Найти тему
Мастер Творцов

Уильям Блейк – «Песни Невинности и Опыта» (1789-1794 годы)

Уильям Блейк – «Песни Невинности и Опыта»
Уильям Блейк – «Песни Невинности и Опыта»

«Песни Невинности и Опыта» – это сборник стихов, написанных и иллюстрированных лично самим Уильямом Блейком (годы жизни 1757-1827), который демонстрирует нам его равное мастерство в поэзии и художественном искусстве. Блейк сам напечатал коллекцию, используя новаторскую технику, которую он назвал «иллюминированной печатью»: для начала печатные формы изготавливались путём нанесения текста и изображения – задом наперёд и одновременно – на медные листы с использованием чернил, непроницаемых для азотной кислоты, которые затем применялись для размывания пробелов между строками.

После первоначальной печати книги в отдельные издания при помощи акварели туда были добавлены и новые детали. Учитывая его склонность к видениям, Блейк утверждал, что данный метод был подсказан ему духом умершего родного брата – Роберта. «Песни Невинности» первоначально были опубликованы самостоятельно творцом в 1789 году.

Его спаренная с этой версией работа под названием «Песни Опыта» последовала в 1794 сразу после Французской революции, причём более мирские и тревожные темы второго тома отражают растущую вовлечённость Блейка в политически неспокойную эпоху.

Обложка творения «Песни Невинности и Опыта» включает в себя подзаголовок «Два Противоположных Состояния Человеческой Души», с отсылкой к противоположным сущностям, которые Блейк умело использовал, дабы оживить Вселенную. Они изображаются на протяжении всего сборника с помощью ряда контрастирующих друг с другом образов и намёков. Под подписью изображаются мужчина и женщина, предположительно это Адам и Ева, чьи тела отражают друг друга, правда, при этом, они соединены ногой Адама, что является ещё одним указанием на двойственность, действующую в самой книге.

Использование ярких цветов, а также интенсивность и плавность линий Блейка создают ощущение драматизма, хорошо дополненное мучительным видом фигур. В то же время танцевальная направленность их тел создаёт собой почти детское ощущение игры, что сильно противоречит возвышенному характеру всего проекта в целом.

Совсем не оценённые при его жизни, иллюминированные книги Блейка теперь причисляются к величайшим достижениям романтического художественного искусства. Они указывают нам на его кустарный подход к своему ремеслу, оказавший влияние на так называемое «кустарное производство» всех последующих поэтов-гравёров, таких как Уильям Моррис (годы жизни 1834-1896), и на его лютую ненависть к печатному станку и механизации в целом.

Вопрос, лежащий в основе данной коллекции, заключается в том, как великодушный Бог мог запросто оставить место и добру, и злу – или же, скорее всего, невинности и опыту – во Вселенной, этим двум таким необходимым и противоположным силам, суммированным в контрастных образах «ягнёнка» и «тигра» – героев двух самых известных стихотворений этой последовательности.

Влияние того самого «тигра» Блейка, в частности его глаз, как говорится в книге, «ярко горящий в ночных лесах», отражается в истории литературы и художественного искусства, просачиваясь в массовую культуру сразу множеством разных способов.

  • Художник – Уильям Блейк
  • Название – «Песни Невинности и Опыта»
  • Год создания – 1789-1794
  • Размеры – в зависимости от печатного издания
  • Материал – Перо и акварель
  • Место нахождения – во многих книжных магазинах планеты