"Таких актрис, как Алла Ларионова больше нет и не будет" – сказал как-то в одном из интервью актер Станислав Садальский.
И действительно, Ларионова была изысканным бриллиантом советского кино с многообещающим будущим. В 22 года в образе Любавы в фильме «Садко» она покорила Международный кинофестиваль в Венеции, ею неистово восхищался Чарли Чаплин, предлагая роли в Голливуде, вниманием одаривал французский актер Жерар Филип (Фанфан-Тюльпан, 1952 г.). Десятки потрясающих картин, пополнившие золотой фонд советского кинематографа, общесоюзное признание и государственные награды.
Казалось бы, сама судьба благоволила актрисе и предрекала ей счастливый жизненный путь, однако ее история оказалась куда более трагичной. Серьезная травма лица, тяжелая болезнь, потеря мужа и пьянство дочери, увы, не оставили шансов актрисе на счастливый финал.
Так как же сложилась непростая судьба Аллы Ларионовой?
Путь к Олимпу
Недоброжелатели называли Ларионову баловнем судьбы. И во многом имели на это право. В кино еще совсем юная Аллочка оказалась случайно – без конкурса и испытаний. По удивительному стечению обстоятельств к ней дважды подходили режиссеры на улице, моментально считавшие талант и актерские задатки 12-летней миловидной девочки. В первый раз – отказали родители, а во второй – Алла, наплевав на мнение последних, сама отправилась на съемки. Фотографии Ларионовой тут же появились в картотеке Мосфильма. А дальше – завертелось-закружилось.
Пошли первые роли в массовке, успешное поступление по ВГИК и первый, свалившийся на голову триумф. В 22 года она дебютировала в фильме "Садко" и в одночасье проснулась знаменитой – не только в СССР, но и в мире западного кинематографа. Зарубежные газеты восторженно писали:
«Русские привезли настоящее чудо красоты!»; «Алла неотразима – самая молодая, самая веселая, самая красивая. Ее появление на фестивале – уже успех! Солнце Венеции – в волосах у Аллы»
Даже сам Чарли Чаплин, увидев русскую красавицу, завалил письмами Комитет по делам кинематографии СССР. Слезно просил отпустить Ларионову в Голливуд – на что советские чиновники лукаво ответили:
Невозможно. График съемок актрисы расписан вплоть на несколько лет вперед.
Отчасти это было правдой. После "Садко" предложения на Ларионову посыпались, как из рога изобилия. Свой первый триумф она уверенно закрепила в фильме «Анна на шее» с Александром Вертинским в главной роли, который сперва скептически отнесся к партнерше по кадру. Однако, увидев Ларионову в работе – ее педантизм, самоотдачу – мнение поменял, а потом и вовсе проникся к актрисе теплыми чувствами. В архивах сохранились даже его любовные послания в адрес Ларионовой:
Это Вам за то, что я тоскую // И влюбляюсь прочно день от дня. // Это Вам – за Ваши поцелуи // Чуть не отравившие меня!
Киев, август 1955. Александр Вертинский»
Роковое мгновение
Нежилась в лучах славы на творческом Олимпе Ларионова еще 10 с лишним лет. Сыграла в фильмах "Двенадцатая ночь", "Отцы и дети", "Три сестры", "Ко мне, Мухтар". Однако карьера актрисы оборвалась в одно роковое мгновение.
В 1970-е гг. подвыпивший Григорий Юматов отвозил Ларионову домой. Резко затормозил, актриса сильно ударилась лицом и рассекла себе губу. Столичные врачи зашили рану небрежно, и Алла Дмитриевна в одно мгновенье потеряла былую красоту. Шрам поставил крест на ее карьере, которая и без того шла уже на спад – стилистика советского кино менялась, требовались свежие образы. В новую парадигму Ларионова уже не вписывалась. Хотя в эпизодах некоторых кинолент все же появлялась.
Наступил тяжелый период забвения. Не только для Аллы Дмитриевны, но и для ее мужа – Николая Рыбникова. Их творческий тандем, по сути, отправили в архив.
Доживая старость и "красивый смерть"
Образ работяг-стахановцев, которых привык играть Рыбников, никому уже был не нужен. Актер стал много пить. Атмосфера в семье с каждый годом ухудшалась. Началось безденежье. Станислав Садальский вспоминал:
«Наина Ельцина предлагала ей помощь, как и многим артистам, но Алла отказалась, скромно жила на свою маленькую пенсию, чуть больше пятисот рублей. Жила трудно, часто болела, страдала за свою младшую дочь от Рыбникова Аришу, которая спивалась»
С дочерью Ариной и вовсе была беда. Как бы сейчас сказали психологи – девочку в раннем возрасте родители упустили, из-за своей вечной занятости на работе. В школе училась слабо, дисциплины никакой не было. Вот и пристрастилась к алкоголю. А как умер отец, то и вовсе ушла в пьянство. Как мать только не пыталась спасти ребенка – ничего не помогало, даже кодирование. Поэтому финал для нее был закономерный – дочь переживет маму только на 4 года и уйдет в 2004 году.
Незадолго до смерти у Ларионовой начались серьезные проблемы со здоровьем. Но даже в таком состоянии и на фоне колоссальных личных проблем, актриса сохраняла бодрость духа и живость ума. Продолжала за собой следить до самого конца:
Однажды Ларионова потеряла сознание во время полета. Нонна Мордюкова предложила артистке лекарство, а Валентина Титова хотела снять с нее парик, чтобы Ларионовой было удобнее. Но актриса уверенно сказала: «Никогда! Умирать, так в парике». До последнего она старалась хорошо выглядеть и не показывала своих страданий – вспоминал Садальский.
Ушла из жизни Ларионова в 2000 году от обширного инфаркта. Нашли ее спустя 6 дней – пришлось взламывать квартиру. Ушла она, как и подобает актрисе – красиво:
«Она и умерла с сеточкой на волосах и в бигудях — дочь Алена, приехавшая со спасателями, сняла с нее четыре штуки» – говорил Станислав Садальский.
Вот такие виражи судьбы Аллы Ларионовой. А вы как относитесь к этой актрисе?