У философа В. С. Соловьёва был труд под названием "Оправдание добра".
Но сегодня речь пойдёт вовсе НЕ о его философии и еë оценки с точки зрения святоотеческого учения!
В передаче "Евангелие день за днëм" на радио "Вера" от 07.12.2023 епископ Переславский и Угличский Феоктист, толкуя прочитанный евангельский отрывок, озвучил одну свою мысль. Которая, на мой взгляд, является уже оправданием зла!
Итак, по-порядку.
Вот те самые слова епископа Феоктиста:
Священное Писание Ветхого Завета свидетельствует, что гордыня сопровождала человека фактически с момента его сотворения Богом: Адам и Ева имели зачатки гордыни, в конечном же итоге это привело их к непослушанию Богу и грехопадению.
Казалось бы, это всего лишь одна маленькая фраза! Но которая несëт в себе очень опасный посыл!
По словам епископа, выходит, что первые люди - Адам и Ева - УЖЕ имели в себе зачатки гордости ДО грехопадения! Из этого следует, что Бог изначально сотворил человека несовершенным, нравственно повреждëнным. Бог, Который является абсолютным Добром и не может сотворить никакого зла!
Ведь добро смешанное со злом - это уже не чистое добро.
А человек - венец всего творения Бога, созданное по Его образу и подобию.
Получается, по мысли епископа Феоктиста, Бог самое Своë совершенно творение УЖЕ сотворил с зачатками гордости - главного зла!
Если допустить, что у Адама и Евы уже были эти зачатки гордости ДО грехопадения, тогда, выходит, что и дьявол в грехопадении первых людей не так сильно-то и виновен!
Ведь что находится в зачатке, особенно нравственные качества, и никаким образом не уничтожается, рано или поздно должно развиться и вырасти в нечто большее.
Значит, первые люди рано или поздно пали бы сами, без помощи обольщения дьяволом! И дьявол - змей-искуситель - здесь уже вроде бы, как бы и ни при чëм! Всё равно грехопадение рано или поздно состоялось бы и без него...
Получается, самое настоящее оправдание дьявола! То есть, оправдание зла.
Грустно такое слышать из уст епископа РПЦ МП, конечно... Однако, это закономерно. Ведь епископ Феоктист (Игумнов) является сторонником экуменизма.
Коптская церковь называет себя православной, хотя, по сути, таковой не является. Потому что учение этой церкви отвергает человеческую природу Христа.
Православное же учение признаëт Господа Иисуса Христа Богочеловеком!