Кто из нас не знает знаменитого художника Исаака Левитана? Мы помним его красочные пейзажи еще со страниц школьных учебников. Благодаря художнику стал известен и небольшой волжский городок Плёс, вдохновившись пейзажами которого, Левитан нарисовал множество талантливых работ.
На одной из центральных улиц Плёса можно увидеть «Кофейню Софьи Петровны Кувшинниковой». Неискушенных в биографии художника туристов может заинтересовать, а что это за Софья такая, в честь которой в городе, воспетом многими художниками, назвали заведение?
Дочка состоятельного чиновника, Софья Сафонова уже в юности поняла, что не может жить без искусства: она музицировала, играла в любительских спектаклях, увлеклась живописью. «Поклоняясь театру, музыке, всему прекрасному, доблестному, я часто сталкивалась с очень интересными людьми», — напишет девушка в своих мемуарах.
Кувшинниковой же Софья стала, рано выйдя замуж за Дмитрия Кувшинникова, бывшего намного старше ее. Кувшинников был полицейским врачом и страстным, самозабвенным охотником. В начале 1870-х художник Василий Перов напишет с него одного из трёх «Охотников на привале» (того, что слева).
Кувшинниковы жили в четырёхкомнатной квартире неподалеку от Хитрова рынка, в которой Софья Петровна устроила так называемый салон – место встречи творческих людей. У них можно было встретить драматическую актрису Марию Ермолову, оперного тенора Лаврентия Донского. В салоне Кувшинниковых бывали и братья Чеховы — Николай, художник, и Антон, писатель. Софья Петровна была душой своего салона —музыканты-профессионалы восхищались её игрой, ценители живописи положительно отзывались о ее художественных работах.
«Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Все у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла, на них положены матрацы под коврами. На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети», — писал о Кувшинниковой Михаил Чехов (брат Николая и Антона Чеховых) в книге «Вокруг Чехова: встречи и впечатления».
По самой распространенной версии, Левитана в салон Кувшинниковой привёл его друг, доктор и писатель Антон Чехов. Страдающий меланхолией художник недавно стрелялся, но выжил. Антон Павлович счёл, что не худо бы «развеять» Левитана в приятном обществе. Познакомившись с художником, Софья Петровна оценила его талантливые работы и поинтересовалась у Левитана, не даст ли он ей несколько уроков рисования - тот не отказался.
Вместе с Левитаном и его другом, художником Алексеем Степановым Кувшинникова начала ездить на этюды. Весной 1888 года они отправились на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли маленький живописный городок Плёс, в котором решили задержаться и пожить некоторое время.
В процессе обучения у Левитана и Кувшинниковой завязался роман. Рядом с Левитаном Софья Кувшинникова выросла в настоящего художника — одну из ее работ приобрел для своей галереи Павел Третьяков.
Как-то по просьбе Левитана в один из приездов в Плёс знакомый священник отслужил службу в ветхой церквушке, уже давно закрытой и заброшенной.
«Странно звучали удары старого, словно охрипшего маленького колокола… Где-то вверху на карнизе ворковали голуби… Левитан был тут же с нами, и вот, только началась обедня, он вдруг волнуясь стал просить меня показывать, куда и как ставить свечи… И все время службы с взволнованным лицом стоял он подле нас и переживал охватившее его трепетное чувство»,
- вспоминала в своих мемуарах Софья Петровна. В те годы, рядом с Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе полотно «Над вечным покоем».
В течение восьми лет Кувшинникова будет помогать Левитану во всем – она будет создавать для него уют в съемных домиках во время их поездок, будет рядом во время блужданий по лесам в поисках лучшей натуры, а после будет создавать настроение для написания шедевров (пока Левитан писал «Над вечным покоем», Софья играла ему на рояле Героическую симфонию Бетховена, чтобы создать нужный патетический настрой). Левитан писал ее портреты, а она была с ним рядом в самые мрачные минуты его душевных терзаний, свойственных его депрессивной натуре.
Антон Чехов не одобрял связи друга с Софьей Петровной, поэтому изданный им рассказ «Попрыгунья» многие восприняли как дерзость в сторону Кувшинниковой. В рассказе Софья узнала себя в образе главной героини – охотницы за знаменитостями. Кувшинникова обиделась на Чехова, по ее инициативе отношения Левитана и Чехова были разорваны на три года. Антон Павлович лишь однажды высказался по поводу рассказа и сложившейся ситуации:
«Вчера я был в Москве, но едва не задохнулся там от скуки и всяких напастей. Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей “Попрыгуньи”, и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником».
По воспоминаниям брата писателя Михаила Чехова дело чуть не дошло до вызова его брата на дуэль. В январе 1895 года благодаря переводчице и драматургу Татьяне Львовне Щепкиной-Куперник Левитан помирился с Чеховым.
Но роман Левитана и Кувшинниковой на тот момент уже не был тайной ни для кого из окружающих. Муж Софьи Петровны закрывал глаза на отношения жены с художником и продолжал оберегать её и поддерживать, принимая Левитана у себя дома. По воспоминаниям гостей Кувшинниковых, Дмитрий Павлович, не участвовавший в шумных посиделках людей искусства, по-прежнему в 9 часов вечера щедрым жестом приглашал всех к столу.
Отношения возлюбленных резко прекратились – Левитан встретил другую, что для Кувшинниковой стало неожиданным ударом. Летом 1894 года Левитан вместе с Софьей поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашённая Софьей Петровной. В соседнее имение Горка приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерями, — члены семьи заместителя градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Татьяна Щепкина-Куперник так описала завязку и развитие последующих событий:
«Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника [Ивана Николаевича Турчанинова], имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живёт знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень soignée, с подкрашенными губами (С.П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки… И вот завязалась борьба.
Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма… Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ „на охоте“. Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной…
Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни.»
Оскорблённая Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном. После расставания с художником Софья Петровна ещё дважды приезжала в Плёс и писала этюды – в 1895 и 1897 годах.
«После разрыва с Левитаном Софья Петровна как-то вся словно потухла, — рассказывает Т.Л. Щепкина-Куперник, — По-прежнему в ее русской столовой собирались друзья за скромными ужинами, по-прежнему какие-то художники писали с ней этюды летом; были у нее и романы — но все это было уже не то… Воспоминание о Левитане навсегда осталось для нее самым дорогим в жизни, и написанные ею после его смерти страницы о нем — необыкновенно трогательны и прекрасны: она не дала никакой личной обиде вкрасться в свои воспоминания о нем».
Софья Петровна пережила Левитана и своего мужа. Кувшинникова умерла в 1907 году, заразившись тифом во время ухаживаний за одной одинокой женщиной, болевшей этой коварной болезнью. Московские вести писали 3 сентября 1907 года:
Вчера похоронили художницу С. П. Кувшинникову. Покойная была чрезвычайно богато одарённая натура, и в течение долгого периода времени вокруг неё собиралось огромное общество, состоявшее из художников, артистов, литераторов, певцов, — вообще деятелей всякого рода художественного творчества. <…>
Покойная скончалась лет 50-ти. Смерть её явилась неожиданностью для окружающих: покойная гостила у своих знакомых в имении по моск.-каз. жел. д. и там заболела дизентерией, отчего и умерла. Отпевание и погребение совершено в Скорбященском монастыре. На гроб возложено много венков.
Могила Софьи Петровны Кувшинниковой не сохранилась. Большая часть её картин в свое время разошлась по частным коллекциям, часть из них находится в Плесском музее-заповеднике. Советуем и тебе, читатель, посетить этот маленький волжский городок, насладиться его пейзажами и непременно заглянуть в кофейню Софьи Петровны Кувшинниковой, вспомнив эту удивительную женщину, чья жизнь была короткой, но яркой и наполненной любовью к творчеству.
Еще больше интересного об отечественной культуре и искусстве вы найдете в нашем сообществе Вконтакте Сивцев Вражек: https://vk.com/sivrazhek