Найти тему
Кочетов Алексей

Су-35С обнаружил "невидимку" F-22 на расстоянии почти в 200 км...

6 декабря Российский борт №1 совершил перелёт из России в Объединённые Арабские Эмираты в сопровождении звена истребителей Су-35С.

И в этом событии слилось множество уникальных для всего мира факторов.

  • Я даже опущу уникальность того, что боевые истребители с вооружением летели в воздушном пространстве трёх стран, что является само по себе мировым достижением.
Су-35С взлетают для сопровождения самолёта президента России.
Су-35С взлетают для сопровождения самолёта президента России.

Су-35С - это вершина, конечная стадия модернизационного потенциала старичка Су-27, эксплуатация которого началась в 1985 году. Из планера Су-27 выжали максимум его возможностей, создав уникальный истребитель, который уже и к четвёртому поколению нельзя отнести, но и к пятому - тоже.

Зачастую западные эксперты сравнивают Су-35С именно с F-22, ибо только у него, по их словам, есть шансы противостоять российскому истребителю.

Единственное, в чём F-22 существенно превосходит Cу-35С, так это в малозаметности.

Тем не менее, Су-35С - действительно уникальный истребитель, ибо его родоначальник Су-27 во многом превосходит по своим аэродинамическим характеристикам американские F-14, F-15 и F-22.

Демонстрация Су-27 в 1989 году в Ле-Бурже только подтвердили опасения западных специалистов. Пилот британских ВВС Джон Фарлайт тогда заявил: "Виктор Пугачёв (пилот Су-27) делал вираж в 360 градусов за 10 секунд, средняя скорость на вираже составила 36 градусов/с. А мы тогда лишь надеялись, что наш истребитель следующего поколения сможет достигнуть 25 градусов/с".

Это та скорость, с которой пилот способен развернуть самолёт, чтобы весь комплекс вооружения был готов к атаке.

Для дальнейшего увеличения манёвренности новые модификации Су-27 стали оснащаться передним оперением, а позже - двигателями с отклоняемым вектором тяги.

Прародителем Су-35С стал экспериментальный Су-37, в народе получивший прозвище "Терминатор". Возможности истребителя впечатлили многих, американцы даже показали его манёвры в передаче на телеканале "Дискавери" о разработке и создании F-22, окрестив Су-37 "повелителем неба".

Кадры с Су-37 по телеканалу "Дискавери".
Кадры с Су-37 по телеканалу "Дискавери".

Собственно, так весь мир и узнал, на что способен планер "Су-27" при оснащении двигателем с отклоняемым вектором тяги.

В 2002 году, в ходе очередных испытаний, потерпел крушение Су-37, поэтому программу решили не продлевать, а многие наработки - направить на проект Су-35, который создавался с применением технологий от истребителя пятого поколения ПАК ФА (сегодняшний Су-57).

Су-35С и Cу-57
Су-35С и Cу-57

Первый полёт опытного Су-35С состоялся 19 февраля 2008 года. Самолёт штатно оснастили новыми двигателями АЛ-41Ф-1С с всеракурсным управляемым вектром тяги. Более мощные двигатели, способные развивать тягу в 14 500 кгс (на 2000 кгс больше, чем предыдущие модели), позволили сохранить манёвренность Cу-37 без применения переднего оперения, что, в свою очередь, позволило добиться снижения радиолокационной заметности до 10 раз.

Переднее горизонтальное оперение Су-37
Переднее горизонтальное оперение Су-37

Истребитель начал эксплуатироваться в 2014 году, на данный момент на вооружении России стоит уже 100 экземпляров Су-35С.

  • Китайцы заинтересовались этим истребителем, особенно его двигателем и радаром.
Кабина пилота Су-35С
Кабина пилота Су-35С

Дело в том, что в ходе испытаний в Китае радар Су-35С обнаружил малозаметную крылатую ракету с ЭПР 0,01 м² на расстоянии в 130 км. Этот рекорд до сих пор никем не побит. Обнаружить на такой дальности столь малозаметные цели могут только самолёты "АВАКС" - специально созданные самолёты дальнего радиолокационного обнаружения типа российского А-50/А-100 и американского Boeing E-3 Sentry/Boeing E-767.

 А-50 - самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) на базе Ил-76.
А-50 - самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) на базе Ил-76.

После этого Китай закупил 22 истребителя Су-35С.

Солидную дальность полёта Су-35С унаследовал от предшественника. Он способен пролететь без дозаправки и подвесных топливных баков почти 3600 км, имея на борту полный боекомплект.

Такие параметры дальности полёта не доступны ни одному другому тяжелому истребителю, за исключением случаев применения подвесных топливных баков.

Звено Су-35С, сопровождающие самолёт Путина 6 декабря 2023 года.
Звено Су-35С, сопровождающие самолёт Путина 6 декабря 2023 года.

Вы можете задать справедливый вопрос: а зачем нужны истребители четвёртого поколения, даже модернизированные, если уже появилось пятое поколение? Отвечаю: пятое поколение истребителей не имеет столь значительного преимущества перед глубоко модернизированными истребителями четвёртого поколения, как предполагалось ранее.

Единственное их преимущество - малая заметность, которая эффективно противостоит радарам, принцип действия которых основан на эффекте Доплера.

Даже малозаметный истребитель обнаруживается современными самолётами четвёртого поколения оснащенные радарами с фазированной антенной решеткой на расстоянии 130 км. Зачастую в арсенале даже нет ракет, способных сбить цель на такой дальности.

Как показала встреча Су-35С и F-22 над Аляской в 2018 году, Су-35С обнаружил "невидимку" на расстоянии почти в 200 км, и надёжно захватил цель на расстоянии в 150 км.

-8

После этого инцидента США (ещё до всем известных событий) начали угрожать введением санкций всем государствам, которые закупят Су-35С.

Например, Индонезия, подписавшая контракт на закупку 11 Су-35С, под давлением США была вынуждена отказаться от закупок.

Египет тоже хотел приобрести 24 истребителя Су-35С, но США пригрозили ему введением экономической блокады.

Малайзия, Индия и Иран интересовались приобретением Су-35, но США и тут подсуетились.

  • В итоге Су-35С официально стоит на вооружении только в России и в Китае.

Несмотря на всё это, как показывает практика последнего времени, к модернизированным самолётам четвёртого поколения проявляется повышенный интерес.

И немудрено, ведь тот же Су-35С способен выходить на сверхзвук без использования форсажа и запускать ракеты на сверхзвуковой скорости, а это раньше могли делать только истребители пятого поколения такие как F-22 и Су-57.

Су-35С наглядно показал потенциал модернизации, казалось бы, уже старичков. Для американцев это послужило стимулом к проведению похожей модернизации своих истребителей 4-го поколения.

  • Свою программу по закупки F-22 они свернули, а массовый выпуск F-35 приостановили. Подробнее об этом я писал тут:

И США вернулись к закупке "старичков" модернизированной версии F-15, имеющей название F-15EX Eagle II. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 2 февраля 2021 года.

США закупили 104 таких истребителя.
США закупили 104 таких истребителя.

При этом в 2023 году, в конгрессе, обсуждалось списание 33 истребителей "F-22 Raptor" первых выпусков. Было заявлено, что эти истребители более не являются боеспособными и бесполезны для ВВС США, так как требуют больших средств на обслуживание.

Так что рано ещё списывать со счетов истребители четвёртого поколения. Даже Китай, наклепавший уже 150 штук своих истребителей пятого поколения "J-20", не спешит заменять им свои истребители "J-10" и "J-16", а наоборот - наращивает их выпуск. Причём, динамика роста производства истребителей четвёртого поколения значительно превышает производство истребителей пятого поколения.

Количество типов боевых самолётов Китая. К взятию Тайваня готовятся?
Количество типов боевых самолётов Китая. К взятию Тайваня готовятся?

Но американцы были бы не американцами, если бы не победили ненавистных им русских - правда, только в кино. Спасибо, что есть Голливуд, благодаря которому можно сбить в воздушном бою русские "терминаторы".

Я говорю о фильме "Стелс" 2005 года выпуска, где показано, как реально существовавшие Су-37 вступили в бой с компьютерной выдумкой американцев - гиперзвуковым истребителем ШЕСТОГО поколения F/A-37. Пилот этого чуда техники и его напарник - сверхразвитый ИИ - браво расправились с "Сушками", хоть и не без эксцессов.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Этот эпизод подвергся критике и получил негативные комментарии даже в самих США. Поэтому в следующем подобном фильме - «Топ Ган: Мэверик» 2022 года выпуска - Том Круз на давно списанном и снятом с вооружения "F-14" расправляется сразу с двумя "Су-57". Вот она - месть по-американски.

  • А мы пока вернёмся к реальности, где американцам похоже ничего подобного не светит.

Cу-35С, которые сопровождали нашего президента на пути к шейхам, явно заинтересовали как ОАЭ, так и Саудовскую Аравию. Скорее всего, их военным на закрытой от публики и прессы встрече были подробно продемонстрированы эти боевые истребители и комплекс их вооружения.

Посмотрим, появятся ли какие-нибудь контракты с этими странами.

Тем не менее, вряд ли даже такие истребители, как Су-35С или F-15EX Eagle II, будут отвечать требованию времени после 2035 года, ибо развитие средств ПВО и беспилотных ударных технологий, а также активная разработка истребителей уже шестого поколения и новых квантовых радаров - всё это не оставит шансов на завоевание превосходства в воздухе истребителям четвёртого поколения, как их ни модернизируй.

И про квантовые радары - это не бред. Это технология под названием "Радиофотонная РЛС (РОФАР)", которая активно разрабатывается сегодня в России, США, Китае и Франции. РОФАР создаётся не для Су-57, как принято думать, а для "ПАК ДА" и истребителей шестого поколения, которые будут в базовом варианте полностью беспилотными и только опционально — пилотируемыми.
Поговаривают, что есть первые прототипы подобных технологий. Но это неточно.
Поговаривают, что есть первые прототипы подобных технологий. Но это неточно.

США, например, ещё до закупки F-15EX Eagle II признали, что после 2028 года он будет менее эффективен в условиях всё большего распространение таких систем ЗРК, как С-400. Но сегодня его закупка более целесообразна для ВВС США чем тот же F-35.

Да, против Турции, посмевшей закупить у России комплексы С-400, незамедлительно были введены санкции со стороны США. Кто бы сомневался...

На основании всего вышесказанного можно смело заявить, что сегодняшние истребители пятого поколения не могут полноценно заменить проверенных временем "старичков" четвёртого поколения.

Вероятно, такие истребители, как Су-35С, F-15EX, JAS 39E/F и Dassault Rafale, останутся в строю вплоть до появления шестого поколения.

Потому не удивительно, почему именно Су-35С сопровождали Борт номер 1.

Постскриптум.

Дискуссионный клуб:

Что за истребители сопровождали самолет президента? | Кочетов Алексей

Статьи выходят благодаря поддержке подписчиков-спонсоров и вашей поддержке!