Как составить резюме, чтобы вас пригласили на собеседование

Чтобы HR-менеджер заметил ваше резюме из числа многих кандидатов, надо грамотно и правильно его составить. Такой подход даёт больше шансов получить приглашение на собеседование, а затем и работу. Рассказываем, как составить резюме и написать сопроводительное письмо, чтобы обратить внимание работодателя на свою кандидатуру.

Чтобы HR-менеджер заметил ваше резюме из числа многих кандидатов, надо грамотно и правильно его составить. Такой подход даёт больше шансов получить приглашение на собеседование, а затем и работу.

Что такое резюме и зачем его составлять

Это короткая анкета кандидата, который сейчас ищет работу. Она помогает на первом этапе понять, подходит ли человек для данной должности. Часто по нему hr-менеджеры оценивают опыт работы, достижения и навыки соискателя. Затем они сопоставляют их с требованиями к вакансии и понимают, стоит ли продолжить с человеком общение.

Соискатель должен в этой анкете коротко представить свои профессиональные навыки. Его задача — заинтересовать hr-менеджера, а затем и руководителя.

Чтобы составить анкету самостоятельно, нужно знать базовые принципы и правила. Они универсальны для любой должности и компании, куда хочет попробоваться соискатель.

Принципы составления резюме

Перед тем как приступить к заполнению каждого пункта, познакомимся с принципами его составления. Они касаются как содержания, так и оформления:

  1. Краткость. Например, опытные HR-менеджеры не рекомендуют делать резюме больше 2 страниц А4. Информация должна быть чёткой, исчерпывающей и «без воды». Добавляйте только ту информацию, которая будет интересна потенциальному работодателю. Рекомендуем составлять короткие и ёмкие предложения, чтобы информация легко читалась.
  2. Конкретность. Вписывайте в блоки только информацию по делу. Достижения, которые не касаются желаемой должности, не стоит добавлять. Если вы претендуете на вакансию разработчика, не нужно рассказывать об опыте работы промоутером или дополнительных курсах хиропрактика.
  3. Правдивость. Не скромничайте, когда описываете собственные достижения, но и не приукрашивайте собственный опыт, навыки и личную информацию о себе. Например, даже если обман не раскроется на этапах собеседования, вы получите работу, то позже столкнетесь с тем, что не сможете выполнить задачу, где нужны знания, о которых вы приврали.
  4. Избирательность. Соберите в резюме ту информацию, которая поможет достигнуть поставленной цели. Если вы пробуетесь на две разные должности в компании, то рекомендуем составить две разные анкеты. Они будут отличаться достижениями, навыками и опытом.

Когда вы составили первый вариант, проверьте, соответствует ли оно этим принципам. Если есть сомнения, то лучше отредактируйте его, чтобы не попасть в неловкую ситуацию с работодателем.

Как правильно составить резюме

Чтобы научиться составлять резюме, которое заметит работодатель, нужно понимать его структуру и данные, которые ожидают от вас увидеть. Рассказываем, какие блоки нужно обязательно заполнить и что в них писать.

Содержание резюме

Менеджеры отдела персонала любят структурированные резюме, где с первого взгляда можно найти всю интересующую информацию о кандидате. Раньше соискатели все эти блоки прорисовывали в редакторе самостоятельно — сейчас можно воспользоваться шаблоном, который просто нужно дополнить своей информацией. В них обязательно должны быть следующие блоки:

  1. Название. Здесь прописывают не только своё имя, но и должность, на которую претендует человек. Например: «Смирнова Ольга Сергеевна, офис-менеджер».
  2. Желаемая должность. Здесь ещё раз прописывают работу, на которую претендует человек. Если вы уверены в собственном опыте, укажите более узкую специальность: «коммерческий директор маркетингового агентства», «руководитель отдела продаж в финансовой организации» и т.д.
  3. Фотография. Резюме, где работодатель видит лицо кандидата, вызывает больше доверия.
  4. Контакты. Напишите свой номер телефона, почту или другие способы связи.
  5. Место проживания. Напишите город, район и ближайшую станцию метро, если она у вас есть.
  6. Желаемый уровень дохода. Необязательный пункт. Здесь вы можете указать ожидаемую заработную плату. Работодатель сразу поймёт, сможет ли он предложить такие условия.
  7. Обучение. Укажите ваше образование, а также тренинги, курсы, которые релевантны для выбранной должности.
  8. Опыт работы. В хронологическом порядке перечислите, в каких компаниях вы работали и какую должность занимали. Начинайте с последнего места работы.
  9. Достижения. Распишите, каких успехов вы достигли на последних местах работы.
  10. Ключевые навыки. Отметьте специфические знания, умения, которые помогут вам работать на выбранной должности.
  11. Личные качества. Опишите свои сильные стороны, которые могут повлиять на решение работодателя.

Дополнительно вы можете отметить рекомендации с предыдущих мест работы. Помните, что работодатель может позвонить указанному лицу, чтобы он рассказал об опыте работы с вами.

Рекомендации по каждому пункту резюме

Если вы знаете структуру, то все равно можете допустить ошибки при составлении самого резюме. Чтобы оно показалось интересным работодателю, заполняйте блоки с учетом наших рекомендаций:

  1. Не нужно креативить в блоке «Желаемая должность». Работодатель будет искать кандидата именно по этому пункту. Если напишите редкую должность или приукрасите её лишними словами, то вас просто не найдут в базе данных кандидатов.
  2. Фотография должна быть в деловом стиле. Сделайте портретное фото на рабочем месте или нейтральном фоне. Она должна быть реалистичной, свежей и деловой. Никаких водяных знаков, подписей и посторонних людей.
  3. Пишите только действующие контакты. По ним с вами будет держать связь рекрутер компании, поэтому номер телефона должен быть доступен, а адрес электронной почты не должен быть смешным или абсурдным. Если прикладываете ссылку на аккаунты в социальных сетях, удалите оттуда контент, которые может смутить будущего работодателя.
  4. Напишите адекватный уровень желаемого дохода. Указывайте сумму, которую хотели бы получать, но не завышайте планку. Лучший вариант — указать зарплату на 10-15% выше, чем на предыдущем месте.
  5. Добавляйте только образование по теме. Например, если вы окончили несколько вузов, напишите только о том, где вы получали специальность для этой работы. Такое же правило касается тренингов и курсов.
  6. Последовательно опишите опыт работы. В идеале блок должен выглядеть цельно и без больших перерывов. Если они были у вас в работе, обоснуйте, с чем он связан: декрет, фриланс, бизнес, семейные обстоятельства и т.д. Если опыт большой, то распишите только последние 3-5 лет.
  7. Не пишите все подряд ключевые навыки. Также расписывайте только знания, умения, которые пригодятся для специальности, на которую вы претендуете. Обязательно укажите иностранный язык, если им владеете.
  8. Не пишите банальные личные качества. Если решили заполнить этот блок, не пишите стандартные «внимательный, ответственный, стрессоустойчивый». Их можно заменить более простыми: например, «добросовестно отношусь к работе», «могу управлять командой до 10 человек» и т.д. Подумайте, какие качества вы можете выделить конкретно в себе.

Если посчитаете нужным, то можете написать дополнительные данные о себе, которые могут повлиять на решение рекрутера. Это может быть готовность к командировкам, водительское удостоверение и т.д.

Основные ошибки в резюме

Часто соискатели не получают отклика, поскольку допускают одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • нет чёткой цели поиска — соискатель сразу указывает несколько должностей в одном резюме, чем сбивает рекрутера;
  • слишком много информации — в резюме много «воды», из-за чего оно увеличивается до 3 и более страниц;
  • слишком мало информации — соискатель так сильно сокращает анкету, что рекрутер не поймет ничего и навыках, опыте работы и качествах кандидата;
  • неточности – если слова соискателя на собеседовании будут расходиться с анкетой, у менеджера появятся вопросы;
  • неподходящая фотография — фото на пляже, в путешествии, среди друзей не произведут впечатление серьёзного работника;
  • небрежность — отсутствие структуры, опечатки, пробелы говорят о безответственности человека.

Чтобы не испортить первое впечатление о себе, рекомендуем несколько раз перечитать получившееся резюме. Дополнительно вы можете проверить грамотность, опечатки на специальных сайтах «Орфограммка» или «Текст.ру».

Сопроводительное письмо к резюме

Если вы претендуете на должность, куда не набирают массово работников, рекомендуем дополнительно составить сопроводительное письмо. Оно поможет рекрутеру быстро понять, почему стоит рассмотреть вашу кандидатуру. Также советуем написать сопроводительное, если вы не совсем подходите под требования вакансии или имеете небольшой опыт работы.

В письме кратко расскажите, почему вы подходите под данную вакансию. Обращайтесь к конкретному работодателю, чтобы письмо было персонализированным. Не пересказывайте резюме, а кратко опишите, какие результаты, навыки или знания помогут выполнять должностные обязанности.

Образец резюме 2023 года

Если вы ищете работу через портал, то там чаще всего найдете собственную форму для резюме. В случае когда нужно сделать его самостоятельно, воспользуйтесь, например, таким шаблоно:

Помните, что хорошее резюме и сопроводительное письмо не гарантируют вам 100%-ое получение работы. Рекрутеры руководствуются собственными мотивами и причинами. От вас же требуется подготовить хороший отклик на вакансию, который точно заметят.