Проблема демографии издревле беспокоила правителей множества стран. Для того чтобы на свет появилось многочисленное потомство, нужно чтобы сошлись в семейном, официальном, богоугодном союзе мужчина и женщина. Это на заре цивилизаций, можно было плодиться и размножаться как душе угодно – хоть все вместе, хоть тет-на-тет. С ростом образованности правящих индивидуумов и с усложнением религиозных представлений в обществе, большинство цивилизаций пришло к выводу, что потомство должно было появляться только тогда, когда союз был «узаконен» перед Богом/богами и людьми.
В тех странах, где ещё в эпоху Античности было узаконено многожёнство – хотя бы одна из 5-10 избранниц непременно бы принесла наследников мужского пола. И совсем другое значение имела проблема создания брака и получения наследника в продвинутых сообществах – Греции и Риме (а впоследствии – в средневековой Европе и на Руси), где можно было завести только одну супругу.
Тут уж повезёт/не повезёт и никак иначе.
Вавилонский брачный рынок
Именно поэтому разные цивилизации довольно подробно изучали традиции и устои друг друга, чтобы перенять наиболее жизнеспособные алгоритмы построения социума, а также сохранить и приумножить собственное население в условиях сложного, агрессивного, многополярного мира.
Именно поэтому в V веке до нашей эры известный греческий исследователь и историк Геродот отправился в длительное путешествие в Вавилон, чтобы точно зафиксировать на бумаге, что и как устроено по ту сторону Средиземного моря.
Одно из явлений, которое особенно поразило Геродота в чужой восточной стране – это привычка покупать жён, как рабынь, на особом брачном рынке посреди Вавилона. Не то, чтобы исследователь раньше не видел многочисленных рынков невольников – дело не в этом. Дело в том, что здесь продавали именно свободных молодых женщин – дочек и сестёр, которые выстраивались друг за другом и по очереди выходили на сцену, под взоры многочисленных мужчин.
Специальный ведущий этого своеобразного аукциона называл первичную цену и внимательно смотрел за тем, кто предложит большее значение. Когда называлась последняя сумма, женщина уходила «с молотка», после чего её место немедленно занимала другая.
И так – несколько раз в год.
Уникальная форма устройства брачного процесса
Подробные записи Геродота позволили достаточно подробно узнать про основы устройства брачного процесса в сгинувшей цивилизации.
В XIX веке, когда труды античных исследователей подверглись новому, доскональному изучению, весть о том, что когда-то, два тысячелетия назад, свою жену можно было попросту купить, а дочку – продать, всколыхнула чопорное европейское сообщество. Научное открытие даже оказало влияние на культуру того времени. Тот же английский художник - Эдвин Лонг, ознакомившись с публикацией по расшифровке записей Геродота, немедленно сел за холст и написал одну из своих самых известных картин – «Вавилонский брачный рынок».
На создание полотна ушло почти 2 года. Но это стоило того, так как картина была выставлена в Королевской академии в 1875 году, а год спустя продана за очень приличную сумму, с учётом того, что художник, написавший произведение, был ещё жив.
Когда Эдвин Лонг рассказывал, что его замотивировало на написание картины, он всегда ссылался на отрывок из Первой Книги о путешествиях Геродота за его же авторством.
В этом отрывке указывалось, что несколько раз в году, в Вавилоне, по деревням, городам и весям в обязательном порядке собирались молодые женщины подходящего возраста и свозились в особое место – торг, перед храмом богини Белтис.
На месте проходил определённый кастинг, в ходе которого «товар» осматривался, в результате чего самые привлекательные невесты выставлялись первыми в очереди, и за них назначалась максимально возможная стартовая цена. А вот те девушки, которые были менее привлекательными, занимали последующие места и были дешевле, на радость менее обеспеченным мужчинам.
При этом в рамках одного торга не возбранялось перекупать уже проданных женщин, отчего в толпе всегда присутствовали «опытные женихи», которые занимались элементарной спекуляцией стоимости.
Вывод Геродота
В этой же книге присутствует очень объёмный логический вывод автора. Согласно Геродоту, вавилоняне к тому времени являлись самыми жадными торговцами на планете Земля. Они продавали всё, что могло принести деньги. И даже непередаваемая атмосфера семейной идиллии была брошена под ноги жажде финансового обогащения.
Дошло до того, что каждой женщине вменялось хотя бы раз показаться на торгах. И только потом, если что-то пошло не так, вне торгового процесса искать себе жениха «стандартным способом». Иными словами, существовала особая форма брачного процесса, когда красота женщины рассматривалась исключительно через призму личного богатства.
При этом как подчёркивал Геродот, на этот рынок приезжали женолюбцы из всех уголков известного мира. И ни один закон не защищал свободную вавилонскую женщину от перенаправления в другие города и веси, откуда могли нагрянуть неожиданные женихи. Естественно, что, получив деньги, о судьбе «проданного товара» тут же забывали, поэтому вавилонянка могла в одночасье потерять не только личную свободу, но и свободу в самом широком смысле, став наложницей либо невольницей.
Храмы полигамии
То, что немного выпадает из обсуждаемой темы, но достаточно хорошо характеризует вавилонское общество – это «храмы полигамии», о которых упоминал Геродот. «Храм полигамии» - образное название. Автор книги имел в виду, что во многих домах, зданиях и даже дворцах, исходя из торгово-рыночного отношения к своим жёнам, мужчины не страдали собственничеством и часто делились друг с другом лучшими покупками.
Более того, если человек был состоятельным и мог прокормить несколько женщин, он вполне себе мог позволить несколько покупок, создавая себе мини-гарем по потребностям.
И при этом, внимание – женщины по-прежнему имели свободный статус, который де-факто ничем не был подкреплён.
Конечно, согласно Библии, вавилонское общество было разрушено из-за своего тщеславия решением Бога, когда он разделил национальный язык самонадеянных людей на множество языков. Но, на самом деле, такая особенная форма решения демографического вопроса привела к тому, что государство стало слабеть и в морально-нравственном плане, и в плане прироста населения, а вскоре и вовсе сгинуло под ударами более ортодоксальных в вопросах семьи и более подготовленных физически, неизбалованных «варваров» с Запада и Востока.
Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные материалы.