На сегодняшний день российско-китайские туристические отношения имеют большое значение для обоих государств. Китай является одним из крупнейших и перспективных туристических союзников для России и многих стран мира.
По данным Министерства культуры и туризма КНР за 2023 год Китайские граждане составили четверть въездного турпотока в Россию за три квартала 2023 г., что сделало его абсолютным лидером въездного туризма в нашу страну.
Стоить отметить важный факт: в 2002 году Россия была включена в перечень стран, неофициально рекомендованных для китайцев властями КНР. То есть, поездки в Россию с туристической целью рекомендуют в туристических фирмах, на выставках, в сети Интернет. Это предоставляет большую возможность для нашей страны в увеличении потока китайцев, а тем самым развитию туризма в целом.
На сегодняшний день со стороны России для китайских туристов создана программа безвизового въезда в нашу страну для групп от 5 до 50 чел. сроком до 15 дней. В скором времени планируется уменьшить количество человек в группе от 3 и продлить количество дней до 21, и создать ещё более лояльные условия безвизового въезда в Россию для туристов из Китая.
С целью привлечения большего потока туристов из Китая в Россию, а также качественного приёма гостей из Поднебесной была создана программ "China Friendly"
После того как с 1 августа 2023г. был возобновлён безвизовый режим для групповых туристических поездок между Россией и Китаем, и увеличился поток китайских туристов в Россию, а также увеличился спроса на услуги гостиниц, ресторанов, кафе и других предприятий сервиса и туризма, у владельцев и управляющих этими предприятии появляется всё больше вопросов по предоставлению услуг на высоком уровне именно для данной целевой группы: ведь существуют видимые различия в вопросах культуры, этики и нормах поведения в обществе, значительный языковой барьер.
В связи с этим, на сегодняшний день в России можно выделить следующие основные проблемы, которые относятся к приему и размещению китайских туристов:
1) нехватка квалифицированного персонала, свободно владеющего китайским языком. По данным опроса, проведённого при поддержке Федерального агентства по туризму, 49% туристов из Азии отмечают языковой барьер как главную сложность при поездке в Россию.
Как известно, восточные языки являются самыми сложными для восприятия теми, кто ими не владеет. Китайский язык относится к группе синотибетской языковой семьи и состоит из сильно различающихся между собой диалектов. Всего их выделяют десять.
Они различаются между собой фонетикой, лексикой и, в какой-то степени, грамматикой. В связи с этим, существует принятый в Китае нормативный китайский язык, который называется “путунхуа” в переводе “общий язык”. Это понятие относится к устной речи.
“Путунхуа” принят как государственный язык и активно используется в различных источниках СМИ. В России “Путунхуа” владеют только профессиональные переводчики, но не все они заинтересованы работать в сфере туризма. Это вызывает острую нехватку квалифицированного персонала и понижает уровень оказываемых услуг.
2) Ко второй основной проблеме можно значительные культурные различия. 40% опрошенных респондентов из Китая отметили эту проблему. В первую очередь, стоит отметить, что культура китайского народа специфична и сильно отличается от других культур. В силу разницы традиций, обычаев, норм поведения в обществе, привычек у китайских туристов существует ряд особых требований к предприятиям сервиса и туризма, которые они готовы посещать.
Например, они любят пить травяной или зелёный чай и всегда носят с собой термос с тёплым свежезаваренным напитком. Даже в кафе, в поездах, в электричках и на вокзалах в Китае в свободном доступе есть кипяток. В России кипяток можно встретить далеко не везде. И этот момент для них является значительным минусом, который приносит им дискомфорт и портит общие впечатления от сервиса в России.
Также, стоит отметить, что нумерологии китайцы отводят большое значение. Цифры для них не только обозначают числа, но также и символы, например, они не любят нечётные числа, а цифра 4 для них ассоциируется со смертью. Из-за этого в китайских отелях не обозначается 4-й этаж. Цифра 5 для них самая значимая — она ассоциируется у них с изобилием и используется как оберег. Цифра 8 обозначает изобилие. Многие бизнесмены назначают важные сделки именно на 8 число. Этот момент стоит учитывать при расселении китайских туристов в гостиницах, при обозначении номера туристической группы и в других моментах, на которые россияне не обращают внимания, а китайцы придают этому большое значение.
3) Несоответствующие друг другу платёжные системы.
Из практических неудобств пребывания китайцев в России можно отметить, что китайцы практически всегда расплачиваются безналичным способом оплаты и наличные денежные средства носят с собой редко.
Конечно, сегодня в России практически везде можно рассчитаться по банковской карте, — но проблема заключается в том, что китайцы используют свою национальную систему — “China UnionPay”. Принимают такие карты далеко не везде. Для этого на предприятии необходимо иметь POS-терминал. Сегодня UnionPay в России продолжает активно развиваться. Можно отметить заинтересованность России в развитии данной платёжной системы. Но пока она слабо развита и это предоставляет китайцам большие неудобства.
Для устранения проблем и преодоления культурных и языковых барьеров туристическая ассоциация “Мир без границ” при поддержке Ростуризма в 2014 году создала перспективную и значимую для развития туризма программу, которая разработана для создания комфортного пребывания в России китайскими туристами — это “China Friendly” (от англ. “Дружественный Китай”).
Эта программа, помогает предприятиям туризма и сервиса создавать комфортную среду пребывания китайским туристам в России. Её главной задачей является преодоление культурных различий и оказания услуг, ориентированных на клиента, на высоком уровне.
С каждым годом число организаций, принимающих программу “China Friendly” увеличивается, на сегодняшний день в неё входят не только гостиницы и кафе, а также музеи, магазины, рестораны, торговые центры, галереи, парки, выставки, объекты инфраструктуры.
Чтобы получить Знак качества “China Friendly” предприятию необходимо оставить заявку на официальном сайте, пройти подробную консультацию по работе с китайскими туристами и взаимодействию с турбизнесом Китая, выполнить все критерии программы и пройти аттестацию.
Какие критерии задаёт программа?
Предприятие должно иметь:
- сайт;
- навигационные указатели;
- информационные материалы на стойке администратора;
- визитную карточку;
- прессу;
- информацию в номере об услугах предприятия на китайском языке;
- в организации должен работать сотрудник, говорящий на китайском языке и должна быть возможность оперативного перевода китайской речи;
- предприятие должно иметь POS-терминал с возможностью оплаты картами China UnionPay и банкомат, принимающий карты China UnionPay;
- на территории предприятия должен быть бесплатный Wi-Fi;
- горячая кипяченая вода;
- ТВ-каналы на китайском языке;
- электрические розетки стандарта КНР, либо адаптеры;
- меню ресторана на китайском и др.
После получения Знака качества “China Friendly” предприятие вместе с самой программой будет продвигаться на китайском туристическом рынке b2b:
- участие в международных туристических выставках, презентации для китайского турбизнеса и СМИ в Пекине, 5 этапов роад-шоу в городах Китая (Пекин, Гонконг, Шанхай, Пекин, Тайбэй),
- презентации проекта на профильных конференциях, форумах и других деловых мероприятиях,
- распространение специального каталога China Friendly среди туроператоров, в том числе на выставках и мероприятиях,
- рассылка электронных писем с информацией о проекте China Friendly и ее участниках по базе китайских туроператоров (более 1 000 email адресов), распространение брендированной сувенирной продукции China Friendly в Китае),
А также b2c:
- распространение туристической карты на китайском языке с информацией о проекте China Friendly и его участниках в аэропортах, на стойках регистрации в отелях и гостиничных номерах;
- продвижение программы China Friendly в сети Интернет;
- размещение информации об участниках проекта China Friendly в системе бронирования для китайской аудитории;
- публикация информации об объекте в мобильном приложении для туристов (на китайском языке);
- продвижение проекта в отраслевых СМИ и блогах, популярных в Китае.
Участники “China Friendly” отмечают позитивное влияние программы на клиентопоток китайских туристов и, соответственно, значительный рост потребления услуг и продаж:
Пользу от принятия программы отмечает Генеральный менеджер отеля Crowne Plaza Moscow WTC. Приняв данную программу в декабре 2014 года, уже в январе был заметен рост туристов из Китая, приезжающих с деловыми и с туристическими целями в Москву.
Коммерческий директор гостиничного комплекса “Измайлово” отмечает, что после принятия отелем программы, значительно расширился клиентопоток, а также улучшилось понимание того, что именно ждут китайские туристы от оказываемых услуг.
Генеральный директор отеля “Аэростар” сказал, что после принятия отелем программы “China Friendly” отель стал более узнаваемый и востребованный у китайских туристов.
Управляющие следующими предприятиями: кафе “Му-Му”, торговый дом “ЦУМ”, ресторан “AQ Kitchen”, конгрессо-выставочный центр “Сокольники”, магазин “Снежная Королева” отмечают профессиональную помощь от кураторов программы, а также узнаваемость и рост спроса на услуги их предприятий у туристов из Китая.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа “China Friendly” значительно помогает предприятиям сервиса и туризма стать более известными у китайских туристов, также она помогает оказывать услуги на более высоком уровне, адаптированном под данную целевую аудиторию. Команда профессионалов, предоставляющая программу, оказывает квалифицированную помощь руководителям предприятий для более качественной работы с китайскими туристами.
Эта перспективная программа, о которой необходимо узнать и как можно большему количеству руководителей предприятий, для привлечения большего потока гостей из Китая и, как следствие, развитию туризма в России.
#РГУТИС
#нашдипломоткрываетмир
#chinafriendly
Автор статьи: Элена Шиллер
Использованные источники:
1. Таранова Ю. В. Туристический имидж страны // Имидж государства региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. отв. ред. Д. П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. С. 235-241.
2. Тарасов А.П. Забайкалье и Китай: опыт анализа международных связей. Чита: РИС ЗабГПУ, 2003. С. 51-55. Новопашина А. Н. Инвестиционное сотрудничество России и Китая: проблемы развития // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы IV международной научно-практической конференции. Благовещенск, 2014.
3. Куярова Л. Туристический бизнес и социальная ответственность / Л.Куярова, Р.Габрилян // Пробл. теории и практики управл, 2012. С. 44-49.
4. Мирошниченко, О.В., Царевская Е.А. Международный туризм в южных регионах Дальневосточного федерального округа: современные тенденции и особенности развития // Вестник АмГУ, 2013. Вып. 61. С. 124-134.
5. Программа China Friendly URL: http://www.visit-russia.ru/ourprojects/programma-china-friendly (дата обращения: 24.08.2020 г. )
6. Результаты исследования “Иностранные туристы в России. Предпочтения активных путешественников Китая, Японии, Южной Кореи, Великобритании и Германии” (дата обращения: 30.08.2017 г.)