Китайский художник Ай Вэйвэй в 2010 году усыпал пол самого большого зала лондонского музея Тейт Модерн 100 миллионами фарфоровых семян подсолнечника. В этой статье попробуем разобраться, о чем говорит со зрителем это произведение современного искусства.
Про автора
Ай Вэйвэй родился в 1957 году в Пекине. А в 1981 году он приехал в Нью-Йорк с 30 долларами в кармане и не зная ни слова по-английски. Будущий художник бежал из страны, которая затравила его отца-поэта. Ай опасался, что может стать следующим в списке жертв коммунистического режима.
В 1982 году Ай Вэйвэй поступил в нью-йоркскую Школу дизайна «Парсонс». До 1993 года он жил в США, затем ему пришлось вернуться в Китай из-за болезни отца. Художник жил и работал на родине, но неоднократно подвергался «санкциям» со стороны властей: его избивала полиция, ему запрещали выезд из страны, снесли мастерскую художника и запрещали его выставки.
В 2011 году Вэйвэй был арестован, его супруга и сотрудники были задержаны на время обысков. По официальной версии, Айя подозревали в экономических преступлениях. Поддержку художнику высказали представители множества стран — художники, журналисты, музеи, общественные организации, на улицы Гонконга выходили протестующие. Спустя почти три месяца художник был освобождён с формулировкой «как признавший свою вину и по состоянию здоровья», однако сторонники Вэйвея считают, что Пекин попытался «сохранить лицо».
После этих событий было объявлено о переезде Вэйвэя в Берлин в связи с политическими преследованиями. Затем он успел пожить в Великобритании и в Лиссабоне.
Кстати, в 2011 году Ай Вейвей занял первое место в списке «Сто самых влиятельных персон в арт-мире». Произошло это спустя год, после представления, пожалуй, его самого известного произведения — инсталляции «Семена подсолнечника». О ней далее и пойдет речь.
Про произведение
«Семена подсолнечника» — это инсталляция, впервые продемонстрированная в 2010 году в Турбинном зале Лондонской галереи современного искусства Тейт Модерн. Фактически, это просто огромный зал, пол которого покрывают более 100 млн фарфоровых семян.
Если смотреть на зал в целом, всё это множество семян создает тусклый, серый, неинтересный пейзаж. Но если рассматривать каждую семечку отдельно, взять их в руки и поразглядывать, становится понятно, что каждая из них уникальна. Они были расписаны вручную и заметно отличаются друг от друга.
Во времена Культурной Революции в Китае Мао Цзэдуна изображали на плакатах в виде солнца, а жителей страны — в виде подсолнечников, тянувшихся к нему. Своим произведением художник намекал на огромное население Китая и напоминал миру, что его соотечественники — не сплошная серая масса, которую можно бездумно топтать ногами, но каждый человек — уникальная личность со своими надеждами и мечтами. Фарфоровые семена символизируют людей, похожих внешне, но разных внутри.
Ещё одна тема затронутая художником — дешевый труд китайских рабочих. Несмотря на то, что в Китае производят свою продукцию крупнейшие мировые компании, многое по-прежнему делается вручную, а труд оплачивается копейками. Ай Вэйвэй напоминает, какой ценой дается Китаю борьба за место в мировой экономике – ценой здоровья и жизней тысяч рабочих, которые вынуждены трудиться за гроши.
Также художник говорит о том, что у понятия «Сделано в Китае» может быть не только негативный смысл. Ведь фарфор, из которого создана инсталляция, дорогой материал, который ценился во всем мире на протяжении веков.
Но, несмотря на то, что фарфор — символ благородства и роскоши, в то время как европейцы тратят большие деньги на вазы и сервизы, китайские рабочие трудятся в нечеловеческих условиях и единственная доступная им еда – горсть семечек. Вот так смыслы и форма интересно зацикливаются друг на друга.
Для создания уникальных семечек художник и сам нанял множество людей (будем надеяться, он платим им достойные деньги). Все мастера были из города Цзиндэчжэнь, известного как «столица императорского фарфора». Над экспозицией работали свыше полутора тысяч китайских рабочих в течение 2,5 лет. Было создано более 100 миллионов уникальных семян общим весом около 150 тонн. Их количество превышало население Пекина в пять раз.
Помимо прочего, Ай Вэйвэй показывает нам пример нетрадиционного использования традиционного материала, исторически занимавшего львиную долю всего экспорта Китая. Художник считает, что фарфор мог бы найти еще много применений в нашей жизни, и учит нас мыслить масштабно и креативно.
В первые дни работы выставки в Тейт Модерн зрители могли свободно ходить по семечкам, лежать на них, перебирать руками и даже забирать с собой. Сам Ай Вэйвэй считал, чтобы понять Китай, нужно иметь возможность «дотронуться» до истории. Именно поэтому инсталляция не была огорожена.
Однако, через несколько дней выяснилось, что хождение по семечкам создает много фарфоровой пыли, что опасно для здоровья. Поэтому инсталляция была огорожена. После завершения работы выставки, небольшая часть семечек была продана на торгах Sotheby's, основную же часть у художника выкупила галерея Тейт.