Найти тему
Открытая Книга

Что скрывается за "Числом Зверя"

Золотой колосс, которому под страхом смерти заставлял поклоняться вавилонский царь Навуходоносор. Один из прообразов апокалиптического Зверя.
Золотой колосс, которому под страхом смерти заставлял поклоняться вавилонский царь Навуходоносор. Один из прообразов апокалиптического Зверя.

Не будет преувеличением сказать, что самой известной библейской книгой всех времен является Апокалипсис («Откровение Иоанна Богослова»). На протяжении без малого двух тысяч лет бесчисленные умы и сердца бились над ее загадками, пытаясь предугадать события, ожидающие человечество в конце времен. Одна из самых знаменитых – «Число Зверя» (666).

Книга Откровения всегда была у христиан на особом счету. С одной стороны, она рассказывает о событиях конца этого мира и, главное, предупреждает о последних искушениях, которые предстоит преодолеть тем, кто желает обрести вечную жизнь (Зверь, Антихрист, Лжепророк, Вавилонская Блудница). То есть имеет вполне практическое и жизненно важное значение для всякого верующего. С другой стороны, книга написана языком символов, исполнена самых таинственных аллегорий, которые часто толковали так, что оправдывали строками из этой бесспорно богодухновенной книги самые нелицеприятные поступки. Да что говорить – книга стала любимым оружием всякого рода сектантов и используется ими в этом качестве, увы, и по сей день.

Книга Откровения Иоанна Богослова вызывает споры уже не одну тысячу лет.
Книга Откровения Иоанна Богослова вызывает споры уже не одну тысячу лет.

Именно поэтому во все времена церковь относилась к ней с осторожностью. «Христианский Геродот», Евсевий Кесарийский, в своей «Истории церкви» упоминает о том, что многие в церкви его времени (начала IV в.) сомневаются, включать ли ее в канон. Кстати, официально «Апокалипсис» был включен в канон восточной, Православной церкви только в XVII в. Но до сих пор священники не рекомендуют ее к чтению своим подопечным, и это единственная книга Нового Завета, которая не поделена на «зачала» (отрывки для чтения за богослужением), ибо ее никогда не читают в церкви.

Одна из загадок «Откровения» - это знаменитое число Зверя. Контекст упоминания таков. 

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его – шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:15-18).

Если отвлечься от частностей, общий смысл предельно прост: в последние времена христиан будут склонять отступить от Христа и поклониться некоему Зверю, имя которого загадочно прикрывается числом «666». При этом Иоанн Богослов приводит слова, обращенные к нему, которые предписывают это число «сочесть» - тем самым показывая, что его значение практически очевидно для каждого внимательного читателя. 

Несмотря на это, само число во все времена вызывало множество вопросов. 

Интересный факт. Вспомним известный эпизод из «Войны и мира», когда Пьер Безухов в разоренной французами Москве, пытался во что бы то ни стало притянуть имя «Наполеон» к апокалиптическому Зверю. Едкая ирония Толстого в этом контексте весьма уместна: таких «пророков» за две тысячи лет истории христианства было легион. 

Традиционный путь, которым шли толкователи, состоял в том, что под цифрами пытались угадать имя Зверя (т.е. некий текст). Дело в том, что все древние алфавиты (в том числе и древнерусский) использовали для обозначения цифр буквы. Число зверя в книге Откровения, которая, как и весь Новый Завет, в оригинале написана на греческом языке, также написано при помощи букв. Это давало обильную пищу для размышления над значением имени. Каких только версий не выдвигалось! (И при этом версия Пьера Безухова не самая нелогичная). Но общая их черта в том, что в итоге получались какие-то не очень складные, натянутые, прямо скажем не человеческие имена, типа, «Еванфрас», «Латей (и) нос», «Титан» и т.п. 

Интересно, что еще на заре истории церкви многие христианские авторы, заставшие живую апостольскую традицию, ставили под сомнение такой подход. Например, Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, который еще общался с людьми, встречавшими апостолов лицом к лицу, утверждал, что такой путь толкования вряд ли будет продуктивен, хотя и не отвергал его целиком и полностью (кстати, он больше склонялся к «Латейнос», считая, что Зверь – это языческий Рим). Он предлагал иной путь: аллегорический. Если интересно, я приведу точную цитату из его сочинения в комментарии, здесь же упомяну, что главное в его подходе в том, что он предлагал не увлекаться гаданиями по именам.

Что касается лично моего мнения, то я глубоко убежден в том, что в толковании трудных мест Писания следует исходить из того, что тайна Писания скрыта в нем самом, а не где-то вовне. Еще апостолы толковали Ветхий Завет через Новый, думаю, очень продуктивно было бы толковать Новый Завет через Ветхий. Тем более, что конкретно Книга Откровения – это сложный синтез ветхозаветных образов и пророчеств. По сути, это самая «ветхозаветная» по содержанию книга Нового Завета.

И если мы прочитаем Ветхий Завет, то легко обнаружим, где же упоминается искомое число «666». Оно упоминается в 3-й Книге Царств и 2-й Паралиппоменон. 

«В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар 10:14, 2 Пар. 9:13).

Здесь эта цифра (в наших единицах измерения – 30 тонн золота) призвана была подчеркнуть огромное богатство библейского царя, который стал не только олицетворением мудрости, но и мирского могущества.

Царствование библейского царя Соломона стало на тысячелетия олицетворением мирского величия и в этом смысле - антитезой царству "не от мира сего"
Царствование библейского царя Соломона стало на тысячелетия олицетворением мирского величия и в этом смысле - антитезой царству "не от мира сего"

Именно в таком контексте он упомянут в Евангелии (Мф 6:29, Лк 12:27). Таким образом, число «666» – это не шифр некоего имени человека или страны, а число-символ, мера мирского богатства и благополучия. Причем с отрицательным знаком, ведь каждому известно, чем это богатство обернулось для Соломона.

При чем же здесь «Зверь»?

И здесь нам нужно обратиться к еще важному символу Ветхого Завета. Вспоминаем события книги Исход, повествующей об образовании народа Божия, Израиля, спасенного Богом из египетского рабства. Пока Моисей находился на вершине горы Синай, записывая заповеди Закона, израильтяне, боясь, что Моисей умер и некому больше их вести по пустыне к Земле Обетованной, сотворили себе кумира («идола») – золотого тельца и поклонились ему, нарушив первую, и самую главную заповедь. Со временем образ золотого тельца стал истолковываться не только в религиозном смысле (как идол, ложное божество), но и в нравственном. Именно в этом смысле он иронически присутствует в названии известного романа Ильфа и Петрова. 

Золотой телец стал символом отречения от Бога, и то, что он отлит из золота - отнюдь не случайность☝️
Золотой телец стал символом отречения от Бога, и то, что он отлит из золота - отнюдь не случайность☝️

То, что телец был вылит именно из золота, а не из любого другого металла, не случайно. Ибо противопоставление «Бог – богатство» типично и для Нового Завета. Достаточно вспомнить знаменитые слова Спасителя: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24, Лк 16:13), и в менее категоричных выражениях - «трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф 19:23), «хочешь быть совершенным – продай все имение свое и следуй за Мной» (Мф 19:21) и во многих других местах. Богатство – это то, что мешает идти за Богом, препятствие или по крайней мере тормоз на этом пути. Возможно, что загадочные слова апостола Павла о «боге века сего», который «ослепил умы» (2Кор 4:4), намекают именно на маммону, тем более, что «любостяжание есть идолослужение» (Кол 3:5). 

Таким образом, число-символ «666» - это собирательное значение всего мирского, что отвлекает человека от следования духовному пути. Собеседник апостола Иоанна Богослова предупреждает читателей: человек, который превыше всего ставит мирское, легко отречется от духовного, лишь бы спасти то, что он ценит больше всего. Такие страшные дилеммы уже не раз возникали в истории, а в нашей стране по историческим меркам были совсем недавно. Когда принадлежность к христианству закрывало человеку двери для нормальной человеческой жизни, а иногда – и для жизни вообще. Есть она и сейчас: общество потребления с ненасытным культом обогащения любой ценой и бесконечной палитрой удовольствий, которые можно купить на деньги – не менее опасный зверь, чем диктатура фанатичных атеистов.

Итак, «Число Зверя» - это не тайна за семью печатями в виде некоего таинственного злодея, который явится в последние времена, чтобы искушать христиан. Знать его имя, честно говоря, не особенно-то и нужно: каждый итак поймет, кто перед ним и к чему призывает – не малые дети все-таки. Значение числа – в предупреждении, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4) и «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8). И когда христиан заставят выбирать между Богом и Зверем (а такой выбор на самом деле стоит перед нами всю историю человечества), они должны быть готовы сделать правильный выбор.