Столкнулся с интересной книгой, вышедшей в 1965 году, в которой, не смотря на название, не было ни слова о собственно радиотехнике. Зато сколько там полезного и интересного!
Сведения, изложенные в книге должны помочь радиолюбителю решить вопросы связанные с технологией изготовления различных деталей и конструкций любительской аппаратуры, выбрать нужный материал, способ его обработки. Рекомендации по применению основных материалов содержат некоторые простые оригинальные технологические методы и приемы, доступные для реализации в домашних условиях с применением мало дефицитных деталей.
Дума, прочитав эту книгу, можно почерпнуть много из того, что уже забыто, но может пригодиться.
Первая глава посвящена свойствам и применениям металлов и сплавов. И начинается все с различных марок стали, их маркировки. Вот, например, вы знаете, что означает 14X19H9A? А эта формула расшифровывается так : сталь содержит 0,14% углерода, 0,19% хрома, 0,09% никеля и имеет пониженное содержание вредных примесей серы и фосфора.
И приводится таблица на три страницы по свойствам и областям применения различных сталей. Вот кусочек из нее.
А если у вас есть какая-то деталь из стали или просто ее кусок, можно ли хоть примерно прояснить ее марку? Оказывается можно, и я вспомнил, как объясняли мне это в механическом цеху нашего ВНИИ.
Рассказывается о способах закалки различных инструментов, и приводится таблица для определению температуры по цвету свечения.
А чтобы определить температуру детали в диапазоне ниже 500 град. используются цвета побежалости.
А знаете, что такое воронение, оксидирование и фосфотирование? А как окрасить изделие из стали без краски? Если честно, то про окрашивание электрохимическим способом не знал, точнее знал. что такое есть, но понятия не имел о цветовой гамме. А она очень богатая в зависимости от времени воздействия тока: коричневый, фиолетовый, синий, голубой, светло - зеленый, желтый, оранжевый, красно-лиловый, зеленовато - синий, зеленый и, даже, розово-красный. Максимум - полчаса, и готово! А далее покрыть лаком и наслаждаться.
После железа - о меди и ее сплавах. О хромировании, никелировании и, самое главное, о серебрении. К сожалению, сейчас не купишь ни фотобумаги УНИБРОМ, ни фотопленки, ни фиксажа, а, тем более, в аптеке вам не предложат ляпис. А раньше все это было и серебрили, что хотели :)).
Конечно, не обошлось без рассказа об алюминии и его сплавах, методах оксидирования, пассивирования химической окраске и т.д.
Следующая глава посвящена пайке, припоям и флюсам. Все остается актуальным и сейчас.
Третья глава - о пластмассах. Что меня там поразило - так это простейшие способы изготовления композиционных материалов и деталей из них.
Вот, например, такой простой рецепт : магнезит (карбонат магния) - 35%; мелкие древесные опилки - 65% . Все это смешивается и заливается 0,1% хлорида магния до кашеобразного состояния. Из массы формуются детали или заготовки, можно методом литья.
Застывая, масса приобретает крепость камня, при этом она хорошо обрабатывается: пилится сверлится и обтачивается. Этот материал можно применять для изготовления стоек и кронштейнов и так далее. Вот как обходились без 3D-принтеров :))
Может ли жена помочь вам в вашем увлечении? Не знаю как сейчас, а раньше жена могла быть источником сырья для отливок деталей. Ведь тогда дамы носили капроновые чулки, а капрон - термопласт, т.е. его можно размягчить при нагревании и придать ему совсем другую форму :). Правда, для удобства работы нужно из подручных материалов сделать отливочную машину.
Чулки нужно постирать, обезжирить, загрузить в машину, включить нагреватель - и из литника в форму потечет полиамидная пластмасса. После остывания - деталь готова. Но, мне кажется, чтобы получить необходимое количества пластмассы, нужно собирать изношенные чулки не только у жены :)).
Четвертая глава посвящена различнейшим клеям для склеивания разнообразных материалов, различные шпатлевки, пасты краски, смывки и т.д. У меня теплые воспоминания пробудили рецепты клея для магнитофонной ленты - сколько уксусной эссенции пришлось перевести для этого!
Пятая глава - древесине, ее видах, обработке, склейке, окраске, полировке, лакировании, оклейке шпоном и т.д.. Тут все знакомо - и колонки пришлось клеить, и электрогитару шлифовать.
Очень интересна шестая глава "Технологии и конструкции". Начинается она обширным разделом о различных способах изготовления печатных плат. Самым близким к современному являлся фотометод, когда на подготовленную поверхность платы наносился самодельный светочувствительный слой, на который переносился рисунок платы контактной фотопечатью или с помощью проектора. Затем рисунок проявлялся и слой в незасвеченных местах растворялся. Оставшийся рисунок дорожек закреплялся и плата травилась. Все бы было хорошо, но исходный рисунок все равно делался рукой, тушью. Проще было бы просто наносить краску рейсфедером. Такой способ тоже описывается, правда, вместо нитрокраски, которая в то время была в любом хозяйственном магазине, предлагается использовать битумный лак, разжиженный скипидаром.
При этом говориться, что рисунок получается аляповатым, - так как лак растекается, но этого не нужно бояться. После высыхания рисунок можно корректировать скальпелем.
Для изготовления небольших партий одинаковых плат предлагается использовать метод шелкографии, в котором также используются капроновые чулки :)).
В этой же главе подробно рассказывается об изготовлении шильдиков из алюминия и меди, но основное внимание уделено способам изготовления корпусов. Причем способы эти очень оригинальные, а с другой стороны - очень простые. Вот, например, корпус телевизора, сделанный из мешковины и столярного клея.
А вот какие произведения искусства делали умелые руки из целлулоида.
Есть в этой главе информация о работе с ферритом, в основном о его правильном раскалывании. При работе с ферритами марки НМ раскалывание кольца дает интересный эффект.
Это объясняется тем, что в склееные кольца не входят в режим насыщения при протекании по обмотке постоянного тока.
Приводятся так же конструкции самодельных переключателей диапазона, а так же оригинальная конструкция "тромбонного" двухсекционного блока питания.
Ну и как же без самодельного громкоговорителя для карманного приемника.
Много еще разной информации о самодельных устройствах и инструментах есть в этой главе.
Единственная глава, в которой содержаться сведения собственно по электронике - это восьмая глава, в которой рассказывается об источниках питания и средствах малой автоматизации. Вообще - то книга вышла не 36-м году, а 65-м, когда батарейки, разве кроме Кроны, можно было купить. А тут бестрансформаторный блок питания для транзисторного радиоприемника Минск.
Уж гораздо проще было сделать трансформаторный блок питания, используя какой-нибудь трансформатор от кадровой развертки телевизора или выходного трансформатора УНЧ от телевизора или лампового радиоприемника. Что уж говорить о технике безопасности.
А вот светочувствительные приборы из полупроводниковых диодов и транзисторах приходилось не раз.
Еще одним удивительным прибором, описанном для радиолюбителей является таймер ...... из будильника. В это время для любителей фотографии уже были описаны реле времени на транзисторах с широким диапазоном выдержек.
Правда, описанный в книге девайс мог выполнять заданную программу несколько суток. Да, ведь счетчиков, делителей и и декодеров тогда в магазине купить было практически невозможно.
В заключительной главе - правила техники безопасности, а приложении - сведения о лако-красочных материалах.
Вот такая интересная старая книга.
Всем успехов и здоровья!