Найти тему
Евгений Барханов

Революция есть революция...

Пришла украдкой девчонка лет 14, а она, как выяснилось, уже мать двоих детей, просит лекарств, чтобы детей больше не было...

Тексты тогдашних репортажей намеренно лишены претензий на «художественность» - их ценность в том, что они передают документ времени. Это позволяет представить трагический и героический период в истории Афганистана и Советского Союза. К сожалению память стирает у нынешнего поколения быстротекущее время.

СТУДЕНИКИН Петр Алексеевич, полковник, военный журналист, окончил Журфак МГУ. Работал специальным корреспондентом военного отдела «Правды». Совершал командировки в ДРА на всем протяжении афганской войны.
СТУДЕНИКИН Петр Алексеевич, полковник, военный журналист, окончил Журфак МГУ. Работал специальным корреспондентом военного отдела «Правды». Совершал командировки в ДРА на всем протяжении афганской войны.

Статья опубликована в газете ПРАВДА суббота, четверг, 29 октября 1987 года:

«Афганские мадонны»

«Дорогая редакция! — пишет москвичка Е. Ёлкина. — Я всегда ищу в газете материалы про Афганистан. Но вот что меня удивляет: почему не пишут о наших девчатах, что разделяют наравне с солдатами тяготы и невзгоды. У меня дочка «сбежала» в Афганистан. Приезжала в отпуск, собрались они у нас, послушали их и удивилась — так это же наша боевая молодость! Стоят они того, чтобы о них знали мы...»

Евгения Ивановна указала номер полевой почты, где служит ее дочь медсестрой,—может, удается навестить. Недавно мне довелось вновь побывать в Афганистане. И хотя завернуть в медбат, где служит дочь Е. Ёлкиной, не представилось возможности, встретились на пути девчата, о которых хочется рассказать. Когда показал их фото одному боевому генералу, услышал: "Афганские мадонны! Надо же..." Пусть так и будет — "афганские мадонны".

В АФГАНИСТАН наши девчата попадают по-разному: одни едут за романтикой — проверить себя в настоящем деле; другие—поправить материальные дела — «справить приданое», как здесь шутят; третьи — устроить свою судьбу, если, конечно, повезет. Ничего плохого тут не вижу: это—жизнь. Но всех их объединяет одно — они едут сюда работать. Они знают, как необходимы на войне ласковые женские руки, что снимают у раненых боль, возвращают к жизни.

Вот и Татьяна Тарасова из белорусской деревеньки Варки. Это о таких Некрасов писал: "...коня на скаку остановит, в горящую избу войдет..." Мне рассказывали: Т. Тарасова может сутками не выходить из операционной, но каждое утро бегает по пять километров, безотказна в общественной работе, стрижет ребят вместо парикмахера, пишет стихи...

Тот день в медбате оказался спокойным — относительно, конечно. Но предыдущая ночь—на редкость тревожной: до пяти часов утра врачи боролись за жизнь повара одной из сторожевых застав из-под Саланга. Каюсь, фамилии его не записал, может, оттого, что спасти солдата не удалось. Он вышел за пределы заставы ночью и подорвался на мине. Страшно, когда человек подрывается на мине. Татьяна Тарасова рассказывает:

— Вы не представляете, как жалко ребят, первое время плакала, думала, не выдержу, уеду домой. Но на кого их бросишь? Они же еще мальчишки нецелованные, но успели лишиться ног или рук и часто очень — зрения. За что судьба так безжалостна к ним? Заходишь в палату — сердце останавливается. Как представлю, привезут такого матери — для нее ведь он не солдат, ребенок еще. И забьется в истерике мать — горе-то какое! А за окном ее дома, в ее городе или деревне войны-то нет. И будет висеть над ней этот проклятый вопрос «За что?» А как найти такие слова, чтобы вернуть раненым веру в жизнь? Иногда не выдержишь, найдешь закуток, наплачешься и снова к ним приходишь в палату с улыбкой: «Веселее, мальчики...» Когда отправляем в Союз, многие уже шутят: «Ничего, направят в Ленинград, там говорят, хорошие "Ноги" научились делать...»

В медбат, где работает Т. Тарасова, часто поступают раненые афганские детишки. У Татьяны шестилетний сын Иванко, и поэтому эти операции для нее — самые трудные.

— У афганской сверстницы Иванко Тайры отняли обе ножки. Отец и мать у нее погибли. Что с ней, безногой, будет?! Семилетняя Зарифа тяжело ранена в живот — чудом спасли ей жизнь. У десятилетнего мальчишки отняли обе ноги и руку, его потом увезли в Кабул, показывали по телевидению... Сколько горя и страдании принесла эта война нашим матерям и отцам. Но поверьте, еще больше — афганскому народу. Ну скажите, когда же она кончится?!

Многое Татьяна Тарасова пережила в Афганистане: пыль, жара, горячий ветер, неустроенный быт, обстрелы городка—к этому они быстро привыкли. Приходилось ей бывать в Панджшере (это когда раненых по какой-либо причине нельзя эвакуировать вертолетом, врачи и сестры работают в оперблоках в районе боевых действий). Их машину обстреливали из минометов и пулеметов... Она видела, как горит земля, как взрываются дома, она видела гибель детей...

— Нет, Афганистан меня не изменил: какой пришла, такой я остаюсь... Может быть, смелее стала. Поняла: со злом, несправедливостью надо бороться беспощадно. Только так — беспощадно!

...Недавно узнал: Татьяна Тарасова дала согласие остаться в Афганистане на второй срок.

МОХРУЙ («Луноподобная») Хабибову увидел впервые в деле. В тот день она работала в составе агитотряда в кишлаке Дурани. Была пятница— в Афганистане воскресный день. На базаре — столпотворение. Здесь и развернул работу агитотряд: мальчишки окружили тесной толпой машину с черным тентом—показывали фильм «Тринадцать», мужчины и старики, оттеснив женщин, «заблокировали» наших врачей, которые на помосте дукана вели прием больных. Мохруй была переводчицей. Вот старик со слезящимся глазом сообщил, что у него жена умирает. Под охраной двух сорбозов пошли в кишлак.

Мохруй Хабибова (слева) в гостях у афганских друзей, 1987 год.
Мохруй Хабибова (слева) в гостях у афганских друзей, 1987 год.

Зашли в жилище — трудно даже определить, в какое прошлое попали: дувалы разрушены, в глинобитных каморках пусто, даже циновок нет. В тандыре лепешки пекут из ягод шелковицы, сверху посыпают травкой.

— Не удивляйся, сестра, живем бедно: революция есть революция,— извинился хозяин.

В яме на голой земле лежала слепая женщина с водянкой: убили ее единственного сына, и она легла сюда, чтобы умереть...

— Вы не можете себе представить,— рассказывала потом Мохруй в «комнате дружбы» в гарнизонном Доме офицеров, как страдает от войны афганский народ. Особенно в кишлаках. Здесь мы бываем от случая к случаю, а хозяйничают душманы. Душат налогами, казнят и милуют. Работать некому — мужчин и подростков, если не призвали в афганскую армию, увели в банды. Голод и нищета. Смерть подстерегает людей на каждом шагу...

Сегодня на базаре старуха говорит: "Дочка, я уже не могу лепешки печь, сына убил двоюродный брат, со мной внучка осталась. У дочки в Кундузе мужа убили, а у неё пятеро детей".

У ее соседа внук в ХАДе (органы госбезопасности, ныне — МГБ), сын — в банде.

Насмотрелась я тут всякого. Приезжаем однажды в кишлак, на улицах ни души. Оказалось, мужчины никого не пустили на прием к советскому врачу. Пришла украдкой девчонка лет 14, а она, как выяснилось, уже мать двоих детей, просит лекарств, чтобы детей больше не было...

В Мохруй однажды стреляли. В дороге тогда сломался бронетранспортер, мимо проезжали афганские солдаты, приняли ее за афганку и потребовали, чтобы она поехала с ними. Мохруй отказалась, и тогда один из них выстрелил, хорошо, промахнулся. В другом кишлаке ее хотели купить за 300 тысяч...

— Как это все похоже на то,—говорит Мохруй,—что было у нас в Таджикистане сто лет назад. Я знаю об этом по рассказам бабушки. Ее тоже в девять лет продали за муж. Она в куклы играет, а свекровь сердится: «Ты все-таки замужняя женщина...»

— Мохруй, как вы попали в Афганистан?

— Окончила университет в Душанбе. Потом встретила подружку, она уже служила в Афганистане. В Москве нам сказали: «Где же ваши таджички? Ведь каждая из вас в Афганистане может сделать больше, чем артбатарея...»

Да, ее оружие — слово и добрые дела. В афганских домах ее принимают вначале настороженно, а провожают, как сестру или дочь; случается, ее оберегают от недобрых людей, а она рассказывает правду про свой таджикский народ, помогает, как может...

— О чем вы мечтаете, Мохруй?

— Чтоб скорее кончилась эта проклятая война.— Мохруй помолчала, потом смутилась совсем по-девчоночьи и призналась: — Мечтаю научиться галстук завязывать и хочу, чтобы у меня было десять детей...

Мохруй Хабибова тоже дала согласие остаться в Афганистане на второй срок.

Если оружием Татьяны Тарасовой стали ее добрые руки и отзывчивая на чужую боль душа, а у Мохруй Хабибовой — слово, то у Галины Негрий, безусловно,— песня.

-3

Галина работала уже семь лет после техникума в центральном универмаге в Кишиневе, когда к ним приехали из военкомата и предложили девчатам поехать в Афганистан. Еще раньше ей предлагали поехать в Группу советских войск в Германии — отказалась. А сюда согласилась сразу, правда, дома сказала, что едет в ГСВГ.

— Первые впечатления? — переспрашивает Галина,— Как в той песне: «Только пыль, пыль, пыль...» А тут еще — жара, пушки стреляют... «Каскад» — наш ансамбль — ужа гремел по всему Афганистану. Я его нашла сама: пошла на репетицию, спела молдавскую песню, а на следующий день отправилась на свой первый концерт на сторожевую заставу на Саланге. Посмотрела, у ребят почти все музыкальные инструменты пробиты пулями, Это все и решило. «Катаюсь» теперь по дорогам Афганистана...

Каждый выезд — это работа: по три-четыре концерта в день, с утра до вечера. Мне рассказывали, петь Галине ее товарищам приходилось иногда под пулями. Их обстреливали в дороге, они попадали в засады. Однажды к ним подсадили пленного душмана. На пустынной дороге его попытались отбить мятежники, и тогда артистам пришлось взяться за автоматы. Отбились.

— Вы песню «Кукушка» знаете? — спрашивает Галина.— Она родилась здесь, в Афганистане. Мы каждый концерт открываем этой песней и посвящаем ее Сереже Федотову из Москвы.

И Галина рассказала трогательную до слез историю. Сергей Федотов был в секрете в горах. Подорвался ночью на мине. К нему пробивались на помощь боевые друзья, но не пробились. Его пытались захватить душманы и тоже не смогли — Сергей отбивался до последнего патрона. Истекая кровью, он до рассвета пел «Кукушку»: «...так что ты, кукушка, погоди мне дарить чужую долю чью-то. У солдата вечность впереди — Ты ее со старостью не путай...»

ФЕДОТОВ Сергей Александрович, рядовой, снайпер, род. 22.9.1962 в г. Москва. Русский. В Вооружённые Силы СССР призван 1.4.82 Красногвардейским РВК Москвы. В Республике Афганистан с июня 1982. Неоднократно участвовал в боевых операциях.
17.4.1984 во время боя в результате обстрела обрушилась кровля здания, засыпав обломками несколько человек. Огнем из личного оружия Федотов прикрывал проведение спасательных работ. Погиб в бою. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен на Котляковском кладбище в Москве.
ФЕДОТОВ Сергей Александрович, рядовой, снайпер, род. 22.9.1962 в г. Москва. Русский. В Вооружённые Силы СССР призван 1.4.82 Красногвардейским РВК Москвы. В Республике Афганистан с июня 1982. Неоднократно участвовал в боевых операциях. 17.4.1984 во время боя в результате обстрела обрушилась кровля здания, засыпав обломками несколько человек. Огнем из личного оружия Федотов прикрывал проведение спасательных работ. Погиб в бою. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен на Котляковском кладбище в Москве.

— Как солдату здесь нужна песня! —продолжает Галина Негрий,— Так случилось, воины в Афганистане песней не избалованы. Профессиональные поэты и композиторы песен об «афганцах» долгое время не слагали. Солдаты сложили эти песни сами, а мы поем их, и не по крупным городам, куда все же заглядывают порой концертные группы из Союза, поем на сторожевых заставах и боевых постах. И, поверьте, как встречают нас, могут позавидовать столичные знаменитости...

...Мне довелось побывать на одном из концертов «Каскада». Минутой молчания почтили павших, вспомнили Сережу Федотова, и вот уже знакомые слова «Кукушки» резанули по сердцу: "Я тоскую по родной земле. По ее рассветам и закатам. На афганской выжженной земле спят тревожно русские солдаты" (П. СТУДЕНИКИН)

Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 302 (25289), Четверг, 29 октября 1987 года.
Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 302 (25289), Четверг, 29 октября 1987 года.
Мохру с супругом Рустамом. После возвращения из Афганистана Мохру Хабибова стала преподавать русский язык иностранным студентам на факультете русской филологии Таджикского госуниверситета.   
  В 1996 году он работала переводчиком в группе Погранвойск Таджикистана, а после увольнения с военной службы, вернулась на преподавательскую работу в свой университет, где по настоящее время продолжает вносить свой вклад в подготовку молодых кадров для страны.
Мохру с супругом Рустамом. После возвращения из Афганистана Мохру Хабибова стала преподавать русский язык иностранным студентам на факультете русской филологии Таджикского госуниверситета. В 1996 году он работала переводчиком в группе Погранвойск Таджикистана, а после увольнения с военной службы, вернулась на преподавательскую работу в свой университет, где по настоящее время продолжает вносить свой вклад в подготовку молодых кадров для страны.
ТАРАСОВА Татьяна Венедиктовна. "Много плохого и даже гадкого пришлось выслушать в свой адрес и адрес всех женщин- «афганок» после возвращения в Союз. Слава Богу, что мы перестали быть в «моде», оставила нас в покое и пресса. Только я хочу сказать: дряни и грязи хватает везде. И если дома сдерживало положение, родственники или еще что-то – люди «маскируются» по обстоятельствам, то там, в Афгане, все были самими собой. Экстремальные условия способствовали раскрытию человеческой сущности.
ТАРАСОВА Татьяна Венедиктовна. "Много плохого и даже гадкого пришлось выслушать в свой адрес и адрес всех женщин- «афганок» после возвращения в Союз. Слава Богу, что мы перестали быть в «моде», оставила нас в покое и пресса. Только я хочу сказать: дряни и грязи хватает везде. И если дома сдерживало положение, родственники или еще что-то – люди «маскируются» по обстоятельствам, то там, в Афгане, все были самими собой. Экстремальные условия способствовали раскрытию человеческой сущности.

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта "Афганистан - наша боль". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.