В этом году я побывала уже в нескольких волонтерских экспедициях, о которых можно почитать по ссылкам
Для меня такие путешествия всегда наполнены особым смыслом, когда ты не только погружаешься в историю, приобретаешь новые знания и впечатления, но и приносишь пользу.
Эта поездка была организована Благотворительным фондом «Белый Ирис» в рамках проекта «Шедевры русского села». Фонд существует с 2016 года и активно занимается сохранением объектов культурного наследия на сельских территориях, вовлекает в эти работы волонтеров и местных жителей, помогает возрождать жизнь деревни. Ведь, если вспомнить нашу историю, во все времена, где бы ни селились люди, они обязательно строили храм.
Я давно знакома с фондом Белый Ирис. 3 года назад принимала участие в пресс-туре в село Курба Ярославской области. В рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин» Белый Ирис взялся за восстановление уникального памятника русского зодчества конца XVIII века – храм Казанской иконы Божией Матери. Роскошный шестнадцатилепестковый объем этого храма не имеет аналогов в русской архитектуре.
Направляла средства от своих открыток на восстановление уникального храмового комплекса в селе Аксиньино Тульской области. Этот храм знаменит своим необычным завершением купола, на котором возвышается белокаменная скульптура Архангела Михаила.
А внутри храм поразил меня довольно впечатляющими остатками ротонды.
В этот раз в качестве волонтера я отправилась в Тверскую область.
Вообще Тверская губерния давно меня манила своими деревянными домиками, удивительной красоты усадьбами и храмами. Правда, судя по отчетам в интернете, большая часть исторических памятников находится либо в плачевном, либо в практически разрушенном виде. В этом плане Тверская область, увы, «лидирует». Собственно похожая судьба ждала и храм, к которому отправилась наша дружная волонтерская команда.
Ранний старт из Москвы, и вот уже за окном мелькают дивные деревянные домики.
Наш путь лежит в Торжокский район, где родился, творил и оставил после себя грандиозное архитектурное наследие Николай Александрович Львов. Каких только титулов не удостоился этот архитектор-самоучка: «Русский Леонардо», «Русский Палладио», «Гений вкуса». При этом его талант не ограничивался только архитектурой. Львов был известен еще и как график, историк, ботаник, садовод, геолог, инженер, переводчик, музыкант, поэт, драматург.
Для участников пресс-тура Белый Ирис организовал интереснейший маршрут по львовским местам. Они увидели помимо красивейших храмов загадочный погреб-пирамиду, необычный храм-мавзолей, колокольню в форме античного маяка, которая по задумке архитектора была построена с «эффектом падения». Берите на заметку, если соберетесь в те края.
У нашей же команды были другие задачи, поэтому все вышеперечисленное мы не увидели, но… Немного сбившись с пути, случайно заехали в село Васильева Гора. А тут великолепная часовня-ротонда во имя преподобного Даниила Столпника, созданная, как считают, в конце 18 века по проекту Николая Львова.
Часовня окружена шестнадцатью колоннами, на куполе возвышается ангел, а внутри уникальные росписи неизвестных художников.
Росписи этой часовни просто поражают воображение. С внешней стороны сохранились изображения апостолов Петра и Павла, Даниила Столпника и Симеона Столпника. Вместо лица у одного из святых зияет дыра…
Святые полуразвернуты в сторону главной фигуры, расположенной над входом. Все они смотрят на торжественно восседающего на облаках Христа.
А когда нам удалось «заглянуть» внутрь, то мне показалось, что я очутилась где-то в Италии в одном из храмов, расписанных в эпоху Возрождения.
И кстати, такие ассоциации не случайны. Некоторые источники утверждают, что росписи в часовне Даниила Столпника вдохновлены росписями Станца делла Сеньятура Рафаэля в Ватикане.
Не могу утверждать, так как не видела оригинала. Мне все же ближе версия, что за основу создания росписей художники взяли гравюры иллюстрированной Библии Пискатора. Она была очень популярна в то время. Но, несомненно, итальянская манера в исполнении явно присутствует.
Но вот мы прибыли в точку нашего назначенияв деревню Переслегино (бывшее село Загорье).
Здесь находится один из самых знаменитых храмов Николая Львова. Какие бы я не подбирала слова, они вряд ли смогут описать то чувство восторга, восхищения, которое я испытала при виде архитектуры храма Петра и Павла.
Причем с любой точки ощущение грандиозности и античной монументальности не покидало. Помимо этого постоянно примешивалось чувство, что не может быть, что ты сейчас в тверской глубинке, а не где-то в Риме.
Николай Львов был влюблен в итальянскую архитектуру и неоднократно воспроизводил похожие здания у себя на родине. Считается, что храм Петра и Павла повторение Иосифовского собора, который Львов проектировал по указу императрицы Екатерины в Могилеве. А вдохновился он открытым куполом римского Пантеона, в котором его поразил необычный рассеянный свет.
Эта идея нашла весьма оригинальное воплощение в русских реалиях. Открытый купол не совсем наша история, учитывая, что у нас далеко не итальянская погода. Дождь, мороз и снег не самые подходящие спутники для открытого купола, поэтому Николай Александрович придумал гениальное решение – двойной купол.
Это завораживающее зрелище, когда во время экскурсии мы любовались, как «мистически» падающий сквозь 12 окон барабана свет, отражаясь от нижнего купола, освещал 12 фресок с изображениями апостолов… И в это время медленно, словно из другой реальности, из-под купола к нам опустилось перышко.
Слово чудо в этом месте еще на раз возникало в наших сердцах. Разве не чудо две парные звонницы над входом.
Настоящим чудом стало солнце, которое вышло во время молебна настоятеля Петропавловского храма Александра Рабцуна.
И у меня до сих пор мурашки по всему телу от выступления лауреата международных и Всероссийских конкурсов оперных исполнителей в России, Италии и Греции сопрано Ирины Величко. По ссылке смотрите видео с фрагментом исполнения.
Мощный голос Ирины и ее образ невероятно органично вплелись в коллонаду и античную архитектуру храма. Восхитительное исполнение словно перемещало нас во времени.
А еще я успела набросать небольшой скетч храма. А московский художник написал живописную картину маслом.
После Переслегино мы заехали посмотреть еще одну архитектурную жемчужину Николая Львова. Но это уже совсем другая история.
На средства Фонда президентских грантов и частные пожертвования фондом Белый Ирис были выполнены первоочередные противоаварийные и консервационные работы.
Проект «Шедевры русского села» продолжается и впереди еще много работы. Если у вас возникло желание помочь в сохранении объектов культурного наследия, всю актуальную информацию смотрите на официальных страницах фонда.
И до новых путешествий со смыслом!