Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Первые загранвизиты ВМФ: в Японию доставили трибунал, в Англию отправили того, кто побывал под трибуналом

Как известно, вскоре после окончания Великой Отечественной войны началась "холодная война". Советский Союз на Западе начали представлять в образе врага и потенциального агрессора. В условиях обострения международной напряженности советские ВМС (с 1955 г. - ВМФ) становились действенным инструментом нашей дипломатии, демонстрации нашей мощи с целью сдерживания агрессивных устремлений.

Известно, что первый послевоенный дружественный визит советского корабля в европейскую страну состоялся в июне 1953 года. Но прежде чем рассказать об этом официальном визите, стоит заметить, что еще в апреле 1946 года эсминец "Резвый" Тихоокеанского флота доставил в Токио советских членов международного военного трибунала. Это был первый визит советского военного корабля в Японию.

Советские эсминцы "Резвый", "Рьяный" и "Разящий" в годы войны с Японией, 24 августа 1945 г.
Советские эсминцы "Резвый", "Рьяный" и "Разящий" в годы войны с Японией, 24 августа 1945 г.

В апреле 1946 года перед командиром эсминца «Резвый» капитаном 3-го ранга С.М. Лобовым была поставлена важная задача - доставить в Токио советских членов международного военного трибунала.

Международный военный трибунал для Дальнего Востока, более известный как Токийский процесс, проходил с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года в Токио. В состав суда входили судьи из 11 государств. От СССР в процессе участвовал член Военной коллегии Верховного суда СССР генерал-майор юстиции И.М. Зарянов. Обвинителями были назначены член-корреспондент Академии наук СССР С.А. Голунский, государственные советники юстиции А.Н. Васильев и Л.Н. Смирнов.

В качестве обвиняемых к участию в процессе было привлечено 29 преступников, главным образом из числа высшего военного и гражданского руководства Японской империи.

Поставленная перед капитаном 3-го ранга С.М. Лобовым задача была им успешно выполнена. Семен Михайлович был награжден орденом Красной Звезды, вскоре получил новое назначение и распрощался с Тихим океаном.

Справочно.

Адмирал флота Лобов Семён Михайлович (1913 — 1977). Родился в деревне Смольниково Московской области. Окончив в 1937 г. ВМУ им. М.В. Фрунзе, С.М. Лобов был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот. Командовал батареей артиллерийской боевой части сторожевого корабля «Бурун». В июне 1942 назначен командиром эсминца «Резвый». В 1964-1972 гг. - командующий Северным флотом. В 1972-1977 гг. - помощник начальника Генштаба ВС СССР по ВМФ.

С.М. Лобов
С.М. Лобов

Биография другого легендарного военного моряка - капитана 1-го ранга Олимпия Ивановича Рудакова, которому доверили осуществить первый официальный визит на крейсере «Свердлов» в Англию, - не была столь безупречной. В ноябре 1942 года эсминец «Сокрушительный», на которым он был помощником капитана, во время сильного шторма в Баренцевом море потерпел аварию (оторвало кормовую часть корпуса), погибло 35 моряков.

Состоялся трибунал. Командир эсминца капитан 3-го ранга М.А. Курилех, командир БЧ-2 капитан-лейтенант Я.Т. Исаенко и капитан-лейтенант О.И. Рудаков были приговорены к расстрелу. Двоих расстреляли, а Рудакову ВМН заменили на 10 лет лагерей с лишением воинского звания и применили отсрочку исполнения наказания с направлением на фронт. Решением Президиума Верховного Совета СССР в марте 1943 года эта мера наказания была заменена пребыванием Рудакова на фронте в штрафной части.

Справочно.

Контр-адмирал Рудаков Олимпий Иванович (1913 - 1974). Родился в г. Казани. После окончания Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе, служил на Северном флоте. В феврале 1944 года как искупивший вину в штрафных частях был восстановлен в офицерском звании и возвращён на Северный флот, продолжил службу помощником командира эсминца «Громкий», затем – командиром эсминца «Доблестный». В августе 1953 года О.И. Рудаков стал контр-адмиралом, был назначен начальником штаба эскадры кораблей 4-го ВМФ. С конца 50-х годов преподавал в Военно-морской академии.

О.И. Рудаков
О.И. Рудаков

В начале 1953 года в СССР поступило приглашение принять участие в параде королевского флота на Спидхейдском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II.

Было решено направить в Англию головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов", который превосходил английские корабли по целому ряду характеристик. Командиром крейсера был капитан 1-го ранга О.И. Рудаков. Миссия была очень ответственной, и экипаж под командованием Рудакова не подвел, продемонстрировал великолепную морскую выучку.

Визит проходи 7-18 июня 1953 года. По пути в Портсмут крейсер попал в шторм, и немного задержался к планируемому времени начала якорной стоянки. О.И. Рудаков не стал дожидаться английского лоцмана и принял решение встать на якорь самостоятельно, несмотря на сложные условия швартовки и отсутствие сигнального буя с надписью имени корабля (буй затянуло течением под воду).

Швартовка была произведена виртуозно, за 12 мин, хотя на швартовку корабля подобного класса обычно отводится более 1 часа. Американцы, принимавшие участие в том же военно-морском параде, накануне стали на два якоря за 2 часа, французы швартовались более 3 часов (1).

Очевидцы вспоминали, что сдержанные и невозмутимые англичане, наблюдавшие за этим сложным маневром, кричали и прыгали от радости, как дети, кидали в воду цветы.

Крейсер «Свердлов» во время коронационных торжеств на Спитхэдском рейде. Июнь 1953 года.
Крейсер «Свердлов» во время коронационных торжеств на Спитхэдском рейде. Июнь 1953 года.

Командир корабля стал в те дни очень популярен, его фотографии были помещены на первых страницах британских газет. На крейсер англичане устроили настоящее паломничество, делегации следовали одна за другой.

Между тем, в адмиралтействе Великобритании заподозрили, что советский корабль оснащен каки-то секретным подруливающим устройством. В апреле 1956 года они решили это проверить, когда в Портсмут прибыл с визитом крейсер «Орджоникидзе». Как известно, такая попытка привела к гибели знаменитого боевого пловца Лайонела Крэбба...

Парад состоялся 17 июня 1953 года. Потом королева давала традиционный прием, на котором О.И. Рудаков удостоился чести поприветствовать ее в числе первых. От имени Советского правительства он преподнес Елизавете II подарок – горностаевую мантию...

-5

После завершения торжеств, крейсер вернулся в Балтийск. Там его тоже встречали, как победителя...

(1) Способ постановки корабля на два якоря, при котором он разворачивается под действием ветра или течения, оставаясь между якорями, называется фертоинг. Он требует предельно слаженной работы боцманской команды и точного расчёта командира корабля – необходимо учитывать скорость и направление ветра, парусность корабля, течение и т.д.