– Николай Максимович, несколько коротких вопросов и короткие ответы. Ваш любимый пейзаж в жизни? Где вы более всего любите находиться?
– У моря, лучше теплого. Между моим домом и Академией – мне все время надо ехать по каналу Грибоедова. Бесподобные места – называется Петербург Достоевского. В общем, везет водитель, я смотрю в окно, моросит дождик, и я говорю водителю: «Вот надо с желаниями быть очень аккуратным». Он говорит: «Почему, Николай Максимович?». Я говорю: «Всю жизнь говорил – хочу жить у моря, хочу жить у моря, хочу жить у моря. Вот кто сейчас поспорит, что я живу не у моря?!». Надо было говорить: «Хочу жить у Средиземного моря» или там я не знаю, где-нибудь у теплого.
– Любимое время года.
– Зима, мороз. Солнце, мороз – крепкий мороз, так, чтобы 25-30 градусов.
– Любимое музыкальное произведение?
– Наверное, если из всего любимого выбирать, это «Травиата».
– Любимая русская проза.
– Конечно, «Евгений Онегин» – это отдельное что-то. Я люблю Булгакова очень. Но честно скажу, в последнее время при моей любви к Булгакову я ему «изменяю» с Ильфом и Петровым.
– Зарубежная проза?
– «Театр» Моэма. Ну это лучшее, что написано, наверное, о театре, который я обожаю, о психологии артиста.
– Любимый цвет?
– Белый.
– Любимый поэт?
– Пушкин – наше все. Я обожаю Пастернака. Я очень люблю Блока. Чем старше становлюсь, тем больше люблю Мандельштама.
– Любимый русский кинорежиссер?
– Очень сложно выбрать, потому что я не могу сказать, что выше Гайдая и Рязанова могу поставить там того же Тарковского. Просто неправильно. Это разные жанры. Именно русский, если говорить о русском... А так я бы сказал: Абуладзе, конечно. Да, потому что. «Древо желаний» – мой любимый фильм, чем я старше становлюсь.
– Знаете историю про Тарковского и Гайдая? Когда Гайдай показывал на совете приемки фильма «Бриллиантовую руку», там сидел в комиссии в том числе и Тарковский (в составе совета). И Тарковский, значит, когда посмотрели картину, – сказал: «Затянуто». На что Гайдай ему сказал: «Кто бы говорил?».
– Вот для моей мамы, конечно: «Тарковский – «Зеркало». И я очень люблю, конечно. Чем старше становлюсь, тем больше его понимаю. Я пересматриваю часто «Древо желаний», потому что картинка необыкновенная. Тенгиз снял Грузию очень красиво. А с другой стороны – вечная тема. Сесилия Такаишвили, которая сидит в грязи над трупом внучки. Знаете, это такой вопрос ко всем.
– Любимый зарубежный режиссер?
– Висконти.
– В чем смысл жизни?
– Мне кажется, что остаться человеком. И нынешняя ситуация взаимоотношений людских, я говорю именно про взаимоотношения, уже даже с самыми близкими. Она больше всего показывают, что бы ни происходило, остаться человеком сложнее всего. Помнишь, как написано у Киплинга: «И более того, ты – человек!». Вот это. И сделать все эти «если», значит, уже не зря прожита жизнь.