США и Европа сейчас очень заинтересованы в том, чтобы вбить клин между Россией и Китаем. По этой причине они предпринимают дипломатические инициативы одну за другой, но почему-то переговоры ни разу не обходятся без крупного антикитайского жеста с западной стороны.
Возьмем как пример проходящий сейчас очный саммит между Си Цзиньпином и лидерами ЕС. Он в таком формате проходит впервые с 2019 года, что важно само по себе, и в то же время у Пекина с Брюсселем есть немало конфликтных вопросов, которые требуют разрешения.
Здравый подход со стороны ЕС заключался бы в недопущении никаких неприятных инцидентов. Но вчера, накануне саммита, Италия официально вышла из китайского инфраструктурного проекта «Один пояс — один путь», к которому присоединилась в 2019 году и который является ключевой платформой для сотрудничества с Пекином.
О намерении выйти из инициативы в Риме заявляли больше года, но выбор официальной даты выхода не мог быть случайным. Италия приурочила событие прямо к саммиту, будучи не просто членом ЕС, а страной — основательницей союза, и это посылает Пекину недвусмысленно враждебный сигнал.
Случаи, когда западный собеседник Китая допускал провокации во время переговоров, происходят систематически. О том, как Джо Байден назвал Си Цзиньпина диктатором сразу после их встречи в Сан-Франциско, помнят все. Кроме того, в конце августа Пекин впервые за пять лет посетил глава МИД Британии — и тогда же комитет британского парламента по международным делам выпустил отчет, где впервые официально была признана независимость Тайваня.
Как объяснить такое поведение? Если не подозревать сговора при изначальном нежелании прийти к соглашению с Китаем, дело может быть только в отсутствии у каждой западной страны внешнеполитического курса. Но в массовое раздвоение личности у МИД США и стран Европы верится как-то меньше, чем в общую для всех них вражду к Поднебесной.
Артем Косович специально для «БайБайден»