Найти тему

Рабы являлись основным товаром Великого шелкового пути

Оглавление
Идея о том, что массовая торговля рабами лежала в основе экономического роста Великого шелкового пути его расцвета в VIII – XII вв. не нова. И тем не менее, это еще не до конца изученный аспект торговли и экономических отношений Евразии.
Фото 7kingdoms.ru
Фото 7kingdoms.ru

ГЛОБАЛИЗМ ЗАРОДИЛСЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Концепция евразийской работорговли указывает на глобализм в экономических связях Востока и Запада еще в раннем Средневековье. В то время еще не было железных и автострадных дорог, однако политические и экономические процессы в одной части Евразии откладывали отпечаток в другой.

Работорговля на Великом шелковом пути была одним из данных факторов, нередко важнейшим на стыках эпох завоеваний и относительно мирных периодов в истории столь масштабного региона. Основное назначение раба в обществе ранних Средних веков - его способность быть в качестве товара, его "товарная рентабельность". Это и одна из основных задач постоянных военных действий в условиях противостояния кочевых вождеств и соседствующих им обществ.

Побеждая другие социумы, завоеватели ранних Средних веков нередко оказывались неспособными "освоить" территорию побежденного противника. Серьезной проблемой была организация эффективной эксплуатации покоренного населения. Не меньше проблем победителям приносили завоеванные жители данных территорий своими восстаниями. Даже "изъятый" из своего племени и лишенный всех прав пленник зачастую становился проблемой для хозяев.

Его необходимо было обеспечивать питанием и одеждой, удерживать под постоянным контролем. Поэтому "живой товар" перенаправлялся из зон конфликта, зачастую расположенных на периферии ойкумены Евразии, в страны, экономика которых была в большей степени основана на подневольном труде.

Для Восточной Европы такими рынками сбыта служили Византия и страны Средиземноморья, включая Кордовский эмират. А для тюрков-кочевников такими торговыми партнерами становились исламские государства, реально или формально подчиненные халифу, или же находившиеся в земледельческих областях среднеазиатского Междуречья.

СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Налаженная работорговля могла появиться и успешно функционировать лишь при наличии определенных условий. Во-первых, периодические поставки крупных партий рабов требовали значительного постоянного спроса, который могли обеспечить только относительно экономически развитые и политически стабильные территориальные образования, чье хозяйство способно использовать массу невольных людей. Экономическими лидерами западной части Евразии являлись мусульманские государства и держава византийцев. Следовательно, появление торговых маршрутов было связано с наличием и развитием этих рынков.

Во-вторых, для возникновения подобных "невольничьих трасс" и для эффективного торгового обмена между торговцами "живым товаром" важным элементом являлась интенсификация конфликтов в Великой Степи и лесостепной зоне Евразии (хотя, в общем, степи Причерноморья и современного Казахстана всегда были источником рабов). Подобную динамику постоянных боевых действий способны обеспечить лишь процессы политогенеза и развития новых конфликтов в регионе. Следовательно, рабы начинают во множестве поступать на внешний рынок в процессе появления государств и империй у оседлых и кочевых народов региона.

В-третьих, большая часть крупных торговых путей пересекала центральные и западные части Великой Степи, что обусловливало влияние на товарообмен кочевых племен, контролировавших торговлю и торговые пути и активно участвовавших в работорговле. Требовались определенные условия (устойчивые договорные отношения, уверенность в "доброжелательности" номадов, временное спокойствие в определенной части степи, связанный с их миграциями и стоянками), чтобы торговые отношения начали функционировать на постоянной основе.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

Византийская империя, как указывалось выше, была крупнейшим потребителем рабов, однако постоянные конфликты на ее границах и проблемы внутри государства снижали ее потенциал как экономического импортера невольничьей силы. Основными предметами экспорта Византии были шелковые изделия, ювелирные украшения, стеклянные сосуды, вино, мрамор, художественная керамика и т. п. Они пользовались спросом и в Европе, и на Востоке.

С окончанием эпохи иконоборчества наступает период экономического подъема и военной мощи Ромейской империи. Главным поставщиком рабов ко двору Второго Рима был Хазарский каганат, скупавший рабов у северных соседей. Такими рабами были славяне и их более южные соседи-кочевники печенеги. Славяне, плененные хазарами и викингами в набегах на Киевскую Русь, становились сакалибами-рабами. В Мисре, Магрибе и Испании само слово славянин (ас-сакалиба) были синонимом терминов "слуга" и "раб".

Отправными пунктами первого торгового пути для работорговли стали рынки рабов Саркела и Атиля. Этот маршрут назвали Днепровско-Волжским. От него далее путь лежал в двух направлениях к югу от Хазара: на запад - в Византию и страны Леванта, на восток – в халифат Аббасидов.

ХАЛЯЛЬНЫЕ РАБЫ

Аббасидский халифат был главным импортером рабов и центром работорговли раннего Средневековья Востока. Вплоть до смерти халифа аль-Васика (847 г.) Аббасидский халифат, было крупнейшим государством своего времени, политически и экономически преобладающем на Ближнем и Среднем Востоке, в Магрибе и Средней Азии. По мере его распада бывшие провинции становились новыми центрами экономического развития. Среди них выделялись Умайадская Испания (Андалуз), Магриб, Египет (Мишр), Сирия (Машрик), арабский Ирак, Иран и Хорасан.

В период распада халифата торговые пути внутри прежних границ также продолжали устойчиво функционировать. И наиболее важным обстоятельством являлось то, что в политической, экономической и социальной жизни каждого исламского региона огромную роль играли рабы.

На востоке мусульманского мира преобладали невольники-тюрки (в основном выполнявшие функции воинов). Центром поставки тюркских рабов являлась Средняя Азия с ее развивающейся и устойчивой торговой и городской культурой. Бухара и Хива, к примеру, при Саманидах стали крупнейшими и богатейшими центрами работорговли.

Фото s3.amazonaws.com
Фото s3.amazonaws.com

Тюркские рабы поступали частью из Центральной Азии и Сибири, а частью с берегов нижней Волги и Дона. Их еще называли аль-хазари, хотя, конечно, это были не хазары, а их соседи-тюрки огузских корней.

В первой половине X века эмиссар халифа Ибн Фадлан отмечал: "…Из Булгары идет поток рабов сакалиба. Я видел торговцев, которые пришли на торговлю и разбили лагерь у реки Итиль. (…) Вокруг их шеи, [их женщины] носят монеты золота и серебра для каждого мужчины, как только он накапливает 10 000 дирхамов, он считает сделку завершенной, создавая ожерелье из монет для его жены. Когда у него есть 20 000, он сделал две сделки [и так далее]. (…) С ними есть красивые рабыни, на продажу для торговцев". Если нужно выбрать "самых ценных рабов", отмечает другой автор, Ибн Хордадбех, самых лучших из них привозят из "…земель тюрков. Среди всех рабов на земле тюркским рабам нет равных".

КАРАВАНЫ РАБОВ

Некоторое представление о масштабах работорговли в X веке можно получить при сравнении с работорговлей в Римской империи, которая была изучена гораздо подробнее. Недавние исследования показали, что Римской империи требовалось от 250 до 400 тысяч новых рабов каждый год, чтобы поддерживать их число на должном уровне. Размер рынка в арабоговорящих странах был определенно больше: учитывая, что спрос на рабов был аналогичным, территории мира ислама простирались от Испании до Афганистана, следовательно, количество требуемых рабов было гораздо больше, чем было нужно римским гражданам.

В одном из источников говорится о халифе и его жене, у которых было по тысяче рабынь, в то время как в другом упоминается не менее чем четыре тысячи. Даже если отбросить сказочные преувеличения, поток рабов в указанное время был громадным. По данным Ибн Фадлана и Ибн Хордадбеха – каждый караван вез рабов из указанных стран ко двору халифа и его приближенных. Рабы делились и по цене, и по качеству. Были созданы точные наставления и указатели, как правильно выбирать рабов и рабынь.

"Собираясь покупать рабов, будьте осторожны, – указывает покупателям советник XI века из Персии в работе, известной как "Габус-наме" ("Записки Габуса"). – Особенно сложная наука – покупать рабов мужчин, так как многие из них только выглядят хорошо, но на деле выходит все наоборот". "Многие думают, что покупка рабов – такая же форма торговли, как и все остальные, – добавляет автор. – На самом деле, искусство покупки рабов – это отдельная ветвь философии".

Одна из глав дает следующие советы: "Бойтесь желтизны кожи, это верный признак застоя крови и больного желудка. Уложите свою будущую покупку, давите на кожу с двух сторон и внимательно осмотрите на предмет воспалений или боли. Еще раз поищите "скрытые проблемы", такие как дурной запах изо рта, глухота, заикание или уплотнения на деснах. Следуйте этим инструкциям (и многим другим кроме них), и вы не будете разочарованы". В Средней Азии ценились ловкие рабы, которых получали в результате набегов на кочевья басмылов и кимаков, племена которые жили от гор Тянь-Шаня до гор Урала.

Вся среднеазиатская торговля живым товаром в Х в. практически оказалась в руках хорезмийских купцов. Они вывозили тюркских рабов в страны халифата, ввозили рабов из Булгара в Среднюю Азию. Связи работорговцев Хорезма были как с Хазарией, Волжской Булгарией, Киевской Русью, Скандинавией, Китаем, Индией, Хорасаном, Гурганом и Восточной Европой, так и с кочевниками Приаралья, Дешт-и Кипчака и Семиречья. Таким образом, в Х-ХI вв. в Средней Азии наблюдался интенсивный рост работорговли, связанный с дальнейшим развитием социальных и экономических отношений на всем исламском Востоке.

ВОСТОЧНЫЙ БАЗАР

В Самарканде в то время находился самый крупный невольничий рынок, и он считался поставщиком самых лучших белых рабов и наложниц, привозимых сюда караванами. В этом городе рабов разделяли на следующие категории: а) обыкновенный раб; б) раб в залог; в) пленный раб; г) приемный раб.

Базары для торговли людьми возникли по всему Великому шелковому пути. Помимо Самарканда рынки для рабовладельцев существовали в Бухаре, Бинкате, Хадистане, Узгене, Термезе, Балхе, Герате, Нишапуре и во многих других городах. Базары выступали в них центром купли-продажи рабов, их оценки и переоценки. На рынках указанных городов находилось огромное количество разнообразных рабов и рабынь. Отсюда невольники расходились по окрестностям. И покупателям всегда был представлен широкий выбор. Им могли предложить пленников как местного азиатского происхождения, так и привезенных из других мест.

Географ аль-Истахри, побывавший в Самарканде, писал, что "Самарканд – рынок Мавераннахра и место стечения купцов, большая часть рабов Мавераннахра попадает в Самарканд, а затем расходится по другим областям".

По данным Истахри и Ибн Хаукаля, становится известно описание базара Нишапура. Рынок там был снабжен всеми удобствами для приезжих купцов. В помещениях и караван-сараях базара останавливались торговцы со своими товарами. Караван-сараи по размерам и по своей оживленности соответствовали целому рынку другого города, где не процветала работорговля.

Нишапурские базары имели бесчисленные торговые ряды, среди которых особенно многочисленным был невольничий ряд. Здесь же происходил торг и оценка, и здесь же проводились процедуры "сертификации" живого товара, среди которых была ужасная процедура оскопления юношей, из которых делали евнухов для гаремов.

Великий шелковый путь на самом деле являлся основным путем работорговли в Евразии. И система в целом оказалась достаточно устойчивой. Выжить в течении почти нескольких столетий ей помогало то, что основные участники находились в постоянном движении. В орбиту маршрута на протяжении его существования попадали все новые и новые страны и народы, где работорговля оставалась как одной их важных основ товарной политики.

В статье использована информация из Kghistory.akipress.org