Священное Писание нередко говорит о житейских испытаниях и страданиях, как о подвиге, который предоставляется человеку для достижения высшей награды на небе. Так, например, апостол Петр пишет: Возлюбленные! Огненнаго искушения, для испытания вам посылаемаго, не чуждайтесь, как приключения для вас страннаго, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1Петр. 4, 12–13).
Книга Откровения святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) служит яркой иллюстрацией достижения праведниками этой небесной славы.
Подвиги и страдания праведников бывают двух видов: добровольные и невольные. К добровольным подвигам относятся: усиленная молитва, пост, добровольная нищета, воздержание от брачной жизни, богомыслие и разные дела благочестия, ведущие к очищению сердца и снисканию Божией благодати. С древних времен люди, желающие всецело посвятить свою жизнь Богу в таких подвигах, принимали монашество. Подвиг этот именуется преподобством, а удостоившиеся святости за этот подвиг именуются преподобными. К невольным страданиям относятся перенесение гонений, лишений, мучений и насильственной смерти ради веры христианской. Подвиг этот именуется мученичеством. Эти два вида подвига – мученичество и преподобство – проходят через всю историю Церкви Христовой, и каждый христианин, в меру своих сил и усердия, приобщается то к одному, то к другому виду подвига.
В Апокалипсисе мы видим представителей этих двух подвигов: мучеников (в 6-й и 7-й главах) и преподобных (в 14-й главе). В видениях, описанных в этих главах Откровения, мы видим исполнение обещания Спасителя: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его (Апок. 3, 21).
Описание небесного мира начинается с видения Бога Отца: И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису, и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белыя одежды и имели на головах своих венцы. И от престола исходили молнии, и громы, и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих; и пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади... и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, ест и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Апок. 4, 2–11).
Кристальное море перед престолом символизирует спокойствие и безмятежие небесного мира в противоположность треволнениям земной жизни, которая подобна «житейскому морю, воздвизаемому зря, напастей бурею». Двадцать четыре старца, окружающие престол, являются представителями ветхозаветной и новозаветной Церкви, это – пророки и апостолы.
Далее, с 5-й главы, тайновидец переходит к более подробному описанию престола и тех, кто его окружает, и, в первую очередь, описывает видение Агнца Божия, Который находился среди престола и имел закланный вид, то есть выглядел, как ветхозаветный пасхальный агнец, принесенный в жертву. Несомненно, что под Агнцем надо понимать Сына Божия, о Котором святой Иоанн Креститель говорил: вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Под снятием печатей таинственной книги надо понимать раскрытие судеб человеческой истории, которые до своего исполнения известны только всеведущему Богу. Минуя здесь подробности этих событий, остановимся на их результатах.
Когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Апок. 6, 9–11).
Знаменательно то, что небожители, зная заранее о предстоящих гонениях, не препятствуют им, но предоставляют возможность верующим, как и себе, получить небесную славу за страдания и этим «дополнить (на небе) число» победителей. Если смотреть на жизнь духовными глазами, то страдания за имя Божие есть не столько необходимость, сколько великая честь и возможность для человека приобщиться к славе Христовой, как пишет святой апостол Павел: Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1, 29). Страдания эти являются только внешним испытанием для верующих. Их духовная природа совершенно недоступна диаволу и слугам зла. Верующие ограждены от зла таинственной печатью Божией, под которой следует понимать благодатъ Святого Духа. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живого. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых... После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белыя одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их (Апок. 7, 2–4, 9–17).
Число 144.000, как и другие числа в Апокалипсисе, имеют не количественное, но символическое значение, о чем нет надобности сейчас говорить. Описав мучеников, тайновидец далее описывает видение представителей добровольного подвига, преподобных. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним 144.000, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильнаго грома, и услышал голос, как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как бы новую песнь перед престолом и перед четырьмя животными и старцами, и никто не мог научиться сей песне, кроме сих 144.000, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как непорочны пред престолом Божиим. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Апок. 14, 1-5. 12-13).
Гусли символизируют ту великую внутреннюю гармонию, которую достигли девственники за свои подвиги очищения сердца. Эта чистота делает их особо близкими Богу.
Все видения Апокалипсиса говорят о тесной духовной связи небесно-земной Церкви. Читая эту священную книгу, мы видим, что святые принимают живое участие во всех испытаниях, через которые проходят их младшие братия на земле, и укрепляют их в этих испытаниях своими молитвами. Эта молитва символически изображается под видом фимиама, возносимого из священной кадильницы, как мы читаем в 8-й главе: И пришел иной Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Апок. 8, 3–4).
Человек, погруженный в житейскую суету, забывает о небе и о том, что святые заботятся о нас и помогают нам. Наш православный храм и наши богослужения напоминают нам о духовном единств небесно-земной Церкви. Если мы всмотримся более внимательно в приведенные здесь видения Апокалипсиса, то мы увидим поразительное сходство с нашим храмом и чином литургии. На небе престол и закланный Агнец, старцы в золотых венцах, окружающие престол, семь светильников, кадильница с фимиамом и лики предстоящих. Как близко это описание совпадает со всем тем, что происходит у нас в алтаре во время Божественной литургии! И у нас, как на небе, есть престол и Агнец в Священных Дарах причастия, старцы-священнослужители, окружающие престол, семисвечник, кадило с возносящимся благоуханным дымом. Здесь священнослужители с певчими и богомольцами объединяются с Ангелами и святыми в один хор для прославления Бога, в Троице поклоняемаго: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея...» Действительно, в нашем храме все напоминает нам это и поддерживает нашу связь с небесной Церковью. Будем же дорожить нашей принадлежностью к Святой Православной Церкви за ее тесную связь с небесной Церковью, наследовать которую мы все стремимся!
Епископ Александр Милеант
Из его кн.: Тайны веры. Апологетические заметки. М., Лепта, 2009 г.
Епископ Александр (Милеант Алексадр Васильевич) родился в 1938 году в Одессе. После Второй мировой войны его семья бежала на Запад и попала в Аргентину. В Буэнос-Айресе Александр получил университетское образование, иподьяконствовал у правящего архиерея. В 1963 году поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле. Здесь состоялись его диаконская и священническая хиротонии, но вместе с тем Александр продолжал свое светское образование по электронике и работал в НАСА. Хорошее владение компьютерами впоследствии помогло ему наладить выпуск миссионерских листков. В 1995 году он был пострижен в монашество. В 1998 году рукоположен во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. Скончался 12 сентября 2005 года.