, а он постоянно их куда-то тратит и не говорит куда, ему все время нужны деньги, — то, возможно, у него кто-то эти деньги забирает.
Что делать родителям, когда признаки буллинга есть?
В ситуации, когда у ребенка либо конфликт с кем-либо, либо он уже стал объектом буллинга, самое главное родителю — не обесценивать то, что происходит в жизни ребенка.
— Если он пытается чем-то с вами поделиться, ни в коем случае нельзя говорить, что “это всё ерунда, не важно, перерастешь, переживешь”. Не обесценивайте! Ребенок обязательно должен знать, что у него есть поддержка и, что самое главное в ситуации с буллингом, — это поддержка взрослого человека. Нужно дать понять, что эту ситуацию он может преодолеть вдвоём со взрослым человеком. Ребенку важно видеть, что этот взрослый человек его примет в этой ситуации, потому что дети, которые становятся объектами буллинга, очень боятся, что их осудят, застыдят. Он должен быть уверенным на все 100%, что его примут, поддержат и при любом развитии ситуации не оставят, это максимально важно знать ребенку, —подчеркивает психолог.
Но чаще всего ребенок ничего не рассказывает о травле. В этом случае можно попробовать узнать, что происходит, двумя способами.
Первый вариант. Поговорить с ребенком, но не задавать ему прямые вопросы.
На вопросы вроде «У тебя есть конфликт в классе с кем-то?», «Тебя кто-то обижает?», как правило, затравленный ребенок не ответит. Специалист советует задавать косвенные вопросы и заходить издалека. Можно спросить сначала что-то про класс, про то, какие компании есть в классе, с кем больше всего общаются, с кем-то меньше всего общаются. Можно поделиться собственной историей на работе, веселой ситуацией, а потом спросить, что у ребенка сегодня произошло.
— Ребенок чаще всего на вопрос, как дела в школе отвечает: “Нормально, хорошо”. Всё. А вам нужно получить развернутые ответы. Поэтому нужно расположить ребенка на эту беседу, — объяснила Ярославна.
Второй вариант. Обратиться к педагогу-психологу, который работает в каждой школе. Он проводит психологические тестирования раз в полугодие. И в эти тестирования всегда входит методика на выявление буллинга в классах. То есть родитель может обратиться к педагогу-психологу и пообщаться с ним по ситуации в классе, чтобы ему рассказали, какая атмосфера в коллективе.
— Тут важно помнить, что родителям в школе всегда предлагают подписать согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Вы, как родитель, можете либо отказаться, либо согласиться. Конечно, лучше соглашаться, потому что ребенку никак это не навредит, но в ситуациях, когда ребенок не расположен к откровению, вы можете зайти со стороны педагога-психолога, вам расскажут о том, какая атмосфера в классе у вашего ребенка и помогут справиться с проблемой, — посоветовала специалист.
Что можно посмотреть и почитать вместе?
С ребенком можно пообщаться, предложив посмотреть фильм или сериал. Ярославна советует несколько полезных в таких ситуациях. Прежде всего знакомый старшему поколению советский фильм про буллинг - “Чучело”.
Если подросток или ребенок не очень хочет смотреть старый фильм, то есть современная альтернатива. Например, фильм “Чудо”, который рассказывает о мальчике с нестандартной внешностью, о том, как он пытается прижиться в классе. Для детей постарше есть фильм “Эксперимент”, о том, как мальчик вместе с другом противостояли травле. Есть сериал “Новенький”. Можно с ребенком посерийно смотреть и обсуждать то, что там происходит.
Также психолог советует книгу “Подросток. Курс по выживанию”.
- Если ребенок любит читать, можно предложить ему ее почитать, можно почитать с ним вместе, обсудить. То есть всегда можно взять какую-то основу для выстраивания диалога с ребенком, и пытаться эту тему довольно серьезную, деликатную, важную для ребенка, обсуждать не “в лоб”, а вот так аккуратно. Что-то с ним посмотреть, пообщаться, поинтересоваться, и тогда вы будете в курсе того, что происходит в жизни вашего ребенка, и самое главное, поможете сделать так, чтобы конфликтные ситуации не переходили в ситуации буллинга, - заключила Ярославна.