Фразу «Ваш край долго спал, мы приехали его разбудить» сказала рамонцам в конце XIX века одна очень энергичная женщина. И слово свое – сдержала.
Родилась она в 1845 году третьей дочерью в семье Великой княгини Марии Николаевны от первого брака и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, герцога Лейхтенбергского из Баварии. Ее прабабушка являлась первой женой великого Наполеона - Жозефиной Богарне. Евгения также была внучкой императора Николая I.
В 1868 году она вступила в брак с принцем Александром Петровичем Ольденбургским, который являлся ее троюродным братом. Оба супруга - правнуки императора Павла I.
В том же году у них родился сын Петр, ставший их единственным ребенком. К сожалению, их сын, Несмотря на брак с сестрой Николая II Ольгой Александровной, умер в 1924 году бездетным от чахотки во Франции.
Считается, что имение и сахарный завод в Рамони были подарены Евгении Максимилиановне за заслуги принцессы в общественной и культурной жизни.
И не счесть этих заслуг:
· президент минералогического общества;
· помощь престарелым труженицам;
· член общества помощи калекам, обучающимся ремеслу;
· попечитель художественных школ.
Особенно всегда отмечалась работа принцессы в обществе Красного Креста. В XIX веке Россия беспрестанно вела войны и, конечно, было много раненых. Евгения Максимилиановна провела огромную работу по организации работы в госпиталях и среди сестер милосердия.
И что характерно – на всех постах принцесса Ольденбургская не присвоила себе ни копейки. Ее Императорское высочество показала пример бескорыстного служения Родине. За такие труды Царственная семья не могла не отблагодарить достойным подарком. Но проблема была в том, что принцесса всегда тяготилась балов, света, столицы и император нашел удаленные от Петербурга земли.
Поселок Рамонь Воронежской Губернии был бесконечно далек от столицы и подходил нашей героине как имение даже очень. Она была человеком дела, очень любила охоту. Причем охоту на хищников. А вокруг Рамони были тогда дремучие леса со стаями волков.
Вроде все логично. Почему же тогда идет спор исследователей – был ли подарок?
Дело в том, что подарки императора, тем более недвижимого имущества, обязательно оформлялись соответствующими актами. Но прежде дарения имение Рамонь должно было стать собственностью царского двора. Вместе с тем в «Полном собрании законов Российской Империи» за 1873-1889 гг., где опубликован ряд подобных актов, нет документов о переходе имения Рамонь в собственность императора или в государственную казну, а также о его дарении. Это и ставит под сомнение факт преподнесения Александром II в качестве царского подарка принцессе Е.М. Ольденбургской имения «Рамонь с сахарным заводом».
Рамонь – бывшее имение помещика Тулинова. В 1840 году его плодороднейшие земли и богатые лесные массивы стали собственностью помещицы Шеле. В Рамони она построила сахаропесочный завод, который вскоре продала генералу Лепарскому. Но тот недолго владел им. Проштрафившийся во время Крымской войны, он потерял все свое достояние. По одной из версий в 1863 году царь Александр II конфисковал его имение вместе с заводом и подарил принцу Ольденбургскому.
Однако, Есть и архивные документы, указывающие, что в 1876 году Огранович и Лепарский продали Рамонское имение с сахарным заводом, усадьбой и 3300 десятинами земли Вельяминовой. И в этом же году в Воронежский уездный суд была представлена купчая от генерал-лейтенанта Ограновича Николая Степановича на купленное им у действительной статской советницы Анны Ивановны Шеле имение «Рамонь», где не указывается в качестве второго покупателя подполковник Лепарский Степан Игнатьевич, ЧТО ТАКже подтверждается архивными данными.
Так что на сегодняшний день споры о том, купили ли Ольденбургские имние или это был царский подарок, так и не утихают.
Но после того, как чета Ольденбургских поселилась в Рамони, Очень быстро на месте полукустарного завода вырос просторный корпус с башнями. В нем помещается Рамонский сахзавод и поныне (на данный момент уже не действующий). Затем стала давать продукцию «Паровая фабрика конфет и шоколада», которая на выставках Лондона, Парижа, Брюсселя неизменно награждалась золотыми медалями. Евгения Максимилиановна в 1901 году подвела к Рамони железную дорогу от станции Графской.
Потом дошла очередь до дворца. Закладка его состоялась в 1883 году, а в 1887 году была закончена внутренняя отделка. Руководил строительством некто Христофор Нейслер.
Тогда же на территории дворца в том же стиле был сооружен дом, получивший название «свитских номеров», так как в нем размещалась свита, сопровождавшая гостей. Вскоре въездную башню дворца украсили куранты швейцарской фирмы «Винтер». Так дворец и окружающая его территория приняли тот прекрасный и величественный вид, украшавший Рамонь до самой революции.
Но события начала ХХ века прошли вихрем по всей России. Коснулись они и дворца принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.
В самом дворце в советское время по очереди побывали школа, тифозная больница, казарма, фрагменты местного химико-технологического института, администрация сахарного завода, Дом Пионеров, библиотека, краеведческий музей... К 1970 году здание окончательно развалилось, в конце 70х годов начата его реставрация. Планировалось восстановить дворец к 400-летию Воронежа, но ... не сложилось. Тем не менее, успели заменить все межэтажные перекрытия и крышу. Ну а в придворцовых постройках были квартиры.
Все начало меняться с наступлением XXIвека. И уже в 2013 году дворец приобрел статус дворцового комплекса Ольденбургских. Началось расселение придворцовых зданий, завершившееся в 2018 году. После за дело вязлись историки и реставраторы.
В 2013 году дворец был в довольно плачевном состоянии: текла крыша, в подвале стояла вода, не было отопления.
Но восстановление начали с парка, тем более в этот же год было 400-летие Рамони.
При Ольденбургских парка не было, появился он уже в советское время, а. в 2013-м здесь разбили настоящий царский парк с английскими лабиринтами и клумбой-гербом Ольденбургских.
Сегодня он поражает летом своими розами, а в тени аллей можно насладиться видами, которые вдохновляли в свое время на написание стихов великого князя Константина Константиновича Романова.
Мне бессильным не выразить словом,
Как у вас отдыхает душа,
Как под вашим приветливо кровом
И как ваша Рамонь хороша!
Хороша она далью лесною
И дворцом над обрывом крутым,
Хороша тихоструйной рекою
И привольным простором степным.
Но милее и лучше, и краше
Гор, оврагов, озер и полей
Дорогое радушие ваше
С простотой деревенской своей.
Уже в 2014-м во дворце была открыта первая экспозиция «Романовы-Ольденбургские: возвращение через век». На первом этаже появились портреты основателей дворца – Евгении Максимилиановны и Александра Петровича. В 2015-м прошли первые Ольденбургские чтения.
Также в 2015-м году открылся Свитский корпус, восстановленный после пожара, случившегося после расселения в 2014, с экспозицией «Романовы-Ольденбургские: история отношений».
Самое главное в любом музее – мемориальные предметы. и, к счастью, на момент создания Свитского корпуса такая коллекция предметов имелась. Так, в экспозиции представлен кабинетный рояль, когда–то принадлежавший великой княжне Ольге Александровне и стоявший в имении Ольгино.
В 2016 году на дворце полностью отреставрировали кровлю и печные трубы дворца. Чешуйчатая кровля Северной башни уникальна – каждая чешуйка изготавливалась отдельно, был восстановлен шпиль.
Реставрация всего комплекса отличается бережным подходом к работам. восстановить пытаются настолько скрупулезно, что ищут те же материалы, из которого было сделано изначально.
В 2019 году перед посетителями предстали реконструированный грот и лестница нижнего парка. При работах использовался камень, аналогичный тому, из которого была построена лестница. Его специально искали по Воронежской области, а нашли в карьере в Стрелице в Семилукском районе. Сохранившиеся элементы парковой лестницы восстановлены, а утерянные – воссозданы из того же камня. Если присмотреться, то старые элементы отличаются от новых только по цвету.
Свод и арки Грота со скульптурой «диковинной рыбы» восстанавливали с помощью камня из Кривоборья, который очень похож по структуре на подлинный материал.
Кстати, при реставрации грота была обнаружена внутри подпорная стена, защищавшая дворец от обрушения. ее не стали закрывать, чтобы показать ее историческую ценность
Скульптуру «диковинной рыбы» восстановили по историческим фотографиям. Система фонтанов в Нижнем парке, по которой происходила циркуляция воды, была утрачена практически полностью: сохранились только чаша фонтана и каскад. Поэтому фонтан работает благодаря насосному оборудованию.
В 2020 году были завершены реставрационные работы на цокольном этаже дворца. Восстановлена кирпичная кладка, сохранена естественная вентиляция в помещении.
Специалистами было обследовано состояние калориферной печи, расположенной на цокольном этаже, которая давала эффект теплых полов и тепкоторая по историческим документамловой завесы при входе во дворец. К сожалению, керамические воздуховоды, расположенные в полостях стен дворца, частично повреждены, поэтому восстановить существовавшую при Ольденбургских систему отопления невозможно. Сейчас на цокольном этаже сделан теплый пол, поверх которого уложена клинкерная плитка, благодаря чему в помещении тепло.
На цокольном этаже находилась винтовая лестница, которая соединяла все этажи дворца. Фрагмент лестницы восстановлен на ее историческом месте.
Теперь на цокольном этаже действует постоянная экспозиция «На благо Отечества», которой по праву можно гордиться. Ведь она собрала все имеющиеся на тот момент сведения чете Ольденбургских, о семье Ольденбургских.
На первом этаже реставрационные работы продолжаются. номногое уже и сделано. Пол террасы с восточной стороны дворца восстановлен в соответствии с историческими сведениями. Обычную плитку, уложенную в советское время, заменили. За фасад еще не принимались, но по всему зданию уже отреставрированы оконные блоки. Причем это именно реставрация – утерянные элементы восстанавливались, что–то сохранялось, вплоть до фурнитуры. Механизмы открывания и закрывания окон исторические. Часть из них отреставрирована, часть оставлена старой. Например, в одном из оконных механизмов согнута ручка – ее специально оставили, как есть.
Также восстановлен балкон и отреставрирована наружная чугунная лестница к нему. Перила – исторические, но заменен утраченный поручень. Какие–то элементы восстановили с помощью слепков, которые делали на колокольном заводе. Но заметны и старые – например, чугунные цветы с обломанными лепестками.
Лестница абсолютно функциональна и стопроцентно идентична той, что была здесь почти 150 лет назад,
А в самом здании отреставрированы четыре печи. и реставрировали их рамонские умельцы, потомки тех печников, которых в свое время приглашала Евгения Максимилиановна.
Хозяйственную (боковую, черную) лестницу укрепили. Ограждение историческое – разве что восстановили утраченную балясину внизу. Если присмотреться, то можно увидеть острые засечки на балясинах: они были нужны для того, чтобы прислуга не бегала по лестнице. Евгения Максимилиановна одевала девушек, но требовала, чтобы те берегли одежду и спускаясь, не бежали по лестнице. На первый раз прощала, но потом девушки должны были уже за свой счет приобретать себе одежду.
Дворец посещала и невестка великой княгини Ольги Александровны Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Благодаря ее воспоминаниям, ее мужа Тихона и ее сына мы смогли узнать много нового о дворце. вообще за последние годы было сделано много по изучению прошлого родной сестры Николая II.
Благодаря общению с Ольгой Николаевной выяснилось, что есть дневники Ольги Александровны и они до сих не изданы и до сих пор не переведены. И сотрудники комплекса ради одного слова Ольги перелопачивают сотни архивных документов. Благодаря их труду в экспозиции «На благо Отечества» представлена переписка Ольги Александровны с Николаем II и готовится к изданию переписка с сестрой Ксением Александровной и вдвовствующей императрицей Марией Федоровной. В книге «Рамонь ее высочества» также представлены новые научные данные, подтвержденные фактами и источниками.
В 2022-м открылся еще один музейный объект. Дом с ризалитами. По воспоминаниям рамонцев здесь жила чистая домовая прислуга. Чистая домовая – она занимала более привилигированное положение нежели грязная дворовая. Вообще назначение этого здания поменялось кардинально после реставрации. Первоначально планировалось использовать это здание как ЗАГС. но потом все-таки решили использовать по музейному назначению. И всего за год работы «Дом с ризалитами» принял выставку сразу двух федеральных музеев – Петергофа и Царского села. Кстати, сотрудники комплекса Ольденбургских вывозили и свою выставку, и даже спектакль про великую княгиню Ольгу Александровну на суд петербуржской публики и сотрудникам музея-заповедника в Гатчине.
В прошлом, 2022-м, году был открыт еще один объект – фельдшерский дом. Когда-то здесь располагалась лечебница, где совершенствовала свои навыки великая княгиня Ольга Александровна. Ей и ее соседям по Рамони, крестьянам, и решили посвятить новую экспозицию «Краски жизни». В основе экспозиции – цитаты из ее дневников и писем. Поэтому рассказ о жизни в Рамони – это рассказ о том. что видела Ольга Александровна. Сотрудникам музейного комплекса получилось не перейти ту тонкую грань, когда с истории срываешься в псевдонародность. Выставка сделана с расчетом, чтобы все можно было потрогать, подержать в руках, ощутить тяжесть.
Продолжаются, начатые в 2018-м реставрационные работы служб, построек, сделанных еще при первых владельцах Рамони Тулиновых. И снова загадки. Как и в любом объекте комплекса Ольденбургских, так и в этих – никогда не знаешь, что тебя ожидает. Так дом, стоящий слева от бокового входа во дворец, уже принес удивительные открытия. Построенный из красного кирпича, характерного для построек начала XIX века, он казался одним зданием, но это 2 отдельных здания со вставкой, сделанной в советское время. Думается – реставраторов и ученых ждет здесь еще немало интересных открытий.
Как видим, со временем все встает на свои места. Спустя 10 лет все равно много еще неизвестно. Но каждый год проводятся Ольденбургские чтения, на которые приезжают исследователи, продолжается работа с архивами. И будем верить, что все-таки недалеко то время, когда мы разгадаем тайну Рамони.